В Христианстве музыка включена в богослужение. В единстве с величественной архитектурой, красивым убранством церквей и соборов, проникновенным словом священника она помогает верующим погрузиться в особое молитвенное состояние.
Не случайно многие композиторы обращались к музыке религиозной традиции. Среди них и Георгий Васильевич Свиридов.
На протяжении многих веков церковь была духовным центром жизни русского народа, хранителем традиций, точкой притяжения его творческих устремлений.
В церкви совершаются таинства крещения и бракосочетания, причастия и благословения в последний путь. Жизнь отдельного человека при этом становится частью жизни церковной общины, которая имеет свой уклад.
Каждый год в определённое время Православная Церковь отмечает христианские праздники: Рождество, Пасху, Троицу, Благовещение. В эти дни проходят особенно красивые, торжественные службы. В обычные дни совершаются более скромные ритуалы. Но каждый вид богослужения неразрывно связан с музыкой. Величественная архитектура, фресковая живопись, иконы, вдохновенное Слово Божье и строгие напевы… Всё это вместе создает особую атмосферу храма, помогая человеку отрешиться от повседневной суеты, вспомнить о своей бессмертной душе, обратив молитву к Всевышнему.
В католическом храме царствует орган, там могут звучать и другие, например, струнные инструменты. А вот Православная церковь признаёт звучание только одного инструмента – колокола. И то лишь в качестве сигнала к началу богослужения. Основная же часть Православной службы – это музыка исключительно вокальная, исполняемая без сопровождения. «Православная практика вокальных песнопений на службе является более древней в христианской церкви. Орган был введен в католической церкви только в 9 веке. Сохраняя практику древности, мы считаем уместным приносить в дар Богу живые голоса людей, воспевающих молитвы от полноты своих сердец, а не механические звуки бездушного инструмента», говорил протоиерей Михаил Самохин.
Вплоть до XVII века в русских церквях звучала одноголосная музыка. Древние напевы записывались особыми знаками – знаменами. Поэтому образцы старинной русской духовной музыки называют знаменным распевом.
Постепенно на смену знаменному распеву пришло многоголосное партесное пение. Во второй половине XVIII века получил распространение новый жанр – духовный концерт. Это – многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения. Наибольшего расцвета жанр духовного концерта достиг в творчестве композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.
В XIX веке традиции русской духовной музыки продолжили М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков. Эти композиторы больше известны как авторы опер, романсов, симфонических произведений. Но все они были людьми глубоко верующими. И сегодня их религиозные произведения звучат наравне со светскими. Уже в начале XX века, в 1915 г.- практически накануне революции создал свой бессмертный шедевр С. В. Рахманинов. Его «Всенощное бдение» основано на бережном сохранении церковных гласов. В некоторых хорах его «Всенощной» звучат подлинные старинные знаменные распевы.
В течение XX века отношение к религии в нашей стране несколько раз менялось. В СССР долгие годы продолжались гонения на Церковь и её служителей. Сочинение духовной музыки, разумеется, тоже не приветствовалось.
Композитор Георгий Васильевич Свиридов был известен как автор веселых музыкальных комедий и музыки к кинофильмам. Его кантаты, оратории, романсы, инструментальная музыка принесли ему не только любовь публики, но и высокие правительственные награды. Слава, признание – всего этого у Свиридова было в достатке. Но композитора заботило совсем другое. «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях.. Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы…»
Три хора, созданные Свиридовым к театральной постановке «Царь Федор Иоаннович» были сочинены на слова Православного обихода. Но это не было данью седой старине. Для композитора эти строки – знак проживания собственной жизни по Евангельским заветам.
В одной из своих тетрадей Свиридов так расшифровал музыкальные термины. Он пишет:
«Музыка делится на а) церковную, б) светскую, в) духовную. Первая – предназначена для исполнения в Храме, и являющаяся частью обряда канонического, традиционного, строго узаконенного. Вторая – светская, исполняемая на концерте, либо в театре. А вот третья – духовная музыка – это и то, и другое. Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго…» Не случайно последним его сочинением стал цикл «Песнопения и молитвы». Композитор хотел создать светскую по форме, но православную по духу «литургическую музыку». Все хоры написаны на богослужебные тексты: из Псалтири, молебнов, литургии. В цикл вошло 26 отдельных номеров. Полностью в духе Православной традиции они звучат в исполнении хора a capella.
Жанры церковной музыки православной традиции:
Партесное пение (от позднелат. partes – голоса) – стиль русской хоровой многоголосной музыки XVII-XVIII веков. Количество партий составляло от 3 до 12 голосов, а в некоторых случаях доходило до 16, 24 и даже 48.
Духовный концерт - многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения.
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. В храмовом синтезе искусств в русской православной церкви музыка сочетается с…
– Театром
– Кино
– Живописью
– Хореографией
– Скульптурой
– Архитектурой
2. Что называется партесным пением?
– одноголосное пение без инструментального сопровождения
– одноголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента
– многоголосное пение без инструментального сопровождения
– многоголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента
3. В творчестве каких композиторов достиг своего расцвета жанр духовного концерта?
– П. И. Чайковский
– М. С. Березовский
– Н. А. Римский-Корсаков
– М. П. Мусоргский
– Д. С. Бортнянский
– Г. В. Свиридов
4. Какое произведение С. В. Рахманинова является величайшим шедевром русской музыки?
5. В какие циклы входят данные произведения Г. В. Свиридова. Составьте правильные пары.
Хор «Величание Богородицы» | Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» | |
Хор «Любовь святая» | Цикл «Песнопения и молитвы» | |
Оркестровая пьеса «Тройка» | Три хора к трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович» |
6. Почему Г. В. Свиридов обратился в своём творчестве к религиозным текстам?
– сочинение духовной музыки в СССР было престижным
– он получил от Церкви заказ на создание духовной музыки
– ему хотелось сохранить трепетное, святое отношение к музыке
7. Расположите по порядку фамилии русских композиторов, в соответствии с историческим периодом их творчества:
- Г. В. Свиридов
- М. И. Глинка
- М. С. Березовский
- П. И. Чайковский
8. Как Г. В. Свиридов расшифровал значение этих слов? Составьте соответствие.
Церковная музыка | Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго | |
Светская музыка | Музыка, исполняемая на концерте, либо в театре. | |
Духовная музыка | Музыка, предназначенная для исполнения в Храме, и являющаяся частью обряда канонического, традиционного, строго узаконенного |
9. Какому веку соответствует музыка? Составьте пары.
Конец XX века | Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» М. С. Березовского | |
XVII век | «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова | |
Начало XX века | «Песнопения и молитвы» Г. В. Свиридова |
XVIII век | Знаменный распев |
10. Что из перечисленного соответствует традициям исполнения музыки в Православном храме?
– Звучание хора a capella
– Звучание хора в сопровождении органа
– Звучание органа
11. Почему старинные напевы русской церкви назывались знаменным распевом?
– Потому что они распевались под хоругвями – церковными знаменами и флагами
с изображением Иисуса Христа и святых.
– Потому что они считались знамением Божьим.
– Потому что они записывались особыми знаками, которые назывались
знаменами.
12. Как называлось многоголосное пение, которое появилось в храме с XVIII века?