ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.




Для обеспечения перевозок требуется по дням недели: 50, 40, 70, 60, 80, 40, 50 автомобилей. Машина после поездки проходит профилактический ремонт в течение двух дней при затратах С1 грн. (при срочном ремонте – 1 день и С2 грн.). Кроме того можно использовать автомобили, сняв их с другого участка, что приведет к потерям С3=500 грн. на машину в день. Определить оптимальную недельную программу подготовки машин, минимизирующую суммарные затраты автобазы.

Таблица 5.1 – Исходные данные для выполнения работы №5

№ варианта                    
С1                    
С2                    

 

№ варианта                    
С1                    
С2                    

Методические указания к заданию № 5

Для обеспечения перевозок требуется по дням недели автомобилей. Автомобили после поездки проходят профилактический ремонт в течение двух дней при затратах С1 грн. (при срочном ремонте автомобили – 1 день и С2 грн.). Кроме того можно использовать автомобили , сняв их с другого участка, что приведет к потерям С3 грн. на машину в день. Определить оптимальную недельную программу подготовки автомобилей, минимизирующую суммарные затраты автобазы.

Решение. Определим возможную программу подготовки автомобилей на каждый день недели:

- понедельник: (5.1)

- вторник: (5.2)

- среда: (5.3)

- четверг: (5.4)

- пятница: (5.5)

- суббота: (5.6)

- воскресенье: (5.7)

Суммарные затраты автобазы , которые необходимо минимизировать, запишутся в виде:

(5.8)

В результате приходим к следующей модели частично целочисленной задачи: минимизировать при условии неотрицательности всех переменных , и и равенства возможной программы и требуемой.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.

Имеется 6 маршрутов, по каждому из которых необходимо совершить 8, 10, 12, 8, 9, 14 рейсов и 4 типа автомобилей, каждый из которых может быть использован в течение Т1, Т2, Т3, Т4 часов. Для выполнения i–й машиной рейса по k-му маршруту требуется tik ч при затратах cik грн. Найти оптимальное распределение машин по маршрутам.

Рис. 6.1 – Технологические требования к созданию информационного обеспечения по оптимальному распределению автомобилей по маршрутам.

 

и

 

Таблица 6.1 – Исходные данные для выполнения работы №6

№ варианта                    
Т1                    
Т2                    
Т3                    
Т4                    

 

№ варианта                    
Т1                    
Т2                    
Т3                    
Т4                    

 

Методические указания к заданию № 6

Имеется 6 маршрутов, по каждому из которых необходимо совершить 8, 10, 12, 8, 9, 14 рейсов и 4 типа автомобилей, каждый из которых может быть использован в течение Т1, Т2, Т3, Т4 часов. Для выполнения i–й машиной рейса по k-му маршруту требуется tik ч при затратах cik грн. Найти оптимальное распределение машин по маршрутам.

Решение. Определим возможное количество ездок каждым типом автомобиля по каждому из 6 маршрутов:

(6.1)

Введем альтернативных переменных , принимающих любое положительное целое значение, если данный автомобиль(и) используются по конкретному маршруту, и 0 в противоположном случае.

Суммарные затраты перевозок по маршрутам , которые необходимо минимизировать, запишутся в виде:

(6.2)

В результате приходим к следующей модели частично целочисленной задачи: минимизировать при условии целочисленности и неотрицательности всех переменных .

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7

В задаче требуется, исходя из объема работы абонентского пункта, выполнить расчет характеристик информационных потоков и рассчитать необходимое количество устройств сбора и передачи информации, для чего:

- построить ступенчатые диаграммы зависимости интенсивности потока сообщений каждого типа от часа суток;

- определить час наибольшей нагрузки (ЧНН),

- считая, что информация должна оперативно передаваться по каналам связи в ЭВМ, определить необходимое число устройств сбора и передачи информации.

Обозначим сообщения разных типов (телеграмма – натурный лист, сообщения о приеме, отправлении поездов и др.) следующим образом: С1, С2, С3 и т.д. По количеству сообщений, подготавливаемых абонентским пунктом, определены средние значения числа сообщений типа С1j, С2j, С3j, передаваемые в течение j-го часа (j = 1...24), которые приведены в табл.7.3 задания.

Выбор варианта исходных данных производится по табл. 7.1 и 7.2. Исходные данные приведены в табл. 7.3 и 7.4.

Таблица 7.1 – Порядковые номера сообщений каждого типа (С1, С2, С3), поступающих на абонентский пункт

Начальная буква фамилии студента Последняя цифра шифра студента (номер зачетки)
                   
А–Б 1,2,3 2,3,4 3,4,5 4,5,6 5,6,7 6,7,8 7,8,9 8,9,10 9,10,1 10,1,2
В–Д 10,4,2 1,5,3 2,6,4 3,7,5 4,8,6 5,9,7 6,10,8 7,1,9 8,2,10 9,3,1
Е–З 9,2,8 10,3,9 1,4,10 2,5,1 3,6,2 4,7,3 5,8,4 6,9,5 7,10,6 8,1,7
И–К 8,10,6 9,1,7 10,2,8 1,3,9 2,4,10 3,5,1 4,6,2 5,7,3 6,8,4 7,9,5
Л–Н 7,8,3 8,9,4 9,10,5 10,1,6 1,2,7 2,3,8 3,4,9 4,5,10 5,6,1 6,7,2
О–П 6,5,9 7,6,10 8,7,1 9,8,2 10,9,3 1,10,4 2,1,5 3,2,6 4,3,7 5,4,8
Р–У 5,3,6 6,4,7 7,5,8 8,6,9 9,7,10 10,8,1 1,9,2 2,10,3 3,1,4 4,2,5
Ф–Ш 4,1,3 5,2,4 6,3,5 7,4,6 8,5,7 9,6,8 10,7,9 1,8,10 2,9,1 3,10,2
Щ–Э 3,9,10 4,10,1 5,1,2 6,2,3 7,3,4 8,4,5 9,5,6 10,6,7 1,7,8 2,8,9
Ю–Я 2,7,1 3,8,2 4,9,3 5,10,4 6,1,5 7,2,6 8,3,7 9,4,8 10,5,9 1,6,10

 

Таблица 7.2 – Варианты исходных данных о количестве символов в сообщениях, поступающих на абонентский пункт

Начальная буква фамилии студента Последняя цифра шифра студента (номер зачетки)
                   
А–Б                    
В–Д                    
Е–З                    
И–К                    
Л–Н                    
О–П                    
Р–У                    
Ф–Ш                    
Щ–Э                    
Ю–Я                    

 

При оформлении задачи студент обязан представить в записке принятые по своему варианту исходные данные в виде таблиц, а также расчеты по определению объемов информации, передаваемой в течении каждого часа.

 

Таблица 7.3 – Средние значения числа сообщений каждого типа (С1, С2, С3) поступающих на абонентский пункт в течение часа j (j=1,…,24)

Номер сообщения Час суток j
                                               
                                                 
                                              I  
                                                 
                                                I
                                          Э      
                                                 
                      I                          
                                                 
                                            I    
        I                                        

 

 

Таблица 7.4 – Средняя длина сообщений каждого типа (С1, С2, С3) в символах

№ варианта С1 С2 С3 № варианта С1 С2 С3
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Методические указания к решению задачи №7

Объемы информации являются исходными данными для расчета комплекса технических средств, а также необходимого числа работников, участвующих в сборе, подготовке и передаче информации.

Информационные потоки существуют параллельно материальным потокам, а следовательно, и параметры их определяется объемами и динамикой эксплуатационных процессов и присущей ей сезонной, суточной и внутрисуточной неравномерностью. Для определения внутрисуточной неравномерности информационного потока фиксируется число документов (сообщений) каждого, типа, подготавливаемых и передаваемых на абонентский пункт за определенный интервал времени (обычно один час) в любой день наблюдения.

Обозначим это число документов (сообщений) через (см.табл.7.5), где i=1...n – тип документа, n – общее число типов документов (сообщений); j=1...24 – номер часа в течение дня наблюдения; k=1,...N – номер дня наблюдения, N – общее число дней наблюдения (в задаче принимаем N=1). Составив табл.7.5 определим:

– общее число сообщений i-го типа, поступивших в течение k-го дня наблюдения;

(7.1)

– среднее число сообщений i-го типа, поступающих в течение j-го часа суток (интенсивность потока сообщений i-го типа).

(7.2)

Вычисленные значения позволяют построить ступенчатую функцию зависимости интенсивности потока сообщений i-го типа от часа суток и найти интервал, на котором интенсивность информационного потока имеет максимальное значение.

Если обозначить среднее число символов, входящие в сообщение Vi, то средний объем Vj, информации в символах, содержащихся во всех сообщениях, поступающих в течение j-го часа суток.

(7.3)

 

Таблица 7.5 – Определение внутрисуточной неравномерности потока информации

Дни наблюдений Число сообщений по часам наблюдений Общее число сообщений за день
    ... j ...  
               
