Доклад на тему: Тендерные особенности совладающего поведения подростков в Интернет-общении




Слайд 1. Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной комиссии.

Вашему вниманию представляем выпускную квалификационную работу "Тендерные особенности совладающего поведения подростков в Интернет-общении. Выполнила студентка четвертого курса  Петрова Алина Витальевна, научный руководитель  канд. психол. наук. доцент кафедры  социальной психологии  И.В.Аношкин.

Слайд 2. Актуальность темы исследования. Подростковый возраст характерен кризисными периодами у подрастающей личности. Тревожность в этом возрасте у детей возникает достаточно часто. И способы преодоления такого состояния существуют различные. Актуальность настоящей работы вызвана необходимостью исследовать стратегии совладания подростков, использующих различные типы поведения в Интернет-общении. Необходимость исследования данной темы важна для подрастающего поколения. Так как  Интернет-общение уже давно стало не просто одним из способов коммуникации, но и элементом современной культуры; необходимо тщательно исследовать и просвещать школьников о способах совладающего поведения в Интернет-общении. От того, насколько умело подростки будут пользоваться этими знаниями, будет зависеть их психологическое благополучие.

Слайд 3.  Объектом данного исследования являютсягендерные особенности подростков. Предмет нашего исследования -этогендерные особенности стратегий совладающего поведения старших подростков в Интернет-общении. Цель нашего исследования служитвыявление гендерных особенностей стратегий совладающего поведения подростков в Интернет-общении.

Слайд 4.  Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
  2. Подобрать и использовать комплекс методик для диагностики взаимосвязи стратегий совладающего поведения и уровня коммуникативного самоконтроля, личностной тревожности, маскулинности/феминности у старших подростков.
  3. Провести сравнительный анализ результатов диагностики.
  4. Сделать выводы и интерпретацию результатов эмпирического исследования.

Слайд  5.  Методы исследования:

Теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

Эмпирический:

1. Методика Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина «Шкала тревоги Спилберга-Ханина».

2. Методика выявления уровня самоконтроля Снайдера.

3. Методика Сандры Бем «Диагностика психологического пола».

4. Методика Гордеевой Т.О., Осина Е.Н., Рассказовой Е.А., Сычева О.А., Шевяховой В.Ю. «Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE»

Методы обработки данных: количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Слайд  6.  Гипотеза исследования  заключается в следующих допущениях:

  1. Существуют различия в стратегиях совладающего поведения в Интернет-общении у мальчиков и девочек подросткового возраста.
  2. У мальчиков-подростков стратегии совладающего поведения отличаются более высоким уровнем коммуникативного самоконтроля и юмором; для девочек-подростков преобладающим фактором является принятие (неизбегание) проблем  и обращение к религии.

Слайд  7.  Результаты сравнительного анализа тревожности и самоконтроля подростков. Треть подростков показали средний уровень ситуативной тревоги и половина подростков - средний уровень личностной тревоги, который составляет оптимальный уровень полезной тревоги. Чем выше уровень ситуативной тревожности, тем выше напряжение и беспокойство в стрессовой ситуации. Высокая личностная тревожность заставляет воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, а реакция на эти ситуации - тревога. Половина ребят данной группы имеют высокую способность саморегуляции эмоциональных состояний.

Слайд  8.  По результатам сравнительного анализа показателей психологического пола подростков видно, что больше половины подростков данной группы показали андрогинный тип.

Слайд  9.  Результаты диагностики выбора стратегий совладающего поведения у подростков. Средний уровень преобладает у подростков данной группы при выборе стратегий совладающего поведения: по шкале позитивного переформулирования, по шкале инструментальная социальная поддержка, по шкале обращения к религии, шкале использования «успокоительных», принятия реальности происходящего.

Повышенный уровень преобладает у подростков: по шкале мысленного ухода от проблем, по шкале концентрации на эмоциях и выражениях, по шкале активного совладания, по шкале отрицание, по шкале юмор, шкале поведенческого ухода от проблем, по шкале сдерживания совладания, по шкале поиска социальной поддержки, уровень подавления конкурирующей деятельности, по шкале планирования.

Слайд  10.  Для выявления достоверных гендерных различий преобладающих стратегий совладающего поведения, уровня тревожности и самоконтроля, формирования психологических черт характера у мальчиков-подростков и девочек-подростков нами был проведен математический анализ данных с использованием расчета t–критерия Стьюдента. Нами получены результаты: в выборе стратегии обращение к религии между мальчиками и девочками подростками существуют различия – девочки, скорее всего чаще, чем мальчики прибегают к этому выбору; мальчики – подростки чаще используют стратегию поведения – юмор, чем девочки, таким образом, возможно, они пытаются извинить себя за неудачи и бездействовать; в подростковом возрасте стратегия совладающего поведения – принятие наименее востребованная, девочки-подростки чаще используют эмоциональное принятие, чем мальчики; у современных подростков преобладает андрогинный тип, у девочек психологические черты характера представлены более гармоничны и дополняют друг друга, что дает им большие адаптивные возможности.

Слайд  11.  Для выявления взаимосвязи стратегий совладающего поведения и уровня коммуникативного самоконтроля, личностной тревожности, маскулинности/феминности у старших подростков был проведен математический анализ данных с использованием метода ранговой корреляции Спирмена. Нами были получены результаты: чем выше уровень коммуникативного самоконтроля, тем чаще подростки прибегают к выбору стратегии обращение к религии; чем больше выражен андрогинный тип у подростков, тем меньше они прибегают к стратегии – юмор; чем меньше выражен андрогинный тип у подростков, тем чаще они используют стратегию – отрицание; чем ярче проявляется андрогинный тип у подростков, тем ниже концентрация на эмоциях в Интернет-общении.

Слайд  12.  В результате проведения эмпирического исследования нами были  установлены следующие особенности:

  1. Девочки-подростки чаще прибегают к выбору стратегии обращение к религии.
  2. Мальчики-подростки чаще прибегают к использованию стратегии – юмор.
  3. Девочки-подростки чаще мальчиков используют стратегию -эмоциональное принятие (неизбегание).
  4. Чем выше уровень коммуникативного самоконтроля, тем чаще подростки прибегают к выбору стратегии обращение к религии.

Достоверных различий существования гендерных особенностей в выборе стратегий совладающего поведения по другим шкалам при сравнении показателей стратегий мальчиков-подростков и девочек-подростков выявлено не было.

Статистически значимой корреляции между уровнем личностной тревожности, психологическим полом и другими стратегиями поведения подростков нами выявлено не было.

Таким образом, гипотеза о существовании гендерных особенностей в выборе стратегий совладающего поведения подростков подтвердилась, а также нами установлено, что у современных подростков преобладает андрогинный тип, чем феминный или маскулинный тип.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: