Региональная общественная культурно-просветительская организация
«Дом дружбы народов Республики Мордовия»
Проект «Наследие художника Александра Булычева»
при поддержке
ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Поурочная разработка:
«ИСТОРИЯ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА БУЛЫЧЕВА»
Автор разработки
Лидия Александровна БУЛЫЧЕВА
член Международного Союза
педагогов-художников
Саранск - 2022
Уважаемые педагоги!
Перед Вами методическое пособие, состоящее из 2х составляющих – печатного текста урока и презентации на электронном носителе. Каждому кадру презентации соответствует текст для учителя (в печатном варианте), который пронумерован по номерам кадров в соответствии с презентацией.
И текст, и презентация умышленно, для удобства и мобильности их использования, разделена нами на две части, каждая из которых может быть самостоятельной.
Если Ваши ученики не являются обучающимися в художественной школе или школе искусств, и не изучают историю изобразительного искусства, то восприятие ими 1 части урока может быть затруднительным и потребует дополнительных разъяснений терминологии художников и искусствоведов. 2 часть урока также может потребовать дополнительных разъяснений терминов, относящихся к стратонавтике, причем для любой аудитории слушателей. Кроме того, следует учесть возраст слушателей и скорректировать объем информации в соответствии с ним. Таким образом, будет меняться время Вашего объяснения темы и длительность Вашего урока. Определить эти параметры мы предоставляем Вам самим.
2 часть урока предполагает настрой учащихся на исполнение конкурсной работы. Важно, чтобы ученик не концентрировался на трагедии гибели стратонавтов, а понял смысл их героического подвига, развил и отразил эту мысль в своей конкурсной работе.
Желаем Вам педагогической мудрости и творческих находок!
Аннотация.
Методическое пособие состоит из 2 частей:
- печатная часть – текст урока из двух частей, разбитый по номерам кадров презентации; положение о конкурсе детского изобразительного творчества;
- электронная часть – презентация на флешке.
Поурочная разработка знакомит с творческим наследием художника – земляка Александра Алексеевича Булычева, которое рассматривается в контексте исторической и пейзажной живописи известных русских художников и художников Мордовии.
В рамках урока рассказывается об историческом трагическом событии, случившемся в 1934 году – падении стратостата на территории Мордовии, свидетелем которого был будущий художник. В конце урока дается старт конкурсу детского изобразительного творчества «ПОДВИГ СТРАТОНАВТОВ», названному по теме картины А.А. Булычева «Памяти Стратонавтов. Потиж-Острог 30.01. – 02.02.1934».
Данное методическое пособие предназначено для преподавателей детских художественных школ и школ искусств Республики Мордовии, также может быть использовано при проведении уроков истории, изобразительного искусства и краеведения в учебных заведениях культуры и образования.
Цели урока.
Приобщение детско-юношеской аудитории к культурным и историческим ценностям родного края: обогащение знаний об изобразительном искусстве малой родины посредством изучения творческого наследия художника-земляка А.А. Булычева в параллели с творчеством художников России и Мордовии, в том числе его современников.
Задачи.
- Пробудить: интерес и уважение к творчеству отечественных художников, в том числе – уроженцев Республики Мордовия; умение сопереживать с автором картины отображенное историческое событие.
- Направить восприятие детьми произведений мастеров русской исторической и пейзажной живописи и беседу о них на осознание: любви русских художников к истории родины, ее народу и ее природе, их высокой духовности и яркого личностного начала.
- Научить учащихся образно мыслить при рассмотрении исторических картин, сохранять в памяти увиденные образы.
- Научить находить решения в определении колорита и композиции исторических картин.
- Способствовать развитию фантазии и воображения.
Методы и формы обучения
Тип урока. Информационный.Беседа. Тематическое рисование.
Метод обучения. Объяснительно-иллюстративный.
Понятия: жанр, пейзаж, историческая картина, панорама.
Материально-техническое обеспечение урока
Оборудование аудитории:столы, стулья, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Для учителя: презентация по теме в электронном виде (в контексте урока будут использованы видео/фото проекции, которые демонстрируют архивные данные о художнике и Мордовии, анимированные изображения его картин, музыкальное сопровождение, фото и графические изображения картин известных русских и мордовских художников).
Для учащихся: ватман различных форматов, тонированная бумага, простой карандаш, кисти, краски (акварель, акрил, гуашь), цветные карандаши, пастель.
Планируемые результаты
Предметные. В результате проведения интерактивного музейного урока учащиеся познакомятся с творчеством художника А. Булычева, получат новые знания в области изобразительного искусства Мордовии, пополнят знания по краеведению.
Метапредметные. Учащиеся научатся рассуждать о значении исторических событий и их влиянии на творчество художников, через образ отечественного пейзажа научатся анализировать отношение художника к Родине. Получат представление об историческом и пейзажном жанрах в русской живописи. Узнают и смогут назвать имена известных русских живописцев 19-20 веков вышеназванных жанров. Поймут необходимость принимать посильное участие в сохранении памятников культуры.
Личностные. У учащихся повысится познавательный интерес к изучению истории и культуры своей малой родины, появится новый творческий опыт в процессе создания исторического иллюстративного произведения, посвященного истории своей Родины. Учащиеся научатся анализировать и аргументированно оценивать свои работы и работы товарищей.
ХОД УРОКА
1 часть урока
ИСТОРИЯ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА
АЛЕКСАНДРА БУЛЫЧЕВА.
На экране высвечиваются кадры Презентации №1
1 кадр – титул презентации
Учитель: Дорогие ребята, юные художники, уважаемые преподаватели!
Фонд президентских грантов, Региональная общественная культурно-просветительская организация «Дом дружбы народов Республики Мордовия» и Проект «Наследие художника Александра Булычева» представляют Вашему вниманию урок«История Родины в творчестве художника Александра Булычева».
Еготворчество мы рассмотрим вместе с картинами известных русских художников и художников Мордовии, его современников.
2 кадр - фотография современной церкви в с. Усыскино
Учитель: Родина Александра Булычева -село Усыскино в 7 километрах от города Инсар, раньше называлось Потиж-Острог. Потиж – это река, острог – сторожевой пункт. Потиж-Острог входил в состав границы Российского государства, построенной в середине 17 века, одновременно с Инсаром и Саранском.
В 19 веке Потиж-Острог перестал быть крепостью, стал обычным селом, а в начале 20 века там была построена кирпичная церковь, которая стоит до сих пор, но в разрушенном состоянии.
Летом 1928 года в обычной крестьянской семье, дом которой находился рядом с этой церковью, родился Саша.
3 кадр - В. Васнецов «Богатыри»
Учитель: В 7 лет он идет учиться в школу. От всех ребят его отличает только то, что он постоянно рисует. Был такой случай: вечером мать побелила печь, а утром ушла в поле работать. Санек вынул из печи уголек, и решил срисовать с любимой картинки в учебнике «Богатырей» В. Васнецова. Весь день он усердно трудился, а к вечеру вся печь была старательно вымазана углем, с проступавшими очертаниями богатырей.
Мать пришла с работы, ахнула:
- В тетку Евдокию пошел, в - богомазку! (так в народе просто, но с уважением, называли тех, кто писал иконы).
Но ругать не стала, только заново побелила печь. А вот за пропуск школы Саньку попало!
И если его дома не было, то мать знала где его найти. Под берегом в самом конце огорода у него был тайный уютный уголок, где Санька из глины лепил фигурки людей и животных, и было этих фигурок - десятки.
4 кадр – А. Дейнека «Окраина Москвы Ноябрь 1941-го»
Учитель: Как рыба ищет, где глубже, так люди всегда искали, где лучше. В 1938 году, Саша вместе с семьей переехали в Москву. Там и застала их война.
Отца по болезни не взяли на фронт, направили рыть окопы, мать работала в госпитале. Саша по ночам дежурил вместе с другими подростками и мужчинами на крышах, гасил и сбрасывал зажигательные бомбы.
Где-то нашел краски, расписал дома стены и потолок: опять богатыри, пейзажи, цветы и чистое небо, - отвлекало от голода (выдавали хлеб 200 грамм в день на человека по карточкам).
5 кадр - К. Юон «Парад на Красной площади»
Учитель: В ноябре 41-го фашистские войска подобрались особенно близко к Москве. Вызовом и подтверждением всему миру - «Мы не сдадимся!» - был парад на Красной площади.
С парада войска отправлялись прямо на фронт защищать Родину.