  ... ...
  ... ...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
N ... ...
Среднее число сообщений за j-й час дня ... ...

 

Для оценки внутрисуточной неравномерности информационного потока вводят коэффициент концентрации Sk, показывающий отношение объема информации Vmax, поступающей в час наибольшей загрузки (ЧНН), к общему суточному объему информации V, т.е.

(7.4)

где (7.5)

(7.6)

В большинстве АСУ коэффициент концентрации равен в среднем 10-15%.

Расчет необходимого числа устройств подготовки информации на данном абонентском пункте выполняется для часа наибольшей нагрузки. При этом, учитывая перерывы в работе и выполнение оператором вспомогательных функций по контролю информация, необходимое число устройств сбора информации определится из формулы:

(7.7)

где Sn – коэффициент перерывов в работе оператора, учитывающий выполнение технологических процессов обслуживания устройств (включение, проверка, заправка носителя информации и т.п.), равен доле времени, непосредственно используемой для полезной (основной) работы (принимается Sn=0,75);

SB – коэффициент, учитывающий затраты времени оператора на выполнение функций контроля и исправления передаваемой информации. Так как при передаче оперативной информации исправление ошибок происходит в режиме реального времени, будем считать SB=0,4;

В – скорость работы оператора на клавиатуре устройства (символов/мин). Скорость работы оператора зависит от типа клавиатуры (цифровая или алфавитно-цифровая), квалификации оператора и ряда других факторов. При проведении расчетов можно считать, что в средней В=100 символов/мин.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8

Исходные данные и задания

В качестве наиболее важных для решения на ЭВМ задач оперативного управления перевозками являются данные телеграмм – натурных листов (ТГНЛ). Натурный лист формы ДУ-І содержит сведения как о составе поезда в целом, так и о каждом вагоне.

В работе на примере обработки телеграммы – натурного листа студенту необходимо:

Выполнить для своего варианта форматный и логический контроль одной служебной и трех информационных фраз.

Проверить в служебной в информационных фразах правильность записанных (переданных) контрольных знаков для номеров вагонов и кодов станций. В случае отсутствия или наличия в них ошибок рассчитать контрольные знаки.

При оформлении задачи студент обязан представить в контрольной работе:

- принятые по своему варианту для форматного и логического контроля одну служебную и три информационные фразы из табл. 8.1, 8.2, 8.3 и 8.4. Выбранные исходные данные расположить в работе в соответствии с формой ТГНЛ;

- описание ошибок, допущенных в выбранных служебной и информационных фразах, показать их номера и физическую сущность (см. табл. 8.6, пример 1 – табл. 8.7, 8.8);

- расчет контрольного знака по модулю 10 для номеров вагонов по схеме, приведенной в примерах (см.табл. 8.9 и 8.10);

- расчет контрольных знаков по модулю 11 для кодов станций (см.табл. 8.11).

Таблица 8.1 – Варианты служебных фраз сообщения 02 (сведения о поезде)

Предпоследняя цифра шифра студента Последняя цифра шифра студента (номер зачетки)
                   
номера вариантов таблицы 1.2
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Таблица 8.2 – Служебные фразы сообщения 02 (сведения о поезде - в сокращении)

№ варианта Начало сообщения Код сообщения Пункт передачи информации Номер поезда Индекс поезда Признак списывания Дата Время
станция формирования номер состава станция назначения отправления поезда
число мес часы мин
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      
  (:                      

 

Таблица 8.3 – Порядковые номера информационных фраз ТГНЛ, выбираемые в соответствии с вариантом

Номер варианта Номера фраз из табл. 8.4 Номер варианта Номера фраз из табл. 8.4 Номер варианта Номера фраз из табл. 8.4
  20,21,40   13,33,36   06,26,43
  22,39,43   12,29,32   05,25,42
  18,23,38   11,31,33   04,34,39
  24,37,39   10,40,45   03,23,35
  16,25,44   09,29,44   02,32,46
  15,35,41   08,38,41   01,21,31
  14,27,34   07,37,42    

 

Таблица 8.4 – Информационные фразы (сведения о каждом вагоне) сообщения 02 (приведены с сокращением)

№ п/п Номер вагона Ролики Вес груза Станция назначения № п/п Номер вагона Ролики Вес груза Станция назначения
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Методические указания к решению задачи № 8

Формат наиболее массового сообщения в АСУЖТ телеграммы – натурного листа (сообщение 02) приведен в табл. 8.5. В таблице нулями показана шкала, определяющая обязательное количество знаков в каждом поле. Поле – совокупность символов, которая для определенных целей рассматривается как целое. Правила формирования структуры сообщения сводятся к следующему:

- сообщение образует совокупность символов информации, заключенных между кодами начала – (: и конца –:) сообщения;

- сообщение содержит одну заглавную фразу (служебную), первым словом, которой является цифровой код номера сообщения (02);

- фраза – минимальная, логически законченная порция информации, объединенная общим смыслом (строчка документа);

- сообщение может содержать одну или несколько информационных фраз, располагаемых последовательно за заглавной (служебной) фразой;

- структуру заглавной (служебной) и информационных фраз для условий последовательного списка определяется значением специального поля;

- разделителем фраз является символ ВК ПС (возврат каретки, перевод строки);

- разделителем слов выступает код "Пробел";

- кроме отдельных, строго определенных полей вся информация передается на цифровом регистре;

- после строго определенных слов допустимо применение служебного символа, определяющего пропуск некоторых полей в информационной фразе.

 

Таблица 8.5 – Сообщения 02 – телеграмма-натурный лист (приведено с сокращением)

1. Служебная фраза – общие сведения о поезде

Начало сообщения Код сообщения Пункт передачи информации Номер поезда Индекс поезда Признак списывания Дата Время Признак конца фразы
станция формирования номер состава станция назначения отправления поезда
число мес часы мин
                         
(:                       ВК ПС

 

2. Информационная фраза – сведения о каждом вагоне

№ п/п Номер вагона Ролики Вес груза Станция назначения Код груза Код получателя ... Разделитель фраз
              ...  
              ... ВК ПС
              ... :)

 

Первичная программная обработка сообщения включает следующие процедуры: поиск начала и конца текста сообщения в массиве введенных данных по кодовым комбинациям качала (: и конца:) сообщения; анализ размещенных вслед за комбинацией (: цифрового кода типа сообщения и выбор по коду соответствующего предписания (паспорта) порядка обработки сообщения; подборка соответствующей номеру макета программы обработки сообщения; форматный контроль сообщения; перекодировка сообщения к виду машинного макета для последующего использования; логический контроль сообщения; корректировка (с участием операторов) обнаруженных ошибок.

В результате форматного и логического контроля сообщения 02 могут быть выявлены перечисленные в табл. 8.6 ошибки. Номере ошибок в примере использованы из кодификатора АСУЖТ.

 

Таблица 8.6 – Перечень характерных ошибок (приведен с сокращениям)

Код ошибок Характер ошибки
  Нарушена структура служебной фразы сообщения
  Нарушена структура информационной фразы сообщения (количество знаков показано в табл. 8.5 нулями)
  Несоответствие пункта передачи информации пункту свершения операции
  Одинаковая станция назначения и формирования поезда
  В сообщении неверно указана календарная дата (число, месяц) или время (часы, минуты)
  Неверно указан признак списывания состава (указывается: 1 – состав списан с головы, 2 – состав списан с хвоста)
  Указан вес груза при отсутствии станции назначения вагона
  Неверно указаны сведения о роликовых подшипниках (указывается: 1 – при наличии тележек с роликовыми подшипниками и 0 – при наличии подшипников скольжения)
  Вес груза в вагоне больше допустимой грузоподъемности вагона
  В сообщении указан несуществующий номер вагона и т. д.

Пример 1. Форматный и логический контроль телеграммы-натурного листа (сообщение 02).

1. Служебная фраза (по аналогии с табл. 8.5 приведена с сокращениями):

ошибки: 102   107   102   123 123
(: 02                    
                     

Таблица 8.7 – Перечень обнаруженных ошибок

Номер ошибок Характер ошибки
  Коды пункта передачи информации и станции назначения должны иметь пять знаков
  Несоответствие пункта передачи информации пункту свершения операции
  Число месяца не может быть >31
  Величина минут не может быть > 60

 

2. Информационная фраза:

ошибки 208,201 205 201 201      
              ВК ПС

 

Таблица 8.8 – Перечень обнаруженных ошибок

Номер ошибок Характер ошибки
  Указан несуществующий номер вагона
  Количество знаков в номере вагона < 8
  Неверно указаны сведения о роликовых подшипниках (должны быть "1" или "0"')
  Код веса груза должен иметь 3 знака
  Код станции назначения должен иметь 5 знаков

Важнейшим условием надежного функционирования АСУ является обеспечение высокой достоверности информации на вс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: