«Osanna человеку разумному…»
Классицизм (в переводе с латинского – «образцовый») – эпоха РАЗУМА, в которой РАЗУМ главенствует над ЧУВСТВОМ.
Особенности эпохи:
- небывалый взлёт философской мысли;
- в основе эстетики лежит убеждение, что всё в мире разумно, везде царит установленный
Богом порядок, при котором ИСТИНА и КРАСОТА уравновешены;
- царит идея ПАТРИОТИЗМА, государственного служения, торжества общественного
начала над личными чувствами.
Приверженцами и творцами данной эпохи были:
в литературе - Жан Батист Мольер
Вольтер (псевдоним)
Иоганн Вольфганг Гёте
Фридрих Шиллер
Даниэль Дэфо
Гавриил Державин
Матей Радивил
в музыке - Жан Батист Люлли
Кристоф Виллибальд Глюк
Йозеф Гайдн
Вольфганг Амадей Моцарт
Людвиг ван Бетховен
Михаил Казимир Огинский
Музыка Классицизма.
Музыка Классицизма связана со становлением и утверждением Венской классической школы в лице её виднейших мастеров: Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена.
Композиторы Венской классической школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения. Благодаря ей самые сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для композитора предметом размышления, а не переживания.
Центральные жанры: - опера
- симфония
- соната
- концерт
В музыке преобладает гармоническая и гомофонно-гармоническая фактура.
Памятка дирижёру хора.
(для исполнения произведений эпохи Классицизма)
1. Стиль исполнения: звучание камерное, грациозное, лёгкое и светлое, без
вычурности и перегруженности.
2. Ритмическая пульсация ярко выражена, особенно в аккомпанирующих голосах.
3.Артикуляция – важное выразительное средство (точность исполнения лиг, штрихов).
4. Обозначения, касающиеся темпа, динамики и артикуляции фиксируются автором в партитуре.
5. Темп обозначает не скорость, а характер движения. Строгость и единство темпа внутри крупных разделов (rubato как исключение).
6. Динамика:
- эхообразная динамика (контраст f-p) – традиция, берущая своё начало от эпохи Барокко;
- динамика полностью зависит от гармонии: диссонансы – громче, консонансы –
тише;
- подвижная динамика существует, но пока ещё в небольшом акустическом
диапазоне (например: p-mр, mf-f).