Бюджетная система страны и ее место в регулировании экономики




Группа ОБ17-1-7,28 ЭГУ, ВПиЛ, ГМС, ОСиМ

 

Лекционное занятие №1. (24.03.2020)

Тема «Бюджет система – как основной механизм государственного управления развитием национальной экономики»

Бюджетная система страны и ее место в регулировании экономики

Любая хозяйственная система, будь то национальная экономика или корпорация, функционирует и развивается на основе планирования бюджета денежных средств и управления ими. Бюджет в переводе с одного из древних языков означает кошель, сумку, кожаный мешок, в которых хранятся деньги, которые задают собою схему доходов и расходов определенного лица (семьи, бизнеса, организации, государства) в привязке к заданному периоду времени, обычно к тому или иному году.

Государственный бюджет представляет выраженную в той или иной форме матрицу доходов и расходов, контролируемых государством. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех министерств, ведомств, государственных агентств и служб, правительственных программ и т. д. В нем фиксируются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственный бюджет. Формируя бюджет, государство взимает налоги и использует другие источники дохода для того, чтобы иметь возможность удовлетворять совместные потребности (услуги здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, науки, управления, охраны правопорядка и обороны). Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении называется бюджетным процессом, и это касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему Российской Федерации.

Исходным документом, задающим цели и характер функционирования бюджетной системы, в России является Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике. Такое Послание, обозначающее приоритеты на период 2013-2015, 2019-2024 гг., акцентирует внимание на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, ориентирует на создание условий для привлечения частных инвестиций в процесс модернизации экономики.

В упомянутом Бюджетном послании особо подчеркнуто, что бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики. Недопустимо, говорится в Послании, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета и отдельно — итоги реализации мер социально-экономической политики. Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств по направлениям. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.

Новым моментом в этом Послании является намеченный переход к так называемому программному бюджету, т.е. к такой модели, когда формирование и исполнение бюджета должно осуществляться непременно на базе государственных программ. Подчеркивается необходимость в бюджетной политике обеспечения макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости, настроенности ее инструментов на противодействие высокой инфляции и бюджетному дефициту.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты); бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет РФ — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Соответственно консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации, и бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Используется также понятие «Бюджет расширенного правительства» (БРП). Оно шире, чем критерий «консолидированный бюджет». К БРП принято относить помимо федерального бюджета (около 60% всех бюджетных средств), региональных и муниципальных бюджетов еще и государственные внебюджетные фонды, в частности Пенсионный фонд РФ и др.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Если запланированные доходы превышают расходы бюджета, то имеет место бюджетный профицит. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то складывается ситуация бюджетного дефицита. Когда при исполнении бюджета уровень дефицита превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе ходатайства органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое сокращение запланированных бюджетом расходов называют секвестром бюджета.

Итак, государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию государством его функций и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на экономическую и социальную системы общества.

Бюджет любого уровня формируется как единство двух крупных разделов: 1) баланса по доходам и 2) баланса по расходам. Доходы государственного бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы формируются за счет:

• налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

• неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

• доходов целевых бюджетных фондов.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного (федерального и регионального) управления и местного самоуправления. Все расходы планируются в разрезе укрупненных групп целей: оборонные; экономические; социальные; обеспечение внешнеполитической деятельности; содержание аппарата управления и др.

Характер бюджетного процесса в стране иллюстрируется табл.1, в которой приводится укрупненная структура доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации за ряд лет.

Налоги в совокупности являются главным источником доходов в консолидированном бюджете страны. В 2005 г. они обеспечили почти 73% поступлений в бюджет, в 2010 г. — 70,8% и в 2011 г. — 70,5%. Следующим по значению источником являются доходы от внешнеэкономической деятельности. Их доля в доходах консолидированного бюджета была в 2005 г. — 19,6%, в 2010 г. — 20,1 и в 2011 г. — 22,4%. На долю доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности пришлось в 2011 г. 3,2% всех поступлений в консолидированный бюджет.

В расходной части консолидированного бюджета Российской Федерации наибольшие траты связаны с финансированием социально-культурных мероприятий. Причем их доля в сумме бюджетных расходов выросла с 53,4% в 2005 г. до 56,2% в 2011 г. (в 2010 г. было 57,5%). На национальную экономику в 2010 г. направлялось 13,2% и в 2011 г. — 14% расходов консолидированного бюджета, а на содержание жилищно-коммунального хозяйств в разные годы — от 6 до 7%.

Важное значение в бюджетной политике имеет поддержание оптимальных пропорций между уровнями бюджетной системы.

На федеральный уровень бюджетной системы и по доходам и по расходам приходится большая часть денежных средств. В объеме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации доходы федерального бюджета доставляли в разные годы от 52 до 60%. А на долю консолидированных бюджетов субъектов РФ приходилось от 35 до 44%. Соответственно в объеме расходов консолидированного бюджета Российской Федерации доля федерального бюджета была в интервале 51-60%, а доля консолидированных бюджетов субъектов РФ — 37-45%.

Особое значение федерального бюджета в регулировании экономического развития иллюстрирует табл.3. В расходной части этого бюджета 13,3% приходилось на финансирование национальной обороны и 16,4% (больше, чем в консолидированном бюджете РФ) — на национальную экономику. 6% расходов федерального бюджета. На межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приходится.

Важной функцией бюджета (как и государственных финансов в целом) является рациональное выравнивание доходов между группами граждан (перераспределение бюджетных средств в пользу попавших в зону объективных социальных рисков в связи с демографической ситуацией, оказание помощи в связи с безработицей, ликвидацией бедности и т.д.) и между регионами страны для обеспечения сопоставимых условий жизнедеятельности в разных точках единого государства с учетом особенностей территорий (в рамках субъектов РФ и муниципальных образований). Это делается, в частности, посредством расходной статьи бюджета «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований», а также через статьи расходов на социальную политику и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: