В заключение
Дорогие слушатели!
Мы предлагаем вам список вопросов. Их более сотни. Не пугайтесь – не в этом задача. Перед вами не экзаменационные вопросы, а вопросы-ориентиры, которые помогут вам сконцентрировать внимание при подготовке к собеседованию. Все они уже известны вам из тем, представленных в нашей программе. Вопросы разные – небольшая часть предполагает конкретные ответы, большинство же рассчитано на понимание актуальной общественной проблематики и проверку способности к рассуждению на эти тем, на вашу эрудицию и осознанность в выборе профессии. Мы многократно останавливались на том, какие качества желательно продемонстрировать на собеседовании - см. критерии оценок в теме 1. Хотим напомнить вам, что культура устной речи, умение отвечать на вопросы и поддерживать беседу нуждаются в тренировке. Не полагайтесь на то, что вы ориентируетесь в содержании вопросов – говорите вслух, формулируйте. Вы увидите, что это не так просто. Заставьте себя «разговориться» за оставшееся время. Будьте готовы к тому, что беседа выйдет за рамки обозначенных вопросов – вы же знаете, что идете на творческое собеседование. Соберитесь, настройтесь психологически на взаимодействие, на партнерское общение. И все будет хорошо.
Контрольные вопросы и задания по всему курсу - 1
- Подготовьте рассказ о себе: биография, интересы, увлечения, друзья и все, что вы считаете важным.
- Мотивируйте свой профессиональный выбор. Почему вы решили стать журналистом? Обдумайте и сформулируйте все причины, приведшие вас к выбору профессии: социальная значимость и престиж профессии, характер труда, личные качества, семейная традиция, возможности для самореализации и т.д. Наполните эти позиции собственным смыслом и аргументами.
- Какие ваши личные качества, на ваш взгляд, будут востребованы в журналистке? Кем вы видите себя в журналистике? Проанализируйте ваш профессиональный опыт (если таковой имеется), найдите в нем ситуации для размышления
- Есть ли у вас качества, препятствующие осуществлению выбора?
- В чем вы видите миссию журналиста?
- Как и почему меняется профессия журналиста?
- Какими словами можно описать основные свойства профессии журналиста?
- Какие качества: интеллектуальные, социальные, нравственные, психологические – должны быть присущи журналисту?
- Как общество относится к профессии журналиста? От чего зависит это отношение?
- Известны ли вам документы, в которых отражены требования общества к профессии журналиста?
- Какие журналистские специализации вы знаете? К чему склоняетесь лично вы?
- Чем отличается работа журналиста на радио, телевидении, в газете и журнале, в информационном агентстве? Какие качества профессии востребованы на разных каналах СМИ?
- Назовите имена журналистов на телевидении, радио, в газетно-журнальной периодике, которые привлекли ваше внимание. Поясните ваш выбор.
- Знаете ли вы знаменитых журналистов прошлого?
- Есть ли авторитетные журналисты в вашем городе?
- Каковы главные трудности профессии журналиста, на ваш взгляд?
- Могли бы вы сформулировать основные нравственные заповеди журналиста?
- Что такое средства массовой информации (СМИ)? Масс-медиа?
- Можно ли отнести к средствам массовой информации Интернет?
- Что такое цензура? В каком законе запрещается цензура?
- Что такое «информационная эпоха»? В чем ее проявления?
- Какую роль в жизни общества играют средства массовой информации? Для чего они существуют?
- Почему журналистику называют «четвертой властью»?
- Почему журналистике необходимы независимые источники поступления средств?
- Зачем нужна реклама в СМИ?
- Создает ли реклама этические проблемы? Приведите примеры.
- Как связаны информационно-технологическая революция и журналистика?
- Что такое аудитория СМИ?
- Считаете ли вы, что аудитория СМИ должна взаимодействовать с профессиональными журналистами, корректировать их действия?
- Где зафиксирована свобода прессы? Как сочетаются свобода и ответственность в журналистике?
- Можете ли привести примеры безответственного поведения журналистов?
- Что вам известно об исторических предвестниках журналистики?
- Когда появилась первая газета?
- Что вы знаете о происхождении слова «газета»?
- Когда в России появилась первая газета?
- Кто из русских писателей занимался журналистикой?
- Какие русские дореволюционные журналы и газеты вы могли бы назвать?
- Сравните газету и журнал – в чем различие? В чем сходство?
- Какие группы журналов вам известны?
- Чем объяснить популярность глянцевых журналов?
- Расскажите о газете/журнале, который вы регулярно читаете. Поясните свой выбор.
- В чем своеобразие информационных агентств по сравнению с другими СМИ?
- Какой вид журналистских текстов преимущественно производят агентства?
- Какие агентства являются ведущими на российском рынке информации?
- Какие вы знаете мировые информационные агентства?
- Кто является изобретателем радио?
- В чем состоят преимущества радиожурналистики?
- Какие радиостанции, радиопередачи вам известны?
- Когда началось регулярное телевещание в нашей стране?
- Какие достоинства и недостатки присущи, на ваш взгляд, современному российскому телевидению?
- Кого из телеведущих, тележурналистов вы считаете образцом профессионального мастерства? Аргументируйте ответ.
- Аналитические программы на ТВ – в чем их особенности? какую из них вы выделили бы по качеству материала?
- Какие еще виды телевизионной журналистики вам известны? Назовите примеры.
- Выделите 2 телепередачи – лучшую и худшую, по вашему мнению, обоснуйте позицию
- Подумайте, какой информации и в какой форме недостает нашему телевидению?
- Реклама на ТВ – зло, благо или необходимость? Или…? Выразите вашу позицию.
- Знаете ли вы, что такое телекритика? Кого из телекритиков вы могли выделить?
- Хотели бы вы выступить в роли телекритика по конкретному поводу?
- Знаете ли вы о ТЭФИ – национальном конкурсе работников телевидения. Кого из лауреатов ТЭФИ вы могли бы назвать?
Контрольные вопросы-2
- Какие СМИ называют «новыми медиа»? Приведите примеры. Назовите их особенности.
- Как вы понимаете слова «гипертекст», «мультимедийность», «интерактивность»?
- Сравните традиционные и новые медиа, укажите на их сильные и слабые стороны.
- Сравните профессиональную и гражданскую (народную) журналистику. Расскажите об их взаимоотношениях и перспективах будущего.
- Какую роль в жизни общества играет блогосфера? Социальные сети?
- Какие события и проблемы, обсуждавшиеся в последнее время в сети, вызвали общественный резонанс?
- Расскажите о собственном опыте общения в виртуальном мире. Ведете ли вы блог? Участвуете в дискуссиях?
- Кто из авторов блогосферы привлек ваше внимание?
- Известны ли вам имена Ассанжа? Навального? Что вы знаете о них?
- Какие жанры журналистики вам известны?
- Какими источниками информации пользуются журналисты?
- Осмыслите ваш собственный опыт в журналистике. Какие наблюдения, выводы, суждения представляются вам особенно ценными? Обдумайте и расскажите поучительные ситуации из вашего опыта. Обратите на этот комплекс вопросов особое внимание.
- Что из вашего жизненного опыта могло бы стать темой журналистского выступления?
- Кто такие ньюсмейкеры? Какова их роль в журналистике?
- «Звезды» и СМИ – кто, почему, с какими последствиями? Позитивные и негативные стороны присутствия «селебритиз» в пространстве массовых коммуникаций.
- СМИ не только используют «звезд», но и создают их. Оцените кандидатов на роль звезд в отечественной журналистике. Мотивируйте ваши оценки.
- Каких людей вам не хватает в роли героев средств массовой информации? О ком пишут слишком много, а о ком – неоправданно мало?
- Как вы понимаете социальную ответственность журналистики?
- В чем, на ваш взгляд, проявляется этика профессии? Совесть журналиста?
- Могли бы вы привести примеры ответственного поведения журналистов? Нарушений этики профессии?
- Приходилось ли вам лично сталкиваться с необходимостью сделать нравственный выбор при решении профессиональных задач? Просто в обыденной жизни?
- Должно ли общество ограничивать свободу журналистики?
- Известно ли вам, в чем именно закон ограничивает действия журналиста?
- Как сочетаются свобода и ответственность журналиста?
- Каковы основы государственного устройства России?
- Чем отличаются государственное устройство и политическая системы России и США?
- Что изменилось в государственном устройстве РФ в последнее время?
- Какие партии представлены в Государственной Думе последнего созыва?
- Когда состоялись последние выборы в Госдуму? Когда следующие?
- Когда (год) состоятся новые выборы Президента РФ? На какой срок он будет избран?
- Что такое гражданское общество?
- Что такое правовое государство?
- Чем занимается омбудсмен? Есть ли в России уполномоченный по правам ребенка? Кто это?
- Равные условия доступа партий к СМИ во время выборов — для чего это надо?
- Президент в социальных сетях: почему? зачем? с какими последствиями?
- Перечислите основные права и свободы гражданина РФ? Где они отражены?
- Когда принята действующая Конституция РФ? Каким государством по закону является Россия?
- Сколько существует субъектов федерации на данный момент? Может ли это число измениться?
- Что такое принцип разделения властей? Для чего нужно соблюдение этого принципа?
- Когда отмечается день независимости России?
- Какие функции входят в компетенцию Президента России?
- Какие функции входят в компетенцию Государственной Думы Российской Федерации? Совета Федераций?
- Назовите известных вам политических лидеров, представленных и не представленных в государственных органах власти.
- Какие общественные организации в России вам известны? Что вы знаете о деятельности Общественной палаты РФ?
- Со сколькими государствами граничит Россия?
- Что такое Содружество независимых государств? Какие государства в него входят?
- Какие международные организации вам известны?
- Что вы знаете об основных международных документах, декларирующих права человека? регулирующих международные отношения?
- В каких международных организациях состоит Россия?
- Что такое глобальные проблемы человечества? Какие можете назвать?
- Что такое мультикультурализм? Ксенофобия? Толерантность? Актуальны ли эти понятия для России? Как вы понимаете диалог цивилизаций?
- Назовите наиболее важные изменения, происшедшие в политике, экономике, праве, культуре, социальной сфере России в постсоветское время.
- Какие внутренние проблемы – политические, экономические, социальные, культурные – вы считаете наиболее важными для России сегодня?
- Какая сфера общественной жизни вызывает у вас наибольший интерес? Какие актуальные темы привлекают?
- Какую конкретную проблему вы хотели бы осветить в СМИ?
- Обратите внимание на наиболее важные текущие события внутренней и внешней жизни страны, мирового сообщества. Пробуйте найти объяснение, почему они важны.
- Какие проблемы вашего города (района, села) достойны публичного обсуждения?
- В чем состоят проблемы российской провинции? Существует ли проблема «столица-провинция»?
- Какой должна быть современная семья?
- Что вы хотели бы предложить для улучшения школьного образования?
- Как совершенствовать ЕГЭ?
- Существует ли в России проблема «отцов и детей»?
- Что такое праздник? Есть ли в России настоящие государственные праздники? Какие? Почему?
- Что такое «утечка умов»? Как можно было бы ее остановить?
- Какие проблемы существуют в отношениях армии и общества? Почему молодые люