Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Институт Истории и политики
Исторический факультет
Кафедра истории Древнего Востока
Тема: Оценка исторической достоверности художественной книги Скифы в остроконечных шапках.
Выполнил: студент 1 курса Соколов Тимур
Научный руководитель: Куликова Юлия Викторовна
Работая с произведением Фингарет, хочется сказать о осведомленности писательницы в истории скифов Причерноморья. Громкое название скифы в остроконечных шапках – отнюдь не вымысел, оно находит подтверждение в научных работах Гуляева. Читая книгу далее, мы можем встретить и недостоверность, связанную со вскрытием трупа, которое относится только к эпохе ренессанса.
Конечно, данное произведение Фингарет не претендует на подлинность фактов, так как не является пособием, а художественной литературой.
Наряду с историчностью, многие герои вымышленные, которые могут оборачиваться в волка или другого животного, а порой и воскрешаться. На этом моменте целесообразно задаться вопросом: имели ли скифы представление о Библии? И можно сказать, что Фингарет допускает ошибку, так как написана она будет позже. Вместе с тем писательница отмечает скифов, как кочевников и скифов – землепашцев, что является отражением реальности их быта. Подтверждение находится у Геродота: «Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут».
Стоит отметить и исторических героев повести таких как Отан, Гобрий, также Фингарет цитирует бехистунскую надпись, где говорится: «Я Дарий – сын Гестаспа». Мы понимаем, что она изучила историческое противостояние скифов и персов. Правильно описана тактика скифов – тактика выжженой земли. Уходя, они сжигали траву, не оставляя на своем пути практически ничего. Довольно точное упоминание об отдельных отрядах персов – бессмертных, выступавших в качестве охраны царя полностью исторично.
Смело можно сказать, что все географические обозначения древности являются достоверными. Примечательно и то, что Фингарет дополняет и подтверждает свои слова фактами из книги Геродота «Скифия»
В главе 10 совет вождей у меча можно встретить ряд исторических личностей таких, как Ариант, Иданфирс. Они находят доказательство в истории Скифии Геродота. Ариант действительно являлся царем скифов «Один царь, Ариант, захотел узнать количество скифов. Для этого он велел всем скифам принести ему по одному наконечнику стрелы, и грозил каждому, кто не подчинится, смертью».
Мы можем заметить копию «Мельпомены» в месте, где Фингарет повествует нам о происхождении скифского рода
Что касается военной организации скифского войска – то оно реально было сплоченным, воинственным, способным в свое время угрожать даже далекому Египту и Ассирии.
В 15 главе «Камень и щит» писательница ссылается на древнегреческую мифологию, где Гераклу орел клевал печень, но вместо Геракла выступает жена скифского царя: «Старшая жена старухой стала, в засохшую кору превратилась, а на самого Савлия могла узду накинуть. Умела старая ему печенку клевать не хуже орла, что летал на Кавказский хребет"».
Отдельная история о дружбе мальчиков греков и скифа – служит ярким примером истории взаимоотношений двух народов. Так как между ними не было вражды, а только торговые отношения. Более того, Фингарет указывает на скифские злаки, которые пользовались на Балканах спросом.
Примечательно то что писательница отталкивается от необходимых фактов, раскрывающих суть и атмосферность событий. Она упоминает, что скифы и персы говорят почти одинаково. Такой факт обусловлен их ираноязычностью.
В главе 19 можно обнаружить социальное устройство скифов
«Людям чужого племени нельзя прикасаться к нашим могилам» Братьями по крови у скифов стать невозможно, так как у них кровно – родственная община. В нее можно войти в качестве раба, а рабов зачастую скифы ослепляли.
Подводя итог, можно сказать, что произведение «Скифы в остроконечных шапках» можно назвать историчным, но в то же время оно не лишено неких вымыслов, например самого сюжета.