МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №116 Г. ЛИПЕЦКА
Авторские игры для развития и усвоения навыков звукобуквенного анализа, синтеза и
Обучения чтению детей с ОНР
Учитель-логопед
Баева В.А.
Уч.г.
Развитие и усвоение навыков звукобуквенного анализа, синтеза и обучение чтению детей с ОНР в авторских дидактических играх.
1. Цель использования дидактических игр:
- овладение детьми старшего возраста с ОНР навыками выполнения звукобуквенного анализа и синтеза и обучение чтению.
2. Задачи:
- подготовка детей к усвоению чтения;
- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги;
- развитие слухового восприятия, речевого слуха;
- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;
- обучение навыкам звукобуквенного анализа и синтеза у детей с ОНР;
- формирование навыков восприятия и различения звуков речи;
- закрепление знаний об изученных звуках, их характеристиках (гласный - согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой), местоположение в словах (начало, середина, конец).
Педагогические средства, используемые в играх.
1) Методы:
• наглядные;
• игровые;
• практические;
• словесные.
2) Приёмы:
• показ;
• подражание;
• указание;
• упражнение;
• дидактическая игра;
• пояснения;
• поощрение.
3) Формы проведения игр:
• индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия;
• занятие - развлечение.
4. Актуальность на современном этапе:
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями звуковой стороны речи, грамматического строя речи, недостаточным словарным запасом. Это связано с тем, что современные дошкольники большую часть времени проводят у телевизоров и за компьютерами, недостаточно гуляют на свежем воздухе, поэтому мало общаются и не играют в подвижные, дидактические игры. В результате этого в настоящее время большое количество детей имеют заключение «Общее недоразвитие речи».
|
Дошкольные учреждения, в которых всё чаще открываются группы для детей с нарушениями речи, оказывают своевременную помощь, направленную на устранение проблем с речью. Практика моей работы как учителя-логопеда показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов, а это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.
Для того, чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков, звуки в слове расположены в определённой последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова.
По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воспроизведение звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, могут испытывать трудности не только в усвоении программы детского сада, но и в дальнейшем - при обучении в общеобразовательной школе.
|
Если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Известно, что ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста является игра. Именно через неё легко и доступно усваиваются необходимые знания, формируются навыки и умения для дальнейшего развития личности. Дидактическая игра - это своеобразное средство обучения, которое имеет два значения: учебное и игровое. Цель дидактической игры заключается в том, что она позволяет детям решать интеллектуальные задачи в игровой форме.
Учителям-логопедам знакома книга под редакцией В. И. Селивёрстова «Игры в логопедической работе с детьми», в которой известный учёный подчёркивает, что «работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях».
Опираясь на всё перечисленное выше, я разработала комплекс дидактических игр, направленных на развитие звукового анализа и синтеза. Представленные мною игры апробированы в практической деятельности. Их можно использовать как при индивидуальной работе, так и с группой детей: они учат работать сообща, развивают интеллектуальное мышление.
Использование собственных игр на каждом занятии позволяет мне не только добиваться поставленных задач, но и превращает радость от игровой деятельности в радость учения. Ребёнок воспринимает интеллектуальную задачу как игру, что повышает его умственную активность.
Положительные результаты в динамике речевого развития доказывают успешность применения разработанных мною дидактических игр в формировании слогового и звукобуквенного анализа, синтеза и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР.