Начальное обучение игре на виолончели (дошкольный период)




 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И. Чайковского»

Методическое сообщение

«Начальное обучение игре на виолончели (дошкольный период)»

Подготовила Шишко С.А.

Основными принципами начального обучения игры на виолончели следует считать развитие образного музыкального мышления, слуха, чувства ритма. Необходимо, чтобы урок по специальности с первой же минуты доставлял радость общения с музыкой, знакомил ученика с музыкальным языком, а так же со звучанием инструмента.

Начальное обучение игре на виолончели требует гораздо более длительного обучения даже для исполнения простейших песенок, чем на фортепиано. Извлечь чистый, красивый звук, воспроизвести несложную мелодию на виолончели очень трудно. Если искусственно ускорить процесс обучения, то ученик будет испытывать двигательные затруднения. Эти минусы в постановке будут мешать при игре более сложных музыкальных произведений.

Чтобы не было противоречий и перегрузок внимания ученика, повысить его активность, заинтересованность, целесообразно менять во время урока поставленные перед ним задачи.

На каждом уроке необходимо работать над посадкой, раздельной постановкой рук, исполнением песенок и изучением нотной грамоты. Необходимо, чтобы на уроках присутствовал концертмейстер, особенно на первых занятиях, так как одноголосные мелодии ограничивают музыкальное развитие ученика.

 Преподаватель должен исполнять в сопровождении фортепиано небольшие пьесы различных эпох, стилей, народные мелодии, которые представлены в сборниках и хрестоматиях для начальных классов ДМШ, - это способствует воспитанию внутреннего слуха и образного музыкального мышления.

Детей привлекает программная музыка. Иллюстрации, предложенные педагогом, включают в себя пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, из «Юношеского альбома» Р. Шумана, доступные танцевальные классические пьесы М. Глинки, И.С. Баха и В.А. Моцарта.

Чтобы заинтересовать начинающего музыканта можно исполнять пьесы знакомые по звучанию и близкие к образному мышлению ребенка.

Чтобы профессионально и доступно для ученика построить урок рекомендуется составить план урока, определить методические задачи, например в I четверти:

  1. Развивать слух и музыкальные представления учащегося;
  2. Развивать память: зрительную, моторно-двигательную, слуховую;
  3. Развивать чувство ритма, учиться движениям под музыку:
  4. Освоить начальные навыки постановки.

Не помешает воспитательная работа в классе по специальности, где ученик один на один находится с преподавателем целых 40 минут, а не в группе. Сюда можно включить небольшие музыкальные беседы, воплощение музыкальных образов и настроений в рисунках.

Памятка для занятий в дошкольный период:

  1. Создание рабочего настроения (2-3 минуты).
  2. Упражнения без инструмента и работа над постановкой левой руки (5-7 минут).
  3. Упражнения для правой руки с карандашом, затем со смычком (5-7 минут).
  4. Пение песенок, подбор по слуху, можно начать с клавиатуры на фортепиано (5-10 минут).
  5. Повторение основных моментов урока, объяснение домашнего задания (10 минут).
  6. Прослушивание музыкального произведения. Определение характера музыки (8-10 минут).

Виолончельный репертуар для начинающих невелик, приходиться заимствовать скрипичную или фортепианную нотную литературу, где представлена мелодия и слова к ней.

Поэтический текст поможет ребенку быстрее почувствовать образность песенки, которая исполняется преподавателем  в сопровождении фортепиано. После этого учащийся может спеть ее со словами. Здесь начинается работа над чистым интонированием, мелодия песенки должна соответствовать голосу ученика.

Усвоив мелодическую и ритмическую сторону песенки, ученик может попробовать сыграть ее на виолончели. Дошколята подбирают мелодию песенки на слух, к нотной записи нужно переходить постепенно. Первые песенки ученик исполняет pizzicato на открытых струнах: «Барашеньки», «Петушок», «У кота» и другие.

При постановке рук на виолончели и посадке ученика можно предложить игровые моменты. Преподаватель дает упражнения на освобождение мышц, так как при игре довольно трудно держать руки на весу.

«Крылья птиц» - приближают ученика к свободным движениям, помогают не зажимать мышцы рук. Можно предложить «полетать» в классе под музыку, представив, что руки – это «крылья птиц». Затем «птичка» складывает крылышки, сидя за виолончелью. Левая рука близко к грифу первая позиция, правая рука -–ближе к подставке, там, где ставится на струну смычок.

После игровых моментов постепенно переходим к отдельной постановке правой и левой руки, что в значительной степени отличается от фортепиано.

Каждая рука выполняет свою функцию и требует большого внимания и терпения, как со стороны ученика, так и со стороны преподавателя. Хорошо, если родители имеют возможность присутствовать на уроках и контролировать дома. В конце I четверти подводим итог в форме собрания с концертом, где в присутствии родителей дети исполняют песенки с аккомпанементом, даже на открытых струнах. Можно показать элементы урока с некоторыми детьми.

Старшие ученики и преподаватель могут исполнить знакомые пьесы, дети должны угадать их. Можно сделать выставку рисунков детей «Рисуем Музыку». Похвала на первом этапе обучения дает большой стимул для дальнейшей успешной работы с начинающими музыкантами.

Используемая литература

  1. «Музыкальная азбука маленького виолончелиста», Л. Антонова, 2005 год.
  2. «Начальное обучение в классе виолончели», Р. Сапожников, 1978 год.
  3. «Особенности начального обучения игре на виолончели», 1988 год.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: