Оценка исторической достоверности художественной книги Скифы в остроконечных шапках




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Институт Истории и политики

Исторический факультет

Кафедра истории Древнего Востока

Тема: Оценка исторической достоверности художественной книги Скифы в остроконечных шапках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса Соколов Тимур

 

 

Научный руководитель: Куликова Юлия Викторовна

 

 

Работая с произведением Фингарет, хочется сказать о осведомленности писательницы в истории скифов Причерноморья. Громкое название скифы в остроконечных шапках – отнюдь не вымысел, оно находит подтверждение в научных работах Гуляева. Читая книгу далее, мы можем встретить и недостоверность, связанную со вскрытием трупа, которое относится только к эпохе ренессанса.

Конечно, данное произведение Фингарет не претендует на подлинность фактов, так как не является пособием, а художественной литературой.

Наряду с историчностью, многие герои вымышленные, которые могут оборачиваться в волка или другого животного, а порой и воскрешаться. На этом моменте целесообразно задаться вопросом: имели ли скифы представление о Библии? И можно сказать, что Фингарет допускает ошибку, так как написана она будет позже. Вместе с тем писательница отмечает скифов, как кочевников и скифов – землепашцев, что является отражением реальности их быта. Подтверждение находится у Геродота: «Восточ­нее этих ски­фов-зем­ледель­цев, на дру­гой сто­роне реки Пан­ти­ка­па, оби­та­ют ски­фы-кочев­ни­ки; они вовсе ниче­го не сеют и не пашут».

Стоит отметить и исторических героев повести таких как Отан, Гобрий, также Фингарет цитирует бехистунскую надпись, где говорится: «Я Дарий – сын Гестаспа». Мы понимаем, что она изучила историческое противостояние скифов и персов. Правильно описана тактика скифов – тактика выжженой земли.  Уходя, они сжигали траву, не оставляя на своем пути практически ничего. Довольно точное упоминание об отдельных отрядах персов – бессмертных, выступавших в качестве охраны царя полностью исторично.

Смело можно сказать, что все географические обозначения древности являются достоверными. Примечательно и то, что Фингарет дополняет и подтверждает свои слова фактами из книги Геродота «Скифия»

В главе 10 совет вождей у меча можно встретить ряд исторических личностей  таких, как Ариант, Иданфирс. Они находят доказательство в истории Скифии Геродота. Ариант действительно являлся царем скифов «Один царь, Ариант, захотел узнать количество скифов. Для этого он велел всем скифам принести ему по одному наконечнику стрелы, и грозил каждому, кто не подчинится, смертью».

Мы можем заметить копию «Мельпомены» в месте, где Фингарет повествует нам о происхождении скифского рода

Что касается военной организации скифского войска – то оно реально было сплоченным, воинственным, способным в свое время угрожать даже далекому Египту и Ассирии.

В 15 главе «Камень и щит» писательница ссылается на древнегреческую мифологию, где Гераклу орел клевал печень, но вместо Геракла выступает жена скифского царя: «Старшая жена старухой стала, в засохшую кору превратилась, а на самого Савлия могла узду накинуть. Умела старая ему печенку клевать не хуже орла, что летал на Кавказский хребет"».

Отдельная история о дружбе мальчиков греков и скифа – служит ярким примером истории взаимоотношений двух народов. Так как между ними не было вражды, а только торговые отношения. Более того, Фингарет указывает на скифские злаки, которые пользовались на Балканах спросом.

Примечательно то что писательница отталкивается от необходимых фактов, раскрывающих суть и атмосферность событий. Она упоминает, что скифы и персы говорят почти одинаково. Такой факт обусловлен их ираноязычностью.

В главе 19 можно обнаружить социальное устройство скифов

«Людям чужого племени нельзя прикасаться к нашим могилам» Братьями по крови у скифов стать невозможно, так как у них кровно – родственная община. В нее можно войти в качестве раба, а рабов зачастую скифы ослепляли.

Подводя итог, можно сказать, что произведение «Скифы в остроконечных шапках» можно назвать историчным, но в то же время оно не лишено неких вымыслов, например самого сюжета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-10-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: