Научный стиль
Задание на дом
Теоретические вопросы
1. Система функциональных разновидностей русского литературного языка.
2. Характеристика официально-делового стиля (в соответствии с приведенной схемой).
Схема характеристики функциональной разновидности русского литературного языка
1. Сфера использования. Функции стиля. Формы и виды речи (см. тему 2).
2. Подстили и жанры.
3. Стилеобразующие черты.
4. Языковые черты научного стиля:
а) в области лексики и фразеологии;
б) в области словообразования;
в) морфологические;
г) синтаксические
д) фонетические
5. Использование стилистически окрашенных языковых средств, стилистических приемов и т.п.
Практические задания
Задание 1. Начните заполнять таблицу «Языковые средства функциональных разновидностей русского литературного языка» (удобнее заполнять ее в альбомной ориентации и шрифтом 11-12). К концу занятий эта таблица должна быть заполнена до конца.
Языковые средства функциональных разновидностей русского литературного языка
Языковые черты | Функциональные разновидности русского литературного языка | ||||
Научный стиль | Официально-деловой стиль | Публицистический стиль | Разговорная речь | ЯХЛ | |
В области лексики и фразеологии | |||||
В области словообразования | |||||
В морфологии | |||||
В синтаксисе | |||||
В фонетике |
Задание 2. Выделите в приведенных фрагментеязыковые средства, характерные для научного стиля. Укажите, к какому подстилю относится каждый фрагмент и как это влияет на отбор языковых средств.
1. Главным отличием рецептивной эстетики от других литературоведческих дисциплин является поворот к читателю. А.В. Дранов в концептуальной статье, посвященной функционированию школы рецептивной эстетики, дает следующее определение: рецептивная эстетика – «направление в критике <…>, исходящее из идеи возникновения произведения и реализации его только в процессе «встречи», контакта литературного текста с читателем» [3, 350].
Рецептивная эстетика отказывается от представлений «о независимости искусства от общественно-исторического контекста, вводя в сферу исследования читателя и общество, представляя литературный текст как продукт исторической ситуации, зависящий от позиции читателя» [3, 350]. С этим связан интерес рецептивной эстетики к явлениям массовой культуры (развлекательно-тривиальной литературе, газетно-журнальной продукции, комиксам), и обусловлена ее связь с социологическими исследованиями, педагогикой, прикладными литературоведческими дисциплинами.
Рецептивная эстетика, в крайних своих проявлениях идущая по пути герменевтического анализа, отказавшись от тезиса о самоценности произведения, попала в другую крайность – полного отказа от объективной эстетической ценности произведения. Чем больше разворачивалась полемика по этому вопросу, тем резче обозначалась эта тенденция. Разумеется, такой подход не может считаться идеальным и даже хоть в какой-то мере конструктивным. Ведь, заинтересовавшись «социумом», «массой», «герменевтическая» рецептивная эстетика утратила личность. Произошла дегуманизация литературного пространства. <…> Следовательно, крайние подходы рецептивной эстетики к исследованию взаимодействия автора – текста – читателя нуждаются в пересмотре.
2. Большая белая цапля – перелетная птица. Она зимует в Средиземноморье, возвращается с зимовки в марте. Размером она примерно с серую цаплю, размах крыльев до 190 см. Гнездо из тростинок имеет форму воронки, изнутри оно выстлано более тонким и мягким материалом. Строить гнездо начинает самец, но после образования пары завершают строительство оба партнера. Самец приносит строительный материал, самка достраивает гнездо и приступает к кладке. В кладке 3-5 светло-голубых яиц длиной около 60 мм. Насиживают их оба родителя, сменяя друг друга в течение 25-26 дней. Птенцы начинаю летать в возрасте 6 недель.
Питается большая белая цаплярыбой, насекомыми, мелкими грызунами, землеройками, птенцами.
3. В монографии представлены результаты исследования, выполненного в рамках научно-исследовательского проекта по направлению «Методология и методика построения механизмов управления качеством образовательных услуг в вузе в условиях требований Федеральных государственных образовательных стандартов».
Текст содержит анализ международного и российского опыта управления качеством образования и описание технологии использования процессного подхода в управлении качеством образовательных результатов на факультете и кафедре вуза.
Издание адресовано научным работникам, специалистам в области образовательного менеджмента.
Задание 3. Из работ научного стиля (любого подстиля) по литературоведению и/или языкознанию подберите примеры, демонстрирующие грамматические особенности научного стиля (глагольные формы в значении настоящего постоянного, цепочки форм родительного падежа, страдательные обороты речи и т.д.)
Задание 4. Расскажите, какие сведения о научном стиле входят в программу средней школы и какие умения должны быть сформированы у обучающихся при их освоении.