6 кадр - А. Булычев «Освобождение»
Учитель: У Александра Булычева время войны отразилось в картине «Освобождение». Он пережил ребенком тяготы войны, страх смерти, голод. Он не мог остаться равнодушным к этой теме.
7 кадр. Триптих «Земля и люди» («У сохи», «Хозяева земли», «Земля поспела»).
Учитель: В 1943-м семья эвакуирована на родину.
Саша учится в школе и работает в колхозе трактористом.
И это время отозвалось в его памяти, и через много лет воплотилось в триптихе «Земля и люди». Три картины объединены одной темой – размышлением о судьбе крестьян в разное время истории.Этот триптих возглавлял Всероссийскую выставку в Центральном выставочном зале г. Москвы «Манеже». По названию триптиха была названа вся выставка.
8 кадр - Ф. Сычков «Катания на Масленицу»
Учитель: Художники, как большая дружная семья: все друг друга знают, обсуждают работы друг друга, иногда и учатся друг у друга. Работая в художественной среде Мордовии, Александр Булычев выбрал среди художников-земляков близкие ему ориентиры. И первым среди них был, конечно, Федот Васильевич Сычков – мастер бытового жанра.
9 кадр - Е. Ноздрин «Портрет Сычкова».
Учитель: У Евгения Алексеевича Ноздрина - мастера портретного жанра, Александр учился живописи не только по его картинам. Он посещал его студию по рисованию в Доме культуры «Строитель».
10 кадр - И. Сидельников «Мордовские вышивальщицы»
Учитель: Игорь Иванович Сидельников, закончивший художественный институт им. В. Сурикова в Москве, в своих произведениях показывал мастерство живописи, смелое и насыщенное сочетание красок.
11 кадр - В. Д. Илюхин «Встреча А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова в Севастополе»
Учитель: Владимир Дмитриевич Илюхин – мастер решения жанровой композиции. В своей знаменитой картине «Встреча А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова в Севастополе» обращается к победному моменту русско-турецкой войны 1787-91 годов, когда Крым был присоединен к России. Торжественная атмосфера встречи двух полководцев, не знавших поражений ни на суше, ни на море.
12 кадр - В.А. Беднов. «Беление холста»
Учитель: Виктор Андреевич Беднов – был особенно близок в живописных ощущениях художника по тонкости цветовых отношений, поэтичности композиций.
13 кадр - А.И. Коровин «Старый Саранск»
Учитель: Александр Иванович Коровин с любовью восстановил на своих полотнах древний вид Саранска, и был близок художнику своим внимательным отношением к деталям в городском пейзаже.
14 кадр - И. Левитан «Над вечным покоем»
Учитель: Но, кроме творческих авторитетов и примеров работающих рядом художников, у Александра были любимые российские художники.
Исаак Левитан – один из первейших художников по чьим работам учился писать свои картины Александр Алексеевич. Пейзажи Левитана удивляли и восхищали его постоянно меняющейся красотой, поэзией сюжета, живостью природы, дрожащим воздухом, который словно можно потрогать!
15 кадр - Ф. Васильев «Волжские лагуны»
Учитель: Булычев считал, что Федор Васильев - художник, равных которому нет в написании состояния природы и необъятного неба.
И старался догнать его в мастерстве.
16 кадр – И.К. Айвазовский «Среди волн».
Учитель: А глядя на воду, написанную Айвазовским, Александр думал: «А смогу ли я так?». И упорно трудился над своими пейзажами с водой. И добился в них высокого мастерства.
17 кадр – И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Учитель: Изучал по репродукциям живопись И. Шишкина. Делал копии его картин. И в своих лесных пейзажах учился у мастера передачи фактуры деревьев и состояния леса.
18 кадр - А. Булычев «Волжские дали»
Учитель: С 1985 по 2002 год художник совершает ежегодные творческие поездки на Волгу и Суру в поселок Васильсурск Нижегородской области. В поселке Васильсурск писали картины Левитан, Шишкин.
Эти поездки вдохновили Александра Алексеевича на целую серию пейзажей о Волге и Суре. Все пейзажи Александр Булычев пишет по памяти! Вот некоторые из них.
19 кадр - «Шуга на Волге»
- Постоянно меняющаяся неуловимая красота неба и воды
20 кадр - «Волга близ Васильсурска»
- Любимые места родины
21 кадр - «Утро в лесу. Хмелевская пойма»
- Своя постоянно меняющаяся красота леса
22 кадр - «Соловьиная роща»
- Поэтическая красота уютных уголков природы
23 кадр - «Осенний полонез»
- У каждого художника - своя философия…
24 кадр - «Родные края»
- Воспоминания о родных краях…
25 кадр - «Старый Саранск»
- И своя история родного города.
Учитель: Хочется отметить, что несмотря на нелегкое время, выпавшее на его жизнь, вся живопись его наполнена светом, радостным восприятием мира и любовью к родине и ее природе.
26 кадр – Т.А. Орлова-Булычева «Портрет отца»
Учитель: Художник Александр Булычев написал более 200 картин, значительную часть которых подарил: Министерству культуры Мордовии, Музею изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Мордовскому краеведческому музею, Мордовской Епархии.
Он участвовал в 40 выставках, и 2 из них были персональными:
В 1992 году на выставке экспонировалось 100 картин.
В 2005 году 45 его картин.
Благодаря нашему проекту в феврале 2022 года в Музее изобразительных искусств имени Эрьзи состоялась еще одна ретроспективная персональная выставка работ художника. На ней экспонируется 64 произведения.
Учитель: В 75 лет художник написал еще одну картину «Памяти стратонавтов. Потиж-Острог 30.01. – 02.02.1934)», о которой мы расскажем во второй части урока.
2 часть урока
ПОДВИГ СТРАТОНАВТОВ
На экране высвечиваются кадры Презентации №2
1 кадр - Заставка конкурса
Учитель: Дорогие ребята!
А теперь мы с вами переходим ко 2-й части нашего урока, которая посвящена только одной картине художника Александра Алексеевича Булычева, под названием
«Памяти стратонавтов. Потиж-Острог (30.01 - 02.02.1934)». 2004 г.
2 кадр - Фото современного села Усыскино - на въезде в село
Учитель: В Мордовии, в 7 километрах от города Инсар стоит давно опустевшее село Усыскино, которое раньше называлось Потиж-Острог. Это – родина художника Александра Булычева. Названо село именем одного из трех погибших здесь стратонавтов, самого молодого из них 22-летнего – Ильи Усыскина. Трагедия падения стратостата произошла 30 января 1934 года.
В 5-летнем возрасте будущий художник увидел это событие и только через 70 лет изобразил его.
3 кадр – А. Булычев «Памяти стратонавтов. Потиж - Острог. (30.01.02.02.1934)» (пейзаж-панорама, написана по памяти автора).
Учитель: Дом их стоял на берегу реки Потиж, огород спускался прямо к реке. Зимой темнеет рано. Вечером 30 января на реку опустился сильный туман, который рассеялся только к утру. В середине замерзшей реки был виден большой металлический шар, почти наполовину ушедший в лед. Саша помнил, как вскоре прибыла, и то место окружила, конная милиция, не подпуская никого к шару. Все взрослое население села начали расчищать снег и готовить полосу для посадки самолета с правительственной комиссией. Началось расследование. Саша пролазил между ног лошадей, людей, и с интересом наблюдал за происходящим.
4 кадр – Фото «Бум стратонавтики».
Учитель: Давайте узнаем, что же произошло тогда и кто они были, предшественники космонавтов, стремившиеся покорить небо и пространство?
Это было сложное время, когда страна жила в состоянии войны уже долгие годы. Первая мировая война, революция, гражданская война… А затем – страна восстанавливала разрушенное хозяйство: строила заводы и фабрики, образовывала колхозы и оснащала их техникой – тракторами, комбайнами.
Не обходилось и без бед. Осенью 1932 года –– весной 1933 года – страну объяла засуха, и вслед за ней голод.
А тем временем к власти в Германии приходит Гитлер.
В мире опять запахло войной.
Перед военными встала задача построить самолеты, недоступные для зенитного огня. У ученых были свои цели: стремление полетов в космос. Интересы ученых и военных совпали. Прибавим романтику открытий и стремление к рекордам, получился краткий бум стратонавтики 1930-х годов.
5 кадр – Фото Огюста Пикара
Учитель: Слой атмосферы, расположенный над тропосферой, называют стратосферой. Организм человека не приспособлен дышать в открытом пространстве стратосферы. И здесь на помощь приходят летательные аппараты. Бельгийский ученый-конструктор Огюст Пикар сконструировал и построил первый стратостат. По сути, стратостат — это тот же воздушный шар, предназначенный для высоких полетов с усовершенствованной герметичной гондолой, с баллоном большего объема. 27 мая 1931 года Огюст Пикар и Пауль Кипфер, впервые в истории совершили полет в стратосферу, достигнув высоты 15785 метров.
6 кадр – Высотные аэростаты.
Учитель: В ответ на полет Пикара высотные аэростаты принялись создавать в Америке и Советском Союзе (так называлась наша страна в то время). С 1931 по 1935 год построили с десяток стратостатов, и установили шесть мировых рекордов высоты.
7 кадр – Стратостат «СССР-1»
Учитель: Необыкновенный энтузиазм вызвал успешный полет стратостата «СССР-1» 30 сентября 1933-го, когда экипажу в составе Эрнста Бирнбаума, Константина Годунова и Георгия Прокофьева удалось поднять аппарат на рекордные 19 км. Это был первый рекорд мирового значения, достигнутый Советским Союзом. После успеха «СССР-1» создатели следующего аппарата нацеливались на новый мировой рекорд.
«Осоавиахим-1» с командой в составе командира Павла Федосеенко, бортинженера Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыскина, должен был достичь не менее, чем 20-километровой высоты.
8 кадр – «Осоавиахим-1»
Учитель: Стратостат стартовал из подмосковного Кунцева 30 января 1934 года в 9 часов 7 минут утра. За полетом «Осоавиахим-1» следила вся страна. Сообщения об этапах полета практически непрерывно транслировались через радиостанцию имени Коминтерна. Для связи с землей команда имела позывной «Сириус».
9 кадр - Рекордный полет
Учитель: В 10:14 шар достиг высоты 19 км. В 11:59 экипаж сообщил о том, что достиг рекордной высоты 20,6 км и приступает к снижению.
В это время на борту начались неполадки.
После 12:00 связь оборвалась. О судьбе шара и его экипажа около пяти часов ничего не знали. Позже станет известно, что в 12:45 какой-то радиолюбитель поймал в районе Гомеля радиограмму следующего содержания: «Внимание, говорит стратостат, передатчик «Сириус», стратостат попал в зону осадков, обледенел. Облеплены льдом, падаем».
Регулярные записи в бортовом журнале.
В 12:33 «Осоавиахим-1» достиг предельной высоты 22 км, оставался на ней в течение 45 минут, после чего пошел на снижение.
Последняя запись в 16:10: «Идем вниз. Солнце ярко светит в гондолу. Красота…».
Выбраться наружу и воспользоваться парашютами в таких условиях было практически невозможно.
10 кадр – Место падения стратостата.
Учитель: Федосеенко, Васенко и Усыскин были посмертно награждены орденами Ленина. Урны с прахом стратонавтов были захоронены в Кремлевской стене лично Сталиным и членами правительства.
В память о погибших были переименованы улицы в крупнейших городах СССР. Деревня Потиж-Острог, возле которой произошла катастрофа, стала селом Усыскино. На месте падения возвели обелиск.
11 кадр – Памятник стратонавтам в Саранске
Учитель: Памятник с портретами-барельефами на пьедестале героям-стратонавтам Павлу Федосеенко, Андрею Васенко и Илье Усыскину установили в Саранске на площади перед железнодорожным вокзалом 30 января 1963 года. На открытие памятника приезжали родственники стратонавтов. Авторы памятника скульптор А.А. Письменный и архитектор А.Н. Душкин.
От дальнейших запусков стратостатов из-за трагедии не отказались.
Впереди была идея полетов в космос.
12 кадр - Первый космонавт – Юрий Гагарин.
Учитель: Может быть знаменательным тот факт, что в год гибели стратонавтов родился первый космонавт Земли – Юрий Алексеевич Гагарин (9 марта 1934 года). Первый полет в космос на космическом корабле «Восток-1» с человеком на борту состоялся 12 апреля 1961 года длился 108 минут и достиг высоты 300 км.
День 12 апреля мы празднуем теперь как «День космонавтики».
13 кадр - Летчик – космонавт Алексей Леонов пишет картину по памяти.
Учитель: 18—19 марта 1965 года Алексей Леонов совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос на космическом корабле «Восход-2». В ходе полёта осуществил первый в истории космонавтики выход в открытый космос, проявив при этом исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль.
14 кадр. Летчик – космонавт Владимир Джанибеков пишет картину по-воображению.
Учитель: Владимир Александрович Джанибеков — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Самый опытный космонавт СССР, совершивший наибольшее число космических полётов — пять, причём все — в качестве командира корабля. Это непревзойдённый пока мировой рекорд.
Общая продолжительность полётов — 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд. Общая продолжительность 2 выходов в открытый космос — 8 часов 34 минуты.
15 кадр - Старт конкурса.
Учитель: Во всем мире наступила эра космонавтики. Сейчас полет в космос стал обычным делом, туда летают артисты и туристы. Космонавты и ученые-изобретатели готовятся к межпланетным полетам. И это было бы невозможно без самоотверженного подвига стратонавтов. Их подвигу мы и посвящаем этот конкурс.
Представленное в пособии Положение о конкурсе изобразительного творчества имеет отношение к проекту «Наследие художника Александра Булычева» и данному уроку, у него есть конкретные сроки реализации.
Урок может проводиться как без конкурса среди учащихся, так и с конкурсом работ. Положение при необходимости может быть изменено под образовательное учреждение.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Конкурсе детского изобразительного творчества
«ПОДВИГ СТРАТОНАВТОВ»
(в рамках проекта «Наследие художника Александра Булычёва», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов)
ЦЕЛЬ.
Повысить творческую активность и познавательный интерес учащихся к исторически значимому событию Мордовии средствами изобразительного искусства, путем проведения конкурса изобразительного искусства, посвященного подвигу стратонавтов.
СРОКИ.
С 01.02.2022 по 31.03.2022 – подача работ-заявок на конкурс.
С 1.04 до 15.04 – подведение итогов.
Вторая декада апреля – объявление результатов, награждение победителей.
УЧАСТНИКИ.
Дети и молодежь Республики Мордовия в возрасте от 7 до 17 лет.
УСЛОВИЯ и ФОРМАТ РАБОТ.
Конкурс изобразительного искусства, посвященный подвигу стратонавтов, будет проходить по 3 номинациям:
- живопись,
- графика,
- другие виды ИЗО
и трем возрастным категориям:
- 7-10 лет,
- 11-14 лет,
- 14-17 лет.
Формат работы не ограничен, но не менее А-3.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТ НА КОНКУРС.
1-ый этап конкурса проходит заочно.
Фото конкурсных работ принимаются на эл.почту: lida.saransk@mail.ru
Или в личных сообщениях группы ВК «Наследие художника Александра Булычева» https://vk.com/naslediebulicheva.
В письме указывается ФИО автора, возраст, название работы, полное название и № школы (ДХШ/ДШИ/общеобразовательной), ФИО педагога (при наличии)
2-ой этап – финальный.
В результате заочного конкурса работ определяются финалисты – не менее 15 участников. Финалистам необходимо будет до 10 апреля 2022 г. представить работы в оригинале на рассмотрение жюри.
Конкурсные работы финалистов оформляются в паспарту, подписываются на обратной стороне рисунка: ФИО автора, сколько лет автору, название работы, полное название и № школы, ФИО педагога (при наличии)
Конкурсные работы финалистов принимает куратор конкурса - Булычева Лидия Александровна, тел. 8 987 997 07 60.
Членами жюри конкурса выступят три человека - известные люди Мордовии - искусствоведы и художники.
КРИТЕРИИ оценки:
- творческая индивидуальность
- мастерство автора
- владение техникой, в которой выполнена работа
- художественный вкус
- неординарность видения
- цельность цветового решения
- идея
- композиционное решение
Победители и призеры конкурса будут определяться:
- в каждой возрастной группе и каждой номинации 1, 2 и 3 места;
- Спец Приз - самый юный участник;
- Победитель интернет-голосования;
- Гран-При конкурса.
НАГРАЖДЕНИЕ: Все участники конкурса будут награждены дипломами участника, авторы работ, занявшие I-е, II-е, III-е места и по номинациям будут награждаться дипломами и призами.
Награждение победителей конкурса состоится на торжественном закрытии конкурса во 2 половине апреля 2022 г.
Оргкомитет оставляет за собой право внесения изменений в Положение о конкурсе и номинации конкурса.