Министерство культуры Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра межкультурных коммуникаций
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
на базе учреждения «Минский городской дворец культуры»
в период с «07» февраля по «06» марта 2022 г.
Студент
ФК и СКД, 3 курса, гр. №402 Дудкин В.А.
Руководитель практики от организации
Художественный руководитель Точило Е.В.
Руководитель практики от университета
Доктор филологических наук, профессор Морозов А.В.
Минск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, ГДЕ ПРОХОДИЛА ПРАКТИКА.. 4
РАБОТА, ПРОДЕЛАННАЯ В ХОДЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ.. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10
ВВЕДЕНИЕ
Производственная (технологическая) практика студента 402 группы, Дудкина Владимира Александровича проводилась на базе Минского городского дворца культуры с 07.02 по 06.03 2022 года.
Основными направлениями деятельности данного учреждения культуры смешанного типа являются – организация и проведение культурно-зрелищных мероприятий, реализация творческих проектов, а также осуществление кружковой работы, работы студий и клубных объединений.
Руководитель практики от университета–Морозов Александр Владимирович, доктор филологических наук, профессор.
Руководитель практики от организации – Точило Екатерина Васильевна, художественный руководитель учреждения.
Целью моей практики было закрепление и расширение теоретических знаний, полученных за время обучения в Белорусском государственном университете культуры и искусств, овладение комплексом необходимых практических методов и навыков.
В начале практики передо мной были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать структуру, задачи, основные направления, специфику учреждения.
2) Ознакомиться с нормативно-правовой базой учреждения.
3) Проанализировать маркетинговую, коммуникативную, рекламную
и межкультурную деятельность учреждения.
4) Раскрыть основные профессиональные приемы, методы, технологии учреждения.
5) Провести анализ перспективных и текущих планов учреждения культуры.
Также обязательными для выполнения были поставлены следующие пункты индивидуального задания:
1) Принять участие в практической работе на функциональном рабочем месте.
2) Изучить конкретный опыт и практику ведения общего делопроизводства и оформления специальных документов в соответствии с занимаемым рабочим местом.
3) Принять участие в подготовке и осуществлении конкретного проекта(мероприятия).
4) Собрать и обработать материалы для подготовки и написания практической части дипломной работы.
5) Разработать предложения по совершенствованию работы подразделения (организации) в целом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, ГДЕ ПРОХОДИЛА ПРАКТИКА
Производственная (технологическая) практика проходила на базе Государственного учреждения «Минский городской дворец культуры».
«Минский городской дворец культуры» был основан в 1965 году. Первоначальное название учреждения – «Дворец культуры Камвольного комбината». Это было одно из наиболее ярких и самобытных учреждений города Минска. Дворец плодотворно работал до начала 2000-х гг.
В 2007 году он был передан в ведение Мингорисполкома и стал муниципальной собственностью города. Название Дворца изменили
на Государственное культурно-просветительное учреждение «Дворец культуры «Лошицкий» по месту его расположения вблизи парка с одноименным названием и микрорайоном «Лошица».
С ноября 2012 года здание было закрыто на реконструкцию. В мае 2018 года учреждение возобновило свою деятельность под новым название – Государственное учреждение «Минский городской дворец культуры».
ГУ «Минский городской дворец культуры» является учреждением культуры смешанного типа, где наряду с любительским творчеством
и коллективами художественной самодеятельности, работают профессиональные коллективы, например, концертный оркестр «Немига».
Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- Деятельность в сфере исполнительных искусств.
- Деятельность, способствующая проведению культурно-зрелищных
мероприятий. - Деятельность объектов культурной инфраструктуры.
- Деятельность в сфере звукозаписи и издания музыкальных
произведений. - Деятельность по показу кинофильмов.
- Сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества.
- Образование в области культуры.
Таким образом, деятельность объектов культурной инфраструктуры
и образование в области культуры является основной и сопутствующие.
В Минском городском дворце культуры ежедневно в среднем пребывает
около 500 человек. Спрос на услуги стабилен и постоянно растет
благодаря звуко и свето-техническому оборудованию, современному
и презентабельному Дворцу и, особенно, хорошей и слаженной работе команды
сотрудников, независимо от их специальности и направления деятельности.
Основой деятельности «Минского городского дворца культуры» является культурно-зрелищная и концертная деятельность, проходят мероприятия общественно-политического и научного характера – городского
и республиканского уровня.
Во Дворце культуры функционируют два зрительных зала – большой
на 612 посадочных мест и малый на 180 мест, которые оснащены современным технологическим оборудованием. Дворец культуры имеет помещения
для репетиций оркестра, хора, театральных и музыкальных коллективов,
3 хореографических зала, а также помещения для работы студий, кружков
и клубов по интересам, оборудован безбарьерной средой.
В 2015 году количество посещений мероприятий составило 9 230 человек, в 2021-39 788 человек. Целевая аудитория получателей культурных услуг – это дети от 3 лет и люди молодого возраста. Однако, основные посетители дворца культуры – это дети и подростки, так как приоритетным направлением является фестивальное движение, конкурсы, концерты, масштабные творческие проекты.
Значимым направлением деятельности является кружковая работа, работа студий и клубных объединений, которая пользуется спросом у населения.
А также фестивальное движение и сотрудничество в рамках совместного творческого проекта «Творим и создаем под сводами дворца».
Помимо вышеперечисленной деятельности, «Минский городской дворец культуры» предоставляет населению большой диапазон платных и бесплатных услуг. На 2022 год из 18 кружков любительского творчества насчитывалось
6 кружков на платной основе. Вследствие чего, учреждение проводит постоянный мониторинг востребованных услуг в сфере культура и включает самые актуальные направления в свой список. Данный вид деятельности способствует получению дополнительного финансирования на развитие других сфер деятельности учреждения и открытию новых направлений.
Структура управления учреждением состоит из главного звена, директора, а также художественного руководителя, непосредственно руководящего процессом организации деятельности дворца. Важно отметить наличие отдела
по маркетингу и СМИ, методиста по творческим коллективам, работающим
в учреждении, и методиста по концертно-гастрольной деятельности. «Минский городской дворец культуры» – это большое здание, которое должно поддерживать свой внешний вид и функциональность. Следовательно,
к структуре управления относятся главный инженер, заведующий хозяйством. Проведя анализ работы учреждения, можно сделать вывод, что учреждение имеет линейно-функциональную структуру управления.
Также необходимо выделить должностные обязанности культуролога «Минского городского дворца культуры», в которые входит осуществление творческой деятельности, проведение исследований в области культурных процессов, разработка и осуществление культурно-досуговых программ, изучение запросов и потребностей населения в сфере культурных услуг и т.д.
Таким образом, культуролог является важным и ключевым звеном в работе учреждения и выполняет основные виды деятельности учреждения,
что характеризует актуальность данной профессии в сфере культуры.
«Минский городской дворец культуры» активно развивает свою деятельность по работе в социальных сетях. Учреждение имеет официальный сайт, где можно найти всю актуальную информацию о предстоящих мероприятиях, работающих кружках, а также видео с онлайн-экскурсией
по дворцу. Вся творческая и проектная деятельность учреждения также освещается в таких социальных сетях, как «Инстаграм», «ВКонтакте», «Facebook» и «YouTube». Также учреждение использует сеть интернет и для своих проектов, проводя онлайн-встречи, мастер-классы, прямые трансляции.
В перспективы развития учреждения входит развитие деятельности клубных формирований во Дворце. Актуальной является деятельность
по внедрению новых внебюджетных единиц, таким образом, появиться возможность открыть новые студии и развивать разножанровость направлений занятости детей и подростков. Важный аспект, входящий в перспективы развития, это привлечение партнеров к творческим проектам для совместного сотрудничества и открытия новых студий. В планах учреждения стоит активное взаимодействие с потребителями культурных услуг посредством сети интернет, обеспечение удаленного доступа к культурным услугам, что положительно скажется на имидже дворца культуры и повлияет на восприятие отрасли культуры в целом.
РАБОТА, ПРОДЕЛАННАЯ В ХОДЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
В ходе прохождения практики был осуществлен подробный анализ деятельности учреждения, на базе которого проходила практика, а также были выполнены индивидуальные задания.
Анализ включал в себя исследование деятельности учреждений
по следующим критериям:
- изучение особенностей внешнего окружение предприятия;
- выявление специфики работы отделов маркетинга и рекламы;
- определение основных направлений деятельности предприятия;
- исследование основных направлений и эффективности коммуникативной деятельности предприятия.
Пункты индивидуального задания:
- принять участие в практической работе на функциональном рабочем месте;
- изучить конкретный опыт и практику ведения общего делопроизводства и оформления специальных документов в соответствии с занимаемым рабочим местом;
- принять участие в подготовке и осуществлении конкретного проекта(мероприятия);
- собрать и обработать материалы для подготовки и написания практической части дипломной работы;
- разработать предложения по совершенствованию работы подразделения (организации) в целом.
Государственное учреждение «Минский городской дворец культуры» является учреждением культуры смешанного типа, где наряду с любительским творчеством и коллективами художественной самодеятельности, работают профессиональные коллективы, например, концертный оркестр «Немига».
Основными направлениями деятельности данного учреждения культуры смешанного типа являются – организация и проведение культурно-зрелищных мероприятий, реализация творческих проектов, а также осуществление кружковой работы, работы студий и клубных объединений.
Важным направлением в деятельности учреждения также является налаживание партнерских отношений с различными учреждениями культуры
на республиканском и международном уровне.
Для ознакомления и углубленного понимания специфики работы сотрудников учреждения руководителем 05.04 была дана должностная инструкция культуролога. Благодаря данному документу, была получена информация о требованиях к данному специалисту со стороны организации, нормативно-правовых документах, которыми должен руководствоваться культуролог, а также о должностных обязанностях, правах, предоставляемых специалисту, и системе контроля и оценки руководителя.
Согласно внутриорганизационной статистике, данной для анализа в первый день практики (05.04), в Минском городском дворце культуры ежегодно в среднем пребывает около 500 человек. Спрос на услуги растет благодаря звуковому и свето-техническому оборудованию, внедрению информационных технологий, а также инновационных методов и технологий.
Одним из способов работы было знакомство 06.04 с официальным сайтом
и страницами в социальных сетях Минского городского дворца культуры.
Благодаря информации, полученной данными способами, была выявлена особенность коммуникативной и рекламной деятельности учреждения – распространение афиш ближайших мероприятий, а также распространение необходимой информации о студиях, клубах, объединениях по различным категориям.
Сотрудники галереи постоянно проводят исследования целевой аудитории, анализ посещаемости тех или иных выставок, дают оценку сильным и слабым сторонам галерею.
Необходимым компонентом работы учреждения является четкое
и своевременное информирование СМИ о предстоящих мероприятиях, при этом дополнительно организовывают информирование с помощью социальных сетей ВКонтакте, Facebook и Инстаграм.
На официальных страницах данных социальных сетей и официальном сайте публикуются анонсы предстоящих мероприятий, информация о режиме работы учреждения, отчеты об открытии проектов, публикуются статьи СМИ
о самом учреждении.
С помощью платформ ВКонтакте и Facebook можно получить следующую информацию:
– количество посетителей;
– количество постов;
– количество просмотров видео и прямых трансляций;
– динамику роста количества уникальных подписчиков;
– количество самых популярных постов;
– географию подписчиков;
– время, которое тот или иной подписчик провел на странице.
При проведении рекламной кампании предстоящего проекта, сотрудниками учреждения определяются группы, соответствующие разным информационным посылам:
– Социальные сети. Посредством социальных сетей происходит прямое взаимодействие с потенциальными посетителями – пользователями, подписчиками официальных страниц учреждения.
– Официальные лица. Они состоят из представителей ведомств, а также прочих учреждений города, соответственно, могут распространить информацию о выставке в своих учреждениях с помощью прямого обращения или размещения афиши в учреждении своего места работы/учебы.
– СМИ – основная группа во время подготовки мероприятия. Как правило, сотрудниками учреждения культуры подготавливаются пресс-релизы, которые распространяются среди СМИ, как правило распространение происходит
с помощью email-рассылки, приглашения на посещение того или иного мероприятия или прямого обращения. Государственное учреждение «Минский городской дворец культуры» сотрудничает с такими СМИ как «Беларусь 1», «Беларусь 3», «ОНТ» и т.д.
Если же говорить про маркетинг и рекламу данного учреждения культуры, то стоит отметить, что у дворца создан сайт, состроит из множества рубрик.
К ним относятся:
- «О нас» (в данной рубрике рассказывается об истории учреждения, его руководстве и структуре, партнерах, основных заслугах, а также
об административных процедурах и обращениях граждан);
- «Услуги»;
- «Афиша»;
- «Студии»;
- «Контакты».
Для непосредственного внедрения в работу учреждения, художественным руководителем были даны задания:
1. С 07.02 по 12.02 – участие в практической работе вместе в художественным руководителем учреждения.
Основными направлениями деятельности данного учреждения культуры смешанного типа являются – организация и проведение культурно-зрелищных мероприятий, реализация творческих проектов, а также осуществление кружковой работы, работы студий и клубных объединений.
2. С 13.02 по 19.02 – изучение общего делопроизводства и знакомство с специальными документами учреждения.
К нормативно-правовым актам, которые были изучены, относятся должностная инструкция культуролога, штатное расписание и т.д. Одним из главных документов учреждения является Устав. Благодаря изучению данного документа, мною были рассмотрены главные характеристики учреждения: основные цели, задачи учреждения; виды деятельности, которыми занимается дворец; источники финансирования и т.д.
Также были рассмотрены документы, касающиеся творческих проектов дворца. «Творим и создаем под сводами Дворца» – долгосрочный творческий проект, целью которого является создание и совершенствование новых форм культурно-досуговой деятельности, реализация творческого потенциала жителей города Минска.
3. С 20.02 по 22.02 – участие в подготовке и проведении , конкурса-фестиваля детского творчества «LEMARI».
4. С 23.02 по 01.03 – обработка материалов для написания практической части дипломной работы.
Важным направлением в деятельности учреждения также является налаживание партнерских отношений с различными учреждениями культуры на республиканском и международном уровне. А на территории дворца постоянно проходят мероприятия различных масштабов: республиканские (Фестиваль искусств «Беларускія таленты», фестиваль-конкурс искусств «Рождественские встречи» и т.д) и международные (Международный детский театральный форум «Шаги», международный фестиваль детского и юношеского творчества «Я могу!», детский фестиваль «WaveKids», Международный фестиваль-конкурс искусств «Город счастья», Международный конкурс–фестиваль «Lemari», Фестиваль современной молодежной восточноазиатской культуры WE15и т.д.).
В проектах принимают участие профессиональные и любительские коллективы из Беларуси, России, Швеции, Литвы, Украины, Польши, Эстонии, Латвии, Словакии и многих других стран.
5. С 02.03 по 06.03 – разработка предложений по совершенствованию работы организации.
Были разработаны следующие предложения:
– привлечение к участию в мероприятиях блогеров, экспертов-обозревателей, некоммерческих организаций, которые поднимают темы искусства, культуры и культурного наследия Беларуси;
– расширение рекламной кампании, включая новые виды рекламы (таргетинговая реклама), разработка опросов и викторин;
– добавление на сайт Минского городского дворца культуры рубрики «Наши проекты», где будут отображены основные проекты учреждения, с целью систематизации информации.
Таким образом, в ходе практики были выполнены необходимые все задания теоретического, а также практического плана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам прохождения практике на базе государственного учреждения «Минский городской дворец культуры» были изучены основные сведения
о месте прохождения практики, устав организаций, основные мероприятия, которые проводятся на постоянной основе, основные профессиональные приемы, методы и технологии, применяемые в учреждении была выявлена особенность коммуникативной и рекламной деятельности учреждения – распространение афиш ближайших мероприятий, а также распространение необходимой информации о студиях, клубах, объединениях по различным категориям.
Также были выполнены индивидуальные задания, которые предполагали участие в подготовке и организации мероприятия, изучению делопроизводства и всех направлений деятельности учреждения, а также разработке предложения по совершенствованию работы учреждения.
В ходе производственной (технологической) практики в городском дворце культуры, удалось выяснить, что учреждение достигло высокого уровня
и является перспективным в социокультурной деятельности и имеет дальнейшие перспективы развития.
Учреждение использует новые технологии в своей работе с клиентами. Также произошло ознакомление со всеми видами услуг, предоставляемых учреждением, с его организационной структурой.
Для поддержания данного положения и дальнейшего развития сотрудниками учреждения осуществляется повышение квалификации в Высшем учебном заведение Республики Беларусь в системе повышения квалификации
и переподготовки кадров Республики Беларусь в сфере культуры – Институте повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств».
В первый же день был проведен инструктаж по технике безопасности
и охране труда.
Также мной был проанализирован порядок отбора и набора персонала, имеющийся в учреждении, их основные принципы. Были приобретены новые знания об особенностях процессов производства, работы с коллективом.
Был проведен анализ перспективных и текущих планов учреждения культуры, ознакомление с нормативными актами, регламентирующими его деятельность. К нормативно-правовым актам, которые были изучены, относятся должностная инструкция культуролога, штатное расписание и т.д.
В ходе анализа было выявлено что целевой аудиторией получателей культурных услуг являются дети от 3 лет и люди молодого возраста. Однако, основные посетители дворца культуры – это дети и подростки, так как приоритетным направлением является фестивальное движение, конкурсы, концерты, масштабные творческие проекты. Сотрудники дворца постоянно проводят исследования целевой аудитории, анализ посещаемости тех или иных мероприятий, дают оценку сильным и слабым сторонам учреждения.
На 2022 год Дворец имеет большое количество услуге, предоставляемых населению города Минска. Их можно разделить исходя из направленности деятельности студий (клубов): танцевальные, вокальные, инструментальные, спортивные, изобразительное искусство, керамика, театральный коллективы, модельная школа.
Среди различных любительских студий, на территории дворца функционирует два коллектива – Народный ансамбль народной песни и музыки «Шчодрыца», образцовый фольклорный ансамбль «Жавароначкі» и народный женский вокальный ансамбль. Оба коллектива имеют звание «народных». Они являются неоднократными Лауреатами республиканских и международных фестивалей.
Рассмотрев весь спектр услуг Дворца, можно сделать вывод: учреждение предоставляет большой и разнообразный спектр услуг для различных возрастов (начиная от 3-х лет), также работают коллективы, которые принимают активное межкультурное взаимодействие, представляя нашу страну на фестивалях и конкурсах внутри и за пределами государства.
В дальнейшем произошло знакомство с основными направлениями деятельности учреждения, принятие участия в подготовке и проведении конкурса-фестиваля детского творчества «LEMARI».
Необходимым заданием было изучение и анализ официального сайта дворца, а также страниц в социальных сетях. Были рассмотрены определенная цветовая палитра, логотип, полное название, средства связи с целевой аудиторией и другие компоненты.
Также были собраны материалы для подготовки и написания практической части дипломной работы.
За период практики была всесторонне изучена программа, сформулированы собственные выводы, проведен тщательный анализ. Результаты отражены в отчете.
Благодаря тому, что появилась возможность изучить все проводимые мероприятия комплексно и изнутри, приобрели множество полезных навыков.
В полной мере увидели, как происходит организация мероприятий, изучили
и проанализировали весь инструментарий, который при этом используется. Выяснили, за счет чего достигается основной эффект мероприятий.
Важным для меня было получение навыка делового общения, общения
с официальными лицами и организациями. Потренировались в умении привлекать финансовые средства различными способами. Также большим плюсом является то, что во время практики была дана относительная свобода действий, которая позволила максимально проявить себя и реализовать творческие возможности. Действия только корректировались и направлялись
в нужное русло.
По итогу анализа деятельности учреждения, на базе которого проходила практика, был сформирован ряд рекомендаций для улучшения его эффективности:
- Привлечение к участию в мероприятиях блогеров, экспертов-обозревателей, некоммерческих организаций, которые поднимают темы искусства, культуры и культурного наследия Беларуси.
- Расширение рекламной кампании, включая новые виды рекламы (таргетинговая реклама), разработка опросов и викторин.
- Добавление на сайт Минского городского дворца культуры рубрики «Наши проекты», где будут отображены основные проекты учреждения, с целью систематизации информации.
Таким образом , практика в Минском городском дворце культуры, которая являла собой интересный и грамотный набор обязанностей, включающий в себя разносторонние задания для развития студентов как деятелей культуры, дала возможность увидеть суть деятельности организации изнутри и получить необходимый опыт в данной сфере.