Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Бобровский детский сад №1 общеразвивающего вида
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета №___от «__»_____________2021 г. |
Утверждаю: заведующий МКОУ Бобровский детский сад №1 ов _____________Т.Н. Буравцова Приказ № _____от_____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности
«По дорогам русских сказок»
(Срок реализации 1 год, дети 5-7 лет)
Бобров, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
I. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. II. 2.1. 2.2.
2.3 2.4. 2.5.
III. 3.1. 3.2. |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи реализации программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Планируемые результаты Программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Учебно-тематическое планирование. Содержание деятельности. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Описание материально-технического обеспечения Программы Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной психологии и музейной педагогики. Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие духовно-нравственных и патриотических основ личности дошкольников, их сенсорных способностей, коммуникативной компетентности, творческой деятельности и эстетических интересов посредством углубленного изучения русских народных сказок и фольклора.
Произведения народного творчества, созданные много веков назад,
не утратили силы своего воздействия на ребенка и в наши дни. Дети любят народные сказки, песенки, потешки, пестушки, загадки, присказки, охотно их слушают и запоминают. Народное творчество привлекает ребенка интересным, занимательным сюжетом, яркостью художественных образов, красотой, медкостью народного языка.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в народной сказке помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. В сказке очень хорошо показаны примеры дружбы, геройства, оказания помощи попавшему в беду. Очень просто и убедительно показано ребенку торжество правды над ложью, добра над злом. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.
Актуальность Программы
Многие поколения детей познавали секреты житейской мудрости, слушая народные сказки. К сожалению, современные малыши больше времени проводят за компьютером, а не за книгой, и чаще смотрят иностранные мультфильмы, чем читают русские сказки. Сказка забывается, и вместе с этим чужими становятся исконно русские традиции, герои и выверенная веками народная мудрость.
А ведь народная сказка – это поучительное и увлекательное послание одного поколения другому, передающее самое главное для человека – понятие добре и зле, о том, как правильно жить. Чтобы эта связь поколений не прерывалась, дети обязательно должны читать и любить народные сказки. То, что в них отражено, остается важным для человека во все времена.
В общеразвивающей программе дополнительного образования «По дорогам русских сказок» мы возвращаемся к истокам традиционной русской культуры, чтобы объединить современные психолого - педагогические практики с образцами традиционной народной педагогики для решения актуальных задач личностного развития и формирования этнокультурной идентичности старших дошкольников.
Отличительные особенности Программы
Программа реализуется на базе Музея русской народной сказки им. А. Н. Афанасьева «Правда и Кривда» как культурно-образовательной, предметно – развивающей среды, позволяющей проводить интегрированные развивающие занятия с детьми в форме интерактивного события.
Выбранные нами технологии, предлагаемые современной музейной педагогикой, сочетают в себе сюжетно-ролевую игру, «анимацию» социокультурной среды и сказочных сюжетов, элементы арт-терапии, творческую, исследовательскую и проектную деятельности детей.
Новизна программы.
Новизна программы «По дорогам русских сказок» - введение национально-регионального, краеведческого компонента в содержание дополнительной образовательной программы.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: формирование этнокультурной идентичности старших дошкольников через введение в мир истории и культуры родного края, раскрытия перед ними смыслового богатства, красоты и мудрости русской народной сказки.
Задачи:
- формировать интерес дошкольников к историческому и литературному наследию родного города;
- познакомить воспитанников с жизнью и творчеством А. Н. Афанасьева и А.Н. Корольковой;
- приобщить детей к высоким нравственным идеалам и базовым национальным ценностям, закрепленных в русских народных сказках;
- развитие личности ребенка, формирование в ее структуре нравственных ориентиров и норм поведения;
- заложить основу для патриотического воспитания юных граждан через проникновение в мир народной культуры с ее глубокой мудростью и любовью к родной земле;
- формировать основы традиционного гендерного поведения;
- воспитание бережного отношения к традиционной культуре и приобщение дошкольников к собиранию и сохранению народного наследия.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
- принцип систематичности и последовательности: организация и последовательная подача материала;
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям;
- онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей воспитанников);
- принцип научности;
- принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.
- принцип интерактивности и детской инициативы.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
В этот период жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно - личностную форму, максимально приспособленную к процессу познанияребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребенком своего собственного внутреннего мира. Характерной особенностью этого возраста является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.
В подготовительной группе значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания:наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.
Планируемые результаты Программы
- Формирование нравственной, патриотической и творческой основы личностного развития дошкольников.
- Формирование у дошкольников этнокультурной идентичности и базовых национальных ценностей.
- Популяризация краеведения и увеличение числа детей, занятых в программах краеведения, собирания и сохранения традиций русского народного творчества.
- Закрепление норм традиционного гендерного поведения.
- Выявление, вовлечение в творческую, исследовательскую, проектную деятельность и продвижение детей с особой гуманитарной одаренностью
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
№ п/п |
Музейное занятие
|
Читаем и обсуждаем сказку |
Практикум, интерактивное событие |
Кол-во часов
|
|
1 |
«Я поведу тебя в музей» (Беседа о музеях и правилах поведения в музее)
|
|
Викторина «Какие бывают музеи» |
1 |
|
2 |
Сказочники Бобровской земли: А.Н. Афанасьев, А.Н. Королькова (Музей русской народной сказки им. А.Н. Афанасьева «Правда и Кривда», экскурсия)
|
Знакомство со сборниками сказок Афанасьева, Корольковой |
Рисунок (раскраска) «Моя любимая сказка» Выставка работ.
|
2 |
|
3 |
Традиционное представление о Правде на Руси.
|
«Правда и Кривда» |
Пословицы, поговорки, загадки о Правде и Кривде
|
1 |
|
4 |
Сказки Бобровского уезда (Музей русской народной сказки им. А.Н. Афанасьева «Правда и Кривда», экскурсия).
|
«Чаша Доброты» (поделка или рисунок) |
1 |
||
5 |
Бобров-Воронеж-Русский флот (краеведческая справка) Виртуальный тур на корабль «Гото Предистинация»
|
Корабль для моей мечты (коллективный коллаж) |
1 |
|
|
6 |
На берегу очень тихой реки (Познавательная краеведческая беседа о реке Битюг) |
«Волк и Лиса»
|
«Смекалка от глупости, хитрости и беды выручалка» (постановка сценок) |
2 |
|
«Ивашко и ведьма»
|
|
||||
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
«Горе не беда, когда любовь цела» (Поделка-подарок самым родным и близким – своей семье).
|
1 |
|
||
|
Изготовление лепбука «Битюг – живительный источник» (Подарок для малышей, коллективный проект)
|
1 |
|
||
7 |
Родословная сказочных персонажей: Герои. Злодеи (вредители). Помощники. Хозяева леса. (Музей русской народной сказки им. А.Н. Афанасьева «Правда и Кривда», экскурсия - квест).
|
«Умная внучка» «Гуси-лебеди» |
Рисунок (раскраска, поделка) «Мой любимый сказочный персонаж». Представление и обсуждение работ: «Угадай, кого я нарисовал». |
1 |
|
8 |
Дети – главные герои русских сказок. В народных русских сказах в качестве главных персонажей нередко действуют ДЕТИ. В их поведении скрыт образ идеального ребенка в представлении народной педагогики. Они - дар Божий, ангельские души, спустившиеся из райского сада, обладают чудесными способностями: ясновидением, телепатией, пониманием языка птиц и зверей. С их помощью дети помогают взрослым или сами добиваются успеха; - способны противостоять обидчикам: злобным и жестоким героям (Бабе Яге, ведьме, мачехе), которые обязательно будут наказаны в конце сказки за свое жестокосердие. - совершив безнравственный поступок или ослушавшись родителей, дети признают и исправляют свои ошибки. Проходя трудные сказочные испытания, оказавшись на волосок от смерти, проявляют многочисленные добродетели: благодарность, благородство, самоотверженность, серьезность, кротость, чуткость, смелость. Тем самым восходят на высокую нравственную высоту и очищенными благополучно возвращаются домой. |
Дискуссия на тему «Почему Аленушка и Иванушка попали в беду?». Составление назидательной памятки «Как поступать в трудной ситуации» |
2 |
||
9 |
«Мужское дело»: Защитник земли русской
|
«Иван крестьянский сын и чудо – юдо» «Илья Муромец и Соловей – разбойник» |
Раскраска с заданиями по картине В. Васнецова «Богатыри»
Встреча с руководителем Клуба исторической реконструкции «Ратибор» |
2 |
|
10 |
«Мужское дело»: Мастер Историческая справка о традиционных мужских ремеслах на Руси. Мастер-классы для мальчиков в Бобровском доме ремесел (кузница, резьба по дереву, гончарная мастерская)
|
«Никита Кожемяка» |
Поделка: миниатюры из глины. |
2 |
|
11 |
В чем сила настоящего героя? Историко-биографическая справка об Александре Невском. Смысл изречения святого благоверного князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в Правде».
Образ Доброго молодца в русской народной культуре. ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ – образец мужского достоинства и чести. Добросердечный и сильный герой. Он умен, правдив, красив, трудолюбив, храбр и скромен, скоропослушен. Сильным делает героя широта его души, Он защитник и опора, Правде служит и Добру. Верный друг и держит слово, И подвластно все ему.
|
«Как Ежик победил Кабана»
«Сказ о том, как я силу искал» |
Защита индивидуального проекта «Сказ о том, как я силу искал»
Представление индивидуальной творческой работы «Усыня, Дубыня, Горыня и Медведко Богатыри»
«Парад богатырей» (Подготовка инсценированного действия к праздничной программе, посвященной Дню защитника отечества) |
2 |
|
12 |
Женское счастье: «Умница-красавица-искусница» Образ Красной девицы в русской народной культуре. Историческая справка о традиционных женских рукоделиях на Руси. Мастер-классы для девочек в Бобровском доме ремесел (валяние из шерсти, лоскутное шитье, роспиь) КРАСНА ДЕВИЦА – прекрасная, премудрая - идеальный женский образ. Умница, красавица, искусница. Во все века на Руси слово «красная (прекрасная)» вовсе не относилось к бездушной холодной красавице. Так называли самую добрую, самую трудолюбивую и самую мудрую красавицу. Она скромна и послушна, но обладает стойкостью духа и благородством.
|
«Василиса Прекрасная» «Царевна – лягушка» |
Представление индивидуальной творческой работы (рисунок) «Девицы – рукодельницы»
«Марья Искусница» (Подготовка инсценированного действия к празднику 8 марта)
|
4 |
|
Поделка: подарок мамочке |
1
|
||||
13 |
Женское счастье Мамино благословение |
||||
14 |
«В гостях у лешего» (заочная прогулка по Хреновскому бору)
|
«Баба-яга»
|
«Радивому да доброму судьба благоволит; над ленивым да строптивым – посмеивается» (инсценировка сказочных эпизодов).
«Делай добро и бросай его в воду» (Акция «День добрых дел») Проект «Лесная аптека» (ухаживаем за уголком природы около музея, изучаем лекарственные растения Хреновского бора) Продолжение оформления Лепбука: «Битюг – живительный источник: Хреновской бор». |
4 |
|
«Медный лоб» |
|
||||
15 |
Книгоиздание на Руси. Книгоиздатель А.С. Суворин – наш земляк (экскурсия по разделу экспозиции «Детская типография», экскурсия к дому Суворина) |
|
Акция «Облагораживаем территорию рядом с домом А.С.Суворина» (коллективный проект воспитателей, родителей и детей ДОУ)
|
3
|
|
Новые сказки: «Сказка о барсучке – волшебные лапки» |
Сочиняем сказку. Издаем книжку.
|
2 |
|||
16 |
|
Новые сказки
|
Постановка спектакля по одной из сказок |
1 |
|
17 |
«Один счастливый человек» (историческая справка о традиционном представлении о счастье на Руси)
|
«Как братья счастья искали»
|
Поделка: «Птица Прекрасная – Перья Красные» |
2 |
|
«Бухтан Бухтанович» |
Подготовка и проведение акции «Счастье – это…» |
1 |
|||
18 |
|
|
Подготовка и проведение итогового события - праздника «Этнокультурный фестиваль семейного творчества им. А.Н. Афанасьева «Возвращение к истокам»» |
1 |
|
Общее количество часов - 36 |
|
2.2. Описание форм, методов и средств реализации Программы.
Программа рассчитана на 1 год изучения:
-занятия проводятся по подгруппам.
- одно занятие в неделю в каждой подгруппе, 36 занятие в каждой подгруппе, 72занятия за весь период обучения;
- продолжительность занятий для воспитанников подготовительной группы - 30 минут;
- форма обучения очно-заочная
Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Культурные практики ребенка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Именно в этих практиках появляется и обогащается внутренний план действия, оформляется замысел, который становится артикулированным (словесно оформленным, осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к результативности (воплощению артикулированного, оформленного замысла в определенном продукте – результате).
Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по-своему «прорывает» первоначальную ситуационную связность и процессуальность ребенка.
- Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах – это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие. Подвижные игры. Игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры – инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
- Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает социальные критерии результативности (в совместной продуктивной деятельности). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В учебном плане она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
- Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи.
Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности.
Художественно-творческая неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельность организуетсявпроцессемузыкальныхзанятий.
Двигательная деятельность организуется в соответствии с требованиями действующего СанПиН.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
- самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
-постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
- своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- дозировать помощь детям.
Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий,
подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Способы поддержки и развития детской инициативы
• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
• создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;
• при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать
критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
• не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
• обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
• привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
• побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день;
• читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для его личностного и познавательного развития. Программа предусматривает тесное взаимодействие педагогов и родителей как на протяжении реализации основных разделов Программы, так и в рамках совместных праздников, проектов и акций.
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально- технического обеспечения Программы
-учебное помещение,
-мультимедийная установка,
-музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва
-копировальная техника для размножения раздаточных материалов,
- канцелярские принадлежности,
-дидактический материал,
-презентации и аудиозаписи в соответствии с темами занятий.
-костюмы и образы сказочных героев;
-элементы мультипликации ;
-учебные и художественные фильмы, их фрагменты;
- картины и иллюстрации.
Помещение для занятий отвечает всем требованиям, которые предъявляются к помещениям для занятий с различными формами и методами работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007.
2. Выготский Л.С.- Психология развития ребенка. – М.,Эксмо, 2016.
3. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2014.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
6. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003.
7. Пухова Т.Ф. - А.Н. Афанасьев и воронежский фольклор. – (www.folk.phil vsi.ru.)
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
9. Сухомлинский В.А. - Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский – Мн.: Народная асвета, 1981.
10. Троянская С.Л. - Музейная педагогика и ее образовательные возможности в
развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. - Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007
11. Ушинский, К.Д. - Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Под ред. А.И.Пискунова.
12.ФГОС дошкольного образования. Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.
13. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.
14. Эльконин Д.Б. - Введение в психологию развития. - М., Тривола, 2014.