«Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца…»
Виссарион Белинский.
Романтизм возник как протест против мировоззрения и идей Классицизма, как реакция на пессимистическое настроение общества, находившегося под впечатлением от революций, войн и со страхом ожидавшего будущих катаклизмов.
Особенности эпохи:
- Романтизм сосредоточился на внутреннем мире человека, на бесконечности его чувств,
страстей, настроений, тайных движений души;
- для творца – «романтика» характерно острое, болезненное понимание разницы между
мечтой и действительностью, которое зачастую приводит к пессимистическим
настроениям.
Наиболее ярко Романтизм отразился в литературе и музыке:
в литературе – Джордж Байрон
Фридрих Шиллер
Виктор Гюго
Жорж Санд
Адам Мицкевич
Василий Жуковский
в музыке – Феликс Мендельсон – Бартольди
Франц Шуберт
Роберт Шуман
Иоганнес Брамс
Гектор Берлиоз
Ференц Лист
Рихард Вагнер
Джоаккино Россини
Фридерик Шопен
Музыка Романтизма.
В эпоху Романтизма одновременно существовали две диаметрально противоположные композиторские школы:
1. Школа Ф. Мендельсона «Лейпцигская» (сохраняла традиции Классицизма).
2. Школа Ф. Листа и Р. Вагнера «Веймарская» (шла по пути свободы выражения композиторской мысли).
Музыку композиторов–романтиков легко распознать по фантастической страстности и одухотворенности; по резкой смене настроений; по необычным гармоническим эффектам, новым ритмическим находкам, широкому динамическому и эмоциональному диапазону.
Композиторы свободно используют диссонансы, хроматизмы, энгармонизмы, эллипсисы, ложные разрешения и т.д.
……………………………………………………………………………………………………...
Памятка дирижёру хора.
(для исполнения произведений эпохи Романтизма)
- Композитор конкретно указывает пожелания к исполнению произведений. Многие термины относятся одновременно и к динамике, и к темпу.
Например: morendo (замирая) – и тише, и медленнее.
- Темп:
-разрешено использовать принцип rubato (свободы темпа);
-используются темповые крайности: быстрые темпы исполняются исключительно
быстро, медленные – очень медленно;
- темп напрямую зависит от содержания литературного текста.
3. Зачастую crescendo сопровождается легким accelerando, а decrescendo – ritardando.
4. Динамика очень разнообразна, диапазон ее очень широк: от ppp до fff.
5. Фразировка строится согласно преодолению тактовых черт. Частые синкопы, смены дуольных, триольных ритмов смягчают метрические удары.
6. Усиливается связь музыки и слова, появляются речевые интонации.