Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
(Подготовка к ГИА 9 класс)
I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
- Внимательно прочитайте задание С2.1. Определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика).
- Определите ключевые слова, например, синонимы, архаизмы,, вводные слова, сложносочинённые предложения и т.д.
- Внимательно читайте текст, выделяя лексические и грамматические явления текста.
- В формулировке утверждения (тезиса) можно использовать высказывание известного лингвиста Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»
- В основной части сочинения надо привести по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
- В заключении сочинения необходимо сделать вывод, вернувшись к фразе лингвиста Г.Степанова.
- Внимательно проверьте черновой вариант, внесите необходимые изменения, исправьте ошибки. Написание отдельных слов проверьте по словарю. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
- Внимательно, без исправлений, разборчивым почерком перепишите сочинение.
II. Теоретический материал по лексике и грамматике
Г.Степанов: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Данное высказывание состоит из двух частей. Первая часть высказывания подразумевает словарный запас языка, который используют люди в речи.
- Язык – это слепок нашего мышления
- С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира
- Язык – средство сообщения информации
- Язык служит для передачи чувств и эмоций
Языковые средства языка | |||
изобразительно-выразительные | лексика | синтаксис | |
тропы | фигуры | ||
Характеристика русской лексики
Слова с точки зрения количества значений | ||
однозначные кедр, контекст, экватор | многозначные хлеб, линия, пар | |
прямое значение первичное значение; предмет называется словом непосредственно, прямо: письменный стол, вкусное яблоко | переносное значение вторичное значение, возникшее на основе прямого | |
по сходству метафора: золотое сердце, хвост поезда | по смежности метонимия: класс замер, сеешь ложечку, читаю Пушкина | часть называется по целому или целое по его части синекдоха: мы все глядим в Наполеоны |
Лексика с точки зрения происхождения | |
исконно русская мать, видеть, дерево, ласковый, вдруг, обман, два, лицо, уметь, мудрый, вчера | заимствованные квартира, барабан, фрукт, суффикс, каникулы, поэзия, режиссёр, кекс, джинсы |
Лексика с точки зрения употребления | |||
общеупотребительная слова, использование которых свободно, ничем не ограничено: история, весёлый, лес, дом, всерьёз | ограниченная в употреблении | ||
людьми, живущими в определённой местности - диалектизмы гутарить, кочет | социальными группами лиц- жаргонизмы: предки (родители), ящик (телевизор) | людьми определённых профессий- профессионализмы плеоназм, коррозия, кегль (размер шрифта) | людьми, не владеющими нормами литературного языка - просторечн-ая лексика |
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса | |||
лексика активного запаса повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке | лексика пассивного запаса слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны ещё не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка | ||
устаревшая | новая | ||
историзмы вышли из употребления, как и обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, рекрут | архаизмы заменились современными синонимами: очи-глаза, выя-шея | неологизмы: лунит, СМИ (общеязыковые); звездились (авторские) | |
Лексика с точки зрения стилистической окраски | ||
нейтральная институт, дом, книга | книжная дерзновенный, регресс, созидательность, сподвижник | разговорная домик, жадина, вкуснятина |
Вторая часть высказывания содержит понятие «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений.
Основные типы предложения
простые | осложнённые | сложные | ||||||||||||||||
с двумя главными членами | с одним главным членом | однородными членами | обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями) | сравнительными оборотами | обращениями | вводными словами и предложениями | уточняющими словами | союзные | бессоюзные | с различными видами связи | ||||||||
сказуемым | под лежащим | |||||||||||||||||
нераспространённые | распространенные | полные | неполные | определённо-личные | неопределённо-личные | обобщённо-личные | безличные | назывные | сложносочинённые | сложноподчинённые | ||||||||