I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………...…3
1.1.1. Цели и задачи программы………………………………………………………………………………………………………………………...3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы…………………………………………………………………………………………...4
1.1.3. Значимые характеристики……………………………………………………..……………………………………………………………...….5
1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………………………………………....11
1.2.1. Целевые ориентиры……………………………………………………….………..............................................................................................11
1.2.2. Педагогическая диагностика……………………………………………………………………………………………………………………17
II. Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………………………….18
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка………………………………………………………….…………………………………………………………………………….…..18
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………………………………………………………………………19
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»………………………………………………………………………………...………20
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»………………………………………………………………………………………………….21
2.1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»…………………………………………………………………….....22
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»……………………………………………………………………………………………..23
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.……………………………………………………....24
2.2.1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………………………………….35
2.2.2. Способы направления поддержки детской инициативы……………………………………………………………………………………….38
2.2.3. Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе………………………………….………………………43
2.2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………..…………………………………44
2.2.5. Особенности адаптации ребёнка к условиям ДОУ……………………………………………………………………………………………..53
III. Организационный раздел……………………………………………………………………………………………………………………..62
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе………………………………….62
3.2. Организация режима дня детей …………………………………………………………………………………………….…………….……….64
3.3. Расписание ООД в разновозрастной группе …………………………………………………………………………………………….……….66
3.4. Режим двигательной активности………………………………………………………………………………………………………………….68
3.5. Комплексно – тематическое планирование ……………………………………………………………………………………………………...69
3.6. Учебно-методический комплект………………………………………...………………………………………………………………………...76
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей разновозрастной группы разработана на основе примерной общеобразовательной программы под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Рабочая программа разновозрастной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому развитию.
Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей разновозрастной группы определяются особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого – педагогической работы, а так же с учётом требований нормативных документов:
- Конституция РФ, ст.43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Закон РФ «Об образовании».
- СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Устав ДОУ.
- ФГОС ДО.
Программа сформирована, как программа психолого – педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
1.1.1. Цели и задачи реализации программы:
Ведущая цель программы – формирование всесторонней гармонично-развитой личности ребёнка – дошкольника; создание условий для полноценного проживания детьми периода дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка
Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а так же воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Для достижения целей программы поставлены следующие задачи:
· способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;
· обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и элементарными культурно – гигиеническими навыками;
· способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и пр.;
· способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой
· деятельности и общения;
· воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
· развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;
· развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано;
· формировать представления о здоровом образе жизни через привитие
· культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью;
· воспитывать у детей любовь к матери, Родине, родному дому, своим близким, родной природе, родному селу.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
-создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
-творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
-уважительное отношение к результатам детского творчества;
-единство подходов к воспитанию детей в условиях МКДОУ и семьи;
-соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая давление предметного обучения.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы:
Содержание рабочей образовательной программы разновозрастной группы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.
Рабочая образовательная программа разновозрастной группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно – эстетической, социальной сферы развития.
Непосредственно – образовательная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в разновозрастной группе.
Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я – сам! ») и обогащения его деятельности новым содержанием.
Выполнение программных задач происходит путем использования
основной образовательной единицы педагогического процесса - развивающей ситуации – в форме совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдается игровому
построению всего образа жизни детей.
Значимые характеристики
Разновозрастная группа делится на две подгруппы: младшая (от 2 до 4х лет) и старшая (от 5 до 7 лет). Содержание воспитательно – образовательного процесса строится с учётом возрастных особенностей детей каждой возрастной группы.
Возрастные особенности детей 2-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами - заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.