Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Помимо шариковой ручки школьного образца с синими чернилами, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (в пятой клетке начинаем писать следующую работу).
Запись даты написания работы ведётся по центру рабочей строки (примерно отступить 10 клеток от края).
Запись названия работы проводится, отступив 2 клетки, и оформляется как предложение.
Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем две клетки от края.
Вариант выполнения работы фиксируется на полях (краткая запись).
Например: 1 в. или 2 в. (арабскими цифрами).
Между разными видами заданий в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки вниз (в третьей клетке пишем).
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 4 клетки вправо, пишем в пятой.
Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо фиксировать в тетради на полях.
При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов (одна цифра или знак в отдельной клеточке). Особенно соблюдение этого требования необходимо при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).
Оформление задач:
· После записи «Задача.» вниз отступается одна клетка.
· Выполняется краткая запись в виде модели, схемы, таблицы, чертежа и т.д.
· Запись слов, числовых значений производится синей пастой, стрелки, фигурные скобки, чертежи и т.д. выполняются только простым карандашом с использованием линейки.
· Решение задачи записывается ниже с отступом одной клетки от краткой записи или от слова «Задача».
· Каждое действие задачи записывается с отступом одной клетки с указанием порядка действия. Допускается запись решения задачи выражением в несколько действий. При сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел сначала делается запись в строчку, затем ниже производится вычисление результата. Пояснение записывается рядом с записью «в строчку».
1) | + | = | (ч.) | -- | в | июне | ||||||||||||
+ | ||||||||||||||||||
· Запись наименований полученного результата обязательна в скобках после каждого действия. Запись наименования производится сокращенно. Слово сокращается до первой гласной буквы.
· При оформлении задачи обязательна краткая запись (в любом виде). Допускается запись решения задачи без краткой записи только в том случае, если в учебнике дана готовая кроткая запись. При выполнении контрольной работы краткая запись в тетради не требуется (только в черновике).
· К каждому действию, кроме последнего, записывается пояснение. Если ответ не помещается на странице, то пояснение записывается и к последнему действию. Запись ответа не отрывается от решения задачи. Ответ записывается полный с отступом одной клетки от решения.
· Принятые международные сокращения такие как: кг, дм, см, га, м, дм, мм и т.д. в ответе после числового данного записываются кратко. После сокращений точка не ставится.
· Обратите внимание: 10 кг яблок, но десять килограммов яблок
? кг, но «Сколько килограммов…»
Оформление математических выражений, равенств и неравенств:
· Расстояние между столбиками выражений вправо составляет четыре клетки.
· При выполнении несложных числовых выражений в два действия или сравнении выражений или именованных чисел необходимо фиксировать промежуточные ответы простым карандашом сверху над знаком действия.
· При записи выражений с несколькими математическими действиями порядок действий фиксируется над знаком действия простым карандашом. Затем решение расписывается полностью по действиям под выражением.
· Если устно вычислить невозможно, используются письменные приёмы вычислений (запись «столбиком»).
· Даже если ответ действия вычисляется устно, действие записывается.
Оформление записи решения уравнений:
х + 23 = 47
х = 47 – 23
х = 24
Ответ: 24
Оформление геометрического материала в тетради:
· Если необходим чертёж, то он выполняется по имеющимся данным или в строгой пропорции простым карандашом. «Имя» фигуры записывается ручкой заглавными буквами латинского алфавита.
· Данные величин записываются либо на чертеже ручкой, либо справа от чертежа;
· Если требуется вычислить периметр или площадь фигуры, то перед вычислениями записывается формула, ниже производятся вычисления.
АВ = СД = 3 см
АС = ВД = 2 см
Р = (a+b) • 2 или S=a • b
Р = (3+2) • 2=10 (см) S=3 • 2=6 (см2)
Оформление тетрадей на печатной основе:
· В тетрадях на печатной основе все записи выполняются ручкой с синей пастой. Не допускается выполнять записи карандашом.
· При выполнении некоторых заданий необходимо использовать цветные карандаши.
· При наличии ошибок обязательно выполняется работа над ошибками (можно приклеить листочек с правильным выполнением этого задания)
При записи стихотворений необходимо записывать строки строго, как у автора. Не допускается записывать следующий стих (строку) на той же строчке, что и предыдущий, даже, если осталось место. Стихотворные строки нужно записывать, выравнивая слева (не более 1 см). После записи стихотворения нужно указать автора (если указано в образце).
Подчёркивание букв, слов, членов предложения, выделения частей слова, ударение, надписи над словами, указания взаимосвязи слов в предложении выполняется остро отточенным простым карандашом. Все подчёркивания следует проводить по линейке. В некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.
Графическое обозначение орфограмм следует делать простым карандашом в соответствии с памяткой. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом даёт возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.
Для обучения письму в 1-ом, во 2-ом классах введена тетрадь, разлинованная в две линейки. Для 3 и 4-го классов используется тетрадь в широкую линейку.
Переход во 2-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.
При письменном морфемном разборе слов (разборе по составу) необходимо чётко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы надлежит более точно.
При выполнении разных разборов необходимо пользоваться памятками.
При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, а подчёркивание других главных и второстепенных членов предложения производится строго по линейке.
При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв во всех классах прописывает только учитель, во 2 - 4-ых классах они прописываются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Объём работы – 2 строки в 1-ом классе во втором полугодии, 2-3 строки во втором классе, 3-4 строки в 3-4 классах.
При выставлении отметок за работы по русскому языку принимается во внимание каллиграфия ученика.
При выполнении упражнения, в котором требуется вставить пропущенные буквы, необходимо не только списать текст в тетрадь, но и графически обозначить орфограмму (выделить морфему, подчеркнуть написание, поставить знак ударения и т.п.).
При записи словарных слов необходимо в словах ставить знак ударения и подчеркивать написание, которое необходимо запомнить.
В первом классе допустимо использование цветных карандашей.
Напротив выполненного упражнения необходимо сделать отметку о выполнении (самооценка).