Преподаватель - Брыкало А.А.
brukalo_aa@mail.ru
https://vk.com/id399759339
Конспект урока «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дата 12.11.2020
Группа 5 «Механизация сельского хозяйства»
Тема: «Организация проведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении»
Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность урока: 1 час
Цель урока: ознакомить обучающихся с основными мероприятиями при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации и организацией гражданской обороны в ООУ.
Основные понятия:
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, по локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Используемая литература:
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10,11 класс: учебники для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2019
https://uchebnikionline.ru/uchebniki/10-klass/obzh-10-klass-smirnov-hrennikov
Интернет-ресурсы:
Документальный фильм «Организация проведения АСДНР в зонах чрезвычайных ситуаций»
https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=ya_organic_results&stream_id=vN5rxrudCUzE
Ход урока
Организационный этап:
Мотивационный модуль
Ребята, сегодня мы познакомимся с основными мероприятиями при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации и организацией гражданской обороны в ООУ.
Основная часть:
Объясняющий модуль
Теоретический материал для самостоятельного изучения
План урока:
1. Организация проведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации
2. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
1. Аварийно-спасательные работы проводятся с целью поиска и эвакуации людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания первой помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горно-спасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.
Неотложные работы проводятся, как правило, в целях блокирования, локализации или нейтрализации источников опасности, снижения интенсивности, ограничения распространения и устранения действий поражающих факторов в зонах применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Эти работы предназначены для обеспечения успешного проведения спасательных работ. Их содержанием может являться:
- устройство безопасных проездов в завалах и на заражённых участках местности;
- локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и других сетях в интересах ведения спасательных работ;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
- ремонт и постепенное восстановление повреждённых защитных сооружений.
Аварийно-спасательные и неотложные работы характеризуются большим объёмом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил личного состава формирований, привлекаемых для их проведения. Они проводятся, как правило, в условиях сильных разрушений, массовых пожаров, заражения атмосферы и местности и при воздействии других неблагоприятных факторов.
Завалы, образовавшиеся в результате разрушений, могут перекрыть выходы из защитных сооружений, затруднить ввод сил гражданской обороны в очаг поражения, снизить их манёвренность, затруднить выход к объектам спасательных работ.
Заражение атмосферы и местности вызовет необходимость ведения работ в средствах индивидуальной защиты (противогазах, защитных комбинезонах и др.). Это будет затруднять организацию и ведение работ, потребует более частой смены работающих формирований из-за опасности облучения личного состава сверхдопустимыми дозами и повышенной утомляемости.
Проведение мероприятий медицинской защиты
Мероприятия медицинской защиты в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей от воздействия последствий применения средств поражения и опасных факторов стихийных бедствий, производственных аварий и техногенных катастроф.
Эти цели достигаются применением профилактических медицинских препаратов (например, антидотов (противоядий) и др.) и с помощью своевременного оказания медицинской помощи поражённым гражданам.
Первая помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебное учреждение оказывается непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание первой помощи осуществляется с участием заранее сформированных из населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых входят лица, специально обученные общим приёмам оказания первой помощи.
Первая помощь оказывается пострадавшим непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации. Её оказывают лица, специально обученные общим приёмам оказания первой помощи.
Выводы:
- Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с целью срочного оказания помощи населению.
- Аварийно-спасательные работы проводятся для того, чтобы ограничить масштабы чрезвычайной ситуации или локализовать её.
- Задачами других неотложных работ является устранение аварий и повреждений в целях предотвращения увеличения человеческих жертв и материальных потерь от пожаров, аварий, обвалов, обрушений и т. д.
2. Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне».
Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения директор, который по должности несёт персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям. Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.
В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.
Для организации управления деятельностью учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, или заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по обеспечению безопасности.
На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения в нём разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала учебного заведения в чрезвычайных ситуациях.
В плане предусматриваются следующие мероприятия: укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;
эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;
использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;
проведение мероприятий медицинской защиты путём применения профилактических медицинских препаратов (антидотов) и организация оказания первой помощи пострадавшим.
Выводы:
- Учащиеся общеобразовательных учреждений обучаются навыкам гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
- Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения директор учебного заведения.
- Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту работы.
- Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях.
Домашнее задание:
Выписать основные понятия, выводы. Посмотреть документальный фильм «Организация проведения АСДНР в зонах чрезвычайных ситуаций».
Подготовить памятку « Если вас завалило обломками здания, землей» и ее записать ее в рабочую тетрадь.
Домашнее задание присылать на электронную почту brukalo_aa@mail.ru или личным сообщением в ВК https://vk.com/id399759339
Памятка «Если вас завалило обломками здания, землей»
Постарайтесь не падать духом, дышите глубоко и ровно, приготовьтесь терпеть голод и жажду. Знайте, что в зоне чрезвычайной ситуации обязательно проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
Голосом и стуком привлекайте внимание спасателей. Для обнаружения вас металлолокатором перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. п.).
Если вас придавило землёй, попытайтесь перевернуться на живот, чтобы ослабить давление на грудную клетку и брюшную полость. Придавленные руки и ноги чаще растирайте, массируйте, восстанавливая кровообращение. При сильной жажде положите в рот небольшой гладкий камешек или обрывок носового платка и сосите его, дыша носом.
Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, берегите кислород.
Постарайтесь с помощью подручных предметов (доски, мебель, кирпичи и т. п.) укрепить потолок от обрушения и дожидайтесь помощи. Утеплитесь одеждой, бумагой, любыми подходящими предметами.
Если вы решили самостоятельно выбираться на поверхность, продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.
Пролезая в узкий лаз, расслабьте мышцы, прижмите локти к бокам, отталкиваясь от пола, как черепаха.