Муниципальное общеобразовательное учреждение
Проектная работа
«Стресс в жизни ученика»
Автор: Бабкина Софья Алексеевна
А» класс
Руководитель проекта:
Педагог-психолог
Г. Ангарск 2020
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….2
Теоретические аспекты изучения проблемы стресса
1.1 Стресс, что это?…………………...………………………………………………3
1.2 Виды стресса………………………………………………………………….................3
1.3 Причины стресса……………………………………………………………………….4
1.4 Влияние стресса на организм ученика…………………………………………….6
Анкетирование и исследование стрессоустойчивости у обучающихся
2.1. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………………………...........10
Приложение………………...................................................................................................11-12
Введение
Актуальность темы проекта заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. Данный вопрос заинтересовал меня, поэтому я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести. В современном мире без стрессовых ситуаций не обойтись, причём это касается не только взрослых, но и детей.
Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены и поэтому любой конфликт и недопонимание может обернуться настоящей драмой для подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное.
Цель проекта: изучение влияния стресса на организм школьника подросткового возраста.
Для достижения цели проекта нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по теме «стресс», «школьный стресс», дать определение данным явлениям, изучить интернет-источники по данной теме.
2. Выяснить причины и проявления школьного стресса.
3. Провести анкетирование с целью изучения стрессоустойчивости у сверстников.
4. Разработать рекомендации для обучающихся по развитию стрессоустойчивости.
5. Создать буклет по данному направлению.
Методы исследования:
1. Анализ источников информации по проблеме проекта.
2. Анкетирование
3. Анализ полученных данных.
Проект имеет практическую значимость, так как, во-первых, результаты проведенного исследования помогут обучающимся лучше познать себя, оценить уровень подверженности стрессам. Во-вторых, составленные мною рекомендации и буклет по выявлению стресса, будут актуальны для подростков, которых волнует вопрос собственного здоровья.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы стресса
Определения стресса
Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье.
Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом: стресс (англ. stress – напряжение, давление) – термин обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).
Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно, стресс Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.[1]
В Оксфордском толковом словаре по психологии: стресс - любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, это изменение представляет собой деформацию или искажение. Термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил, и давлений.
Виды стресса.
В настоящее время в зависимости от результатов стресса ученые различают:
- эустресс - положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм
- дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).
При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке, может распространяться и на не рабочее время.
Стресс делится на два вида:
- физиологический (мы не можем повлиять на его проявления)
- психологический (понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. делится на два вида информационный и эмоциональный).
Информационный стресс, когда возникает информационная перегрузка. Для этого стресса характерно снижение концентрации внимания, ухудшение памяти.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, когда человек в течение длительного времени остается один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, ухудшается сон.[2]
Физиологическая и психологическая энергии неразрывно связаны, чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически. Есть и обратное влияние. Сильное длительное переживание вызывает физиологические недуги.
Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность «стресс кролика»
Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
Причины стресса
Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны. Ниже приведем небольшой перечень причин стресса.[3]
Внешние причины стресса
• Резкие изменения в жизни человека.
• Затруднения в отношениях с людьми.
• Высокая занятость.
Внутренние причины стресса
• Невозможность принять неопределенность.
• Пессимизм.
• Негативный диалог с самим собой.
• Нереалистичные ожидания.
• Отсутствие усердия и настойчивости.
Школа с первых же дней ставит перед нами целый ряд задач, не связанных непосредственно с предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Кроме того к потенциальным источникам стресса, относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:
· давление со стороны сверстников;
· резкие перемены в распорядке дня;
· начало и конец учебного года;
· контрольные работы, тесты, подготовка и сдача экзаменов.
Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать стрессовое состояние.