Работы
— жить в образах
— сливаться с чувством автора
— воздействовать на наше сознание
— выделяться автором
— восприниматься читателями
— углубляться т. д.
Пафос — эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающегося большой силой чувств.
Пафос может быть:
— драматическим
— сатирическим
— трагическим
— комическим и т. д.
Композиция — определенная организация, построение текста, расположение его частей.
Жанр — вид произведения, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Троп — слово или оборот в переносном, иносказательном смысле.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Гипербола — образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:
Снег валил с неба пудами.
Метафора — скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ — художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе
в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы... опрокинулся и затонул.
Метонимия — перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки:
Скоро ли обед? — спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру); Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского....
Оксюморон — сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...
Олицетворение — один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
Сравнение — одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза. Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца. Бывают сравнения, которые передаются формой сравнительной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним. Есть сравнения, которые включаются в предложениес помощью слов похож, подобен, напоминает :...бабочки похожи на цветы. Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков
зажгли ночь;
2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом «так»): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.
Эпитет — слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е.
красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом какое-нибудь отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка сорока;
2) прилагательное: роковые часы;
3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев;
но чаще всего эпитеты выражаютсяс помощью прилагательных, употребленных в переносномзначении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
Анафора, или единоначатие, — это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа,
явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душ у в этот момент?
Антитеза — резко выраженное противопоставление
понятий, положений и образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т. д. «Не отстать тебе. Я — острожник, / Ты — конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).
Восклицательные частицы — способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!
Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье! Восклицательные
предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!
Инверсия — обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа действия — перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи : Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!
Повтор — сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
Риторические вопросы и риторические восклицания — особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?
Аллегория — изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши — аллегория медицины. В отличие от символа, аллегория однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.
Амфибрахий —трехсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными ; «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н. Некрасов).
Анапест — трехсложная стопа, которой два первые слога — безударные, а последний — ударный : «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое нише село...» (Н. Некрасов).
Дактиль — трехсложная стопа с ударением на первом слоге : «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).
Баллада — жанр лирической поэзии, носящий повествовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Ж уковского,«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).
Вымысел художественный — одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.
Драма — 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах. В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определенного вида литературы (эпоса, лирики, драмы).
Завязка — начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.
Классицизм — метод и направление в литературе X V в — начала X IX в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма — конфликт общественных и личных начал, долга и чувства. Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. 3 единства: времени, место и действия. Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, М.В, Ломоносов,
Комедия — жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» И.В. Гоголя).
Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
Кульминация — высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).
Лирический герой — о браз того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.
Лирическое отступление — высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении (лирические отступления в «Евгении Онегине » А.С. Пушкина).
Лироэпос — жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).
Литература, художественная литература — вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (фольклора).
Род литературы — обобщенный тип литературы, основной способ построения произведений, отличающийся от других таких же способов соотношения мира и человека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак — это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма).
Модернизм — общее название направлений искусства и литературы конца X IX — начала X X в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.
Монолог — речь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.
.
Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения. Образ автора не тождествен образу повествователя или образу рассказчика. Он объединяет всю систему образов произведения — и персонажей, и рассказчика. Первый опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину
(«Евгений Онегин»).
Ода — жанр лирической поэзии, в классицизме — торжественное прославляющее произведение. В X V I— X V n i вв. — жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).
Повесть — прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет
интриги и расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное течение жизни во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического сгущения события — специфическая установка автора повести.
Поэма — поэтический жанр большого объема. В древности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его легендарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историческими или социальными силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор — участник или вдохновенный комментатор событий (В. Маяковский, А. Твардовский). В X X в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.
Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всегда глубже.
Развязка — разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.
Рассказ — малая форма эпического рода литературы, В которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц — особенность рассказа.
Реализм — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения. Реализм X IX века развил и углубил принятую от романтизма критику материального прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М. Горького).
Ритм — повторяемость однородных звуковых элементов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.
Рифма — созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем слоге), женская (с ударением на предпоследнем слоге)
и дактилическая (рифма с ударением на третьем от конца слоге); повзаимному расположению строк — смежная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).
Роман — форма эпического рода литературы, раскрывающая историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою — целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.
Романтизм — художественный метод, сложившийся в конце XVIII — начале X IX в. Исключительная личность в исключительных обстоятельствах. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру — идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную
эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).
Сатира — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры — Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.
Сентиментализм — провозглашал культ естественного чувства, природы,
был не чужд патриархальной идеализации. Представитель сентиментализма в России — Н.М. Карамзин.
Символ — образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.
Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870— 1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов. Главные представители символизма в русской литературе — В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов,Ф. Сологуб.
Лирическое стихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема
Стихотворный размер — способ организации звукового состава стихотворного произведения, определяется либо числом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническое стихосложение), либо числом и расположением и слогов, и ударений (силлабо-тоническое стихосложение).
Сюжет — совокупность действий, событий, в которых
раскрывается основное содержание художественного произведения.
Трагедия — жанр драматургии, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом,
Фабула — цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним, как,например, в «Герое нашего времени». Фабульная последовательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Лермонтов, однако, выстроил сюжет в иной последовательности — в целях углубления психологического анализа характера Печорина.
Футуризм — авангардистское направление. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В. Маяковский, В. Хлебников).
Хорей — в силлабо-тоническом стихосложении двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным: «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луной...» (А.С. Пушкин).
Деталь — одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности. Может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка (тяжелая поступь и лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», обветренные руки Базарова («Отцы и дети») и т. д.).
Элегия — жанр лирической поэзии. В новой европейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского).
Эпиграф — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью с целью помочь читателю глубже понять содержание текста.
Роман-эпопея — обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни эпопеи лежат в мифологии и фольклоре. В X IX в.возникает роман-эпопея («Война и мир» Л.Н. Толстого).
Эпос — род литературы, повествование о минувших событиях, характеризуется предельной отстраненностью автора от предмета повествования.
Ямб — в силлабо-тоническом стихосложении двусложная стопа, в которой ударный слог следует за безударным; «Какая грусть! Конец аллёй / Опять с утра
исчез в пыли...» (А. Фет).