Откуда берутся штормы и ураганы?




Модуль 1 «Академическое письмо»

Домашнее задание к практическому занятию № 3

Языковые особенности научного стиля

Повторите материал лекции №2 и приготовьтесь к ответу на следующие вопросы:

1. Научный стиль и его характеристики: сфера, адресат, стилевые черты.

2. Языковые особенности научного стиля: лексические, морфологические, синтаксические.

3. Подстили и жанры научного стиля.

Задания 1–5 выполняются письменно, в тетради, от руки.

Задание 1. Выпишите в тетради определения следующих понятий: отвлечённая лексика, общенаучные термины, специальные термины.

Задание 2. Определите, в каких предложениях выделенные слова являются терминами. Аргументируйте свой ответ.

1. А) Водоросли образуют главную массу водяной растительности. Б) Наибольшую массу составляют скелетные, или поперечнополостные, мышцы. В) Количество материи, содержащееся в данном теле, называется массой тела. Г) Масса и энергия – две эквивалентные характеристики движущегося тела.

2. А) Два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Б) Холодок пробегает по телу. В) Геометрия должна учить измерению площадей и тел.

3. А) Разделив массу этого белого карлика на его объем, получим, что плотность его вещества в 90 тысяч раз больше плотности воды. Б) Густой, ощутимой плотности свет наполнял комнату.

 

Задание 3. Подберите словосочетания, характерные для научного стиля, синонимичные данным глаголам. Составьте предложения.

Образец. Интересоваться – проявлять интерес. Проявлять интерес к иностранным языкам.

Характеризовать, анализировать, воздействовать, влиять, разрабатывать, экспериментировать, аргументировать, затруднять, заключать, подытоживать, оценивать, полемизировать, дискутировать.

Задание 4. Прочитайте текст. Определите, какие несоответствия требованиям, предъявляемым к языку научного текста, здесь присутствуют. Отредактируйте и запишите исправленный вариант текста. Замените некоторые его компоненты предложенными ниже словами и словосочетаниями. Обоснуйте правомерность осуществленных вами замен и исправлений.

Живая клетка – это удивительно сложный механизм. Она не может нормально жить и функционировать, если повредить отдельные ее участки. Даже совсем слабые радиоактивные излучения способно серьезно навредить клетке, из-за них клетка может заболеть, получить лучевую болезнь. Если же радиоактивное излучение чуть сильнее, живой организм может погибнуть. Излучение опасно также тем, что даже в смертельных дозах оно не вызывает боли, и человек или животное могут его совершенно не чувствовать.

Слова для замены: нормальная жизнедеятельность, функционирование, значительные повреждения, серьезные заболевания, большая интенсивность, опасность, болевые ощущения, радиоактивное воздействие.

Задание 5. Охарактеризуйте текст с точки зрения использования в нём именных и глагольных форм: у имён существительных определите, какой род и какие падежные формы используются чаще других. У глаголов выявите преобладание форм времени и лица (своё мнение подтвердите конкретными примерами из текста). (Текст НЕ переписываем – записываем ТОЛЬКО особенности указанных частей речи с примерами.)

Для продления сроков жизни человека и управления его функциональными состояниями предлагается использовать магнитные, электрические, электромагнитные и гравитационные волны и поля. Это предложение исходит из научно обоснованного понимания того, что рождение и развитие человека происходит в условиях вполне определенной матрицы силовых полей гравитационных, электромагнитных, электрических и прочих волн и их постоянных составляющих. Старение же организма является следствием расхождения телесной субстанции человека с вышеуказанной матрицей, составляющие которой изменяются по мере эволюции гео-гелио и других планетарных систем. С этой точки зрения создание искусственной, но постоянной матрицы способствовало бы значительному продлению человеческой жизни, особенно если такая матрица будет создана в условиях космоса, а не Земли, на которой трудно избавиться от присущих ей аномалий. Поэтому экономически целесообразнее ориентироваться на Космос, а не на Землю. Вот почему в программах освоения космоса следует предусмотреть реализацию космической геронтологии.

 

Задание 6. Проанализируйте данные ниже тексты. Определите подстиль научного стиля, свой ответ аргументируйте. Найдите языковые особенности данного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

Текст 1.

Амитоз

Амитоз, или прямое деление, – это деление интерфазного ядра путем перетяжки без образования веретена деления (хромосомы в световом микроскопе вообще неразличимы). Такое деление встречается у одноклеточных организмов (например, амитозом делятся полиплоидные большие ядра инфузорий), а также в некоторых высокоспециализированных клетках растений и животных с ослабленной физиологической активностью, дегенерирующих, обреченных на гибель, либо при различных патологических процессах, таких как злокачественный рост, воспаление и т. п. Амитоз можно наблюдать в тканях растущего клубня картофеля, эндосперме, стенках завязи пестика и паренхиме черешков листьев. Такой тип деления характерен для клеток печени, хрящевых клеток, роговицы глаза.

Очень часто при амитозе наблюдают только деление ядра, в этом случае могут возникнуть двух- и многоядерные клетки. Если же за делением ядра следует деление цитоплазмы, то распределение клеточных компонентов, как и ДНК, осуществляется произвольно. Амитоз в отличие от митоза является самым экономичным способом деления, так как энергетические затраты при этом весьма незначительны. К амитозу близко клеточное деление у прокариот. Бактериальная клетка содержит только одну, чаще всего кольцевую молекулу ДНК, прикрепленную к клеточной мембране. Перед делением клетки ДНК реплицируется, и образуются две идентичные молекулы ДНК, каждая из которых также прикреплена к клеточной мембране. При делении клетки клеточная мембрана врастает между этими двумя молекулами ДНК, так что в конечном итоге в каждой дочерней клетке, оказывается, по одной идентичной молекуле ДНК. Такой процесс получил название прямого бинарного деления.

Текст 2.

Откуда берутся штормы и ураганы?

Возьмем скопление сухого холодного воздуха из Арктики. Пошлем его на юг до пересечения с массой жаркого воздуха, поднимающегося с экватора и насыщенного влагой. Теперь можно сесть и наблюдать за разыгравшейся бурей. Две массы воздуха вклиниваются друг в друга и распластываются, как два автомобиля при прямом лобовом столкновении. Длинная плоская область столкновения называется атмосферным фронтом. Вы знаете, что теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается к верху, холодный воздух имеет тенденцию опускаться вниз. Теплый фронт возникает тогда, когда быстро движущаяся масса теплого воздуха при столкновении как бы наезжает на холодный воздух. Из водяных паров, насыщающих теплый воздух, образуются тучи, и может начаться дождь.

В других случаях быстрее движется масса холодного воздуха, эта масса как бы освобождает себе место, активно отталкивая кверху более теплый воздух. Это называется холодным фронтом, так как холодный воздух вытесняет теплый воздух кверху намного быстрее, чем теплый воздух поднимается кверху сам при формировании теплого фронта. Что получается в результате? Не просто облачность и не просто дожди, а все это вместе с яростными бурями, а иногда и со смерчами.

Рис. 1. А - на большой высоте воздух движется по спирали наружу, по часовой стрелке, В – - центр шторма, Сиз центра полосами распространяется дождь, Dна уровне моря ветер дует по спирали к центру шторма (по часовой стрелке в Южном полушарии и против часовой стрелки в Северном)

 

Текст 3.

Е.Е. Костина, Е.В. Краснов

 

СИММЕТРИЯ КОРАЛЛОВОГО ПОЛИПА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ANTHOZOA

Сравнительное изучение симметрии различных групп кораллов позволяет сделать вывод об их исходной билатеральности. Симметрийное разнообразие полипов необходимо учитывать в таксономических классификациях на всех уровнях (начиная с видового).

Ключевые слова: кораллы, симметрия кораллового полипа, таксономическая классификация.

 

В отличие от чрезвычайной изменчивости внешнего вида кораллов в пространственной организации их внутренних органов исследователи издавна отмечают достаточно строгую упорядоченность, исследуя которую возможно восстанавливать ход онто- и филогенетических преобразований класса Anthozoa и различать отдельные таксоны. За первооснову при таком подходе принимаются законы симметрии – одного из немногих фундаментальных свойств материи, отражающих, в частности, формирование структуры биологического пространства и взаимосвязей составляющих его частей. В соответствии с универсальным принципом П. Кюри можно считать, что симметрия кораллового полипа, запрограммированная в его генотипе, и симметрия внешней среды при взаимодействии образуют фенотип, сохраняющий только совпадающие элементы. К примеру, у большинства видов одиночных склерактиний Eupsammia септальный аппарат совершенно однотипен (96 септ), но миоценовые виды были крупнее современных. Напротив, полипы Caryophyllia в ходе филогенеза, начиная с юры, увеличивались в размерах, и у них прогрессивно возрастало количество септ.

В ходе исследования симметрии обнаружилась повторяемость (метамерия) не только отдельных признаков (расположения скелетных структур, мезентериев, сифоноглифов и др.), но и способов (модусов) их изменений. По мере накопления фактов оценка таксономического значения симметрии кораллов претерпела значительные изменения.

Если первые исследователи считали, что подклассы Anthozoa отличаются основным планом строения, и подразделили их на Tetracorallia, Hexacorallia и Octocorallia, то позже появились как будто веские доказательства приспособительного значения симметрии в расположении мезентерий и септ. О. Шиндевольф, Б.С. Соколов, Ж. Аллуато [1; 2] убедительно показали, что топология мезентерий и септального аппарата современных и древних кораллов в целом независима от их внешней формы и способа прикрепления к субстрату.

 

Текст 4.

Аббревиатура (итал. abbreviatura − сокращение, от лат. abbrevio − сокращаю) − существительное, образованное из усечённых слов, входящих в исходное словосочетание, или из названий начальных букв этих слов (реже из усечённых компонентов, названий начальных букв компонентов исходного сложного слова). Последний компонент А. может быть также целым (неусечённым) словом. По своей структуре различаются след. типы А. 1) А. «инициального» типа, к-рые, в свою очередь, делятся на три подтипа: а) буквенные А., состоящие из названий начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание: ЭВМ [э-вэ-ём] − электронная вычислительная машина, МГД [эм-гэ-дЗ] − магнитная гидродинамика, магнитогидродинамика, ЧП или чепэ − чрезвычайное происшествие; б) звуковые А., состоящие из начальных звуков слов исходного словосочетания, т. е. читаемые как обычное слово, напр. вуз - высшее учебное заведение, ЦУМ − Центральный универсальный магазин, ГЭС − гидроэлектростанция; в) буквенно-звуковые А., состоящие как из названий начальных букв, так и из начальных звуков слов, входящих в исходное словосочетание: ЦСКА [цэ-эс-ка] − Центральный спортивный клуб армии. 2) А., состоящие из сочетания начальных частей слов, т.н. слоговые: продмаг − продовольственный магазин, завхоз, комсомол. 3) А. смешанного типа, состоящие как из начальных частей слов, так и из начальных звуков: сельпо − сельское потребительское общество, собес, КамАЗ. 4) А., состоящие из сочетания начальной части слова (слов) с целым словом: запчасти - запасные части, оргработа, Сбербанк. 5) А., состоящие из сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа существительного: завкафедрой − заведующий кафедрой, комроты, поммастера, управделами. 6) А., состоящие из сочетания начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго: мопед − мотоцикл-велосипед, эсминец − эскадренный миноносец, военкомат, торгпредство. А. характеризуются определёнными грамматическими свойствами.

Литература для справок:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие вузов. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – С. 4–48.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432 с. URL: https://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/part-003.htm

3. Кожина, М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: Учебник. – 4-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2008. – С. 285–450.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Проф. В.И. Максимова и А. В. Голубевой. – М.: Гардарики, 2008. – 408 с.

5. Русский язык и культура речи: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 26–54.

6. Хорошая речь / под ред. М.А. Кормильцыной, О.Б. Сиротининой. – 2-е изд., испр. – М.: ЛКИ, 2007. – С. 57–106.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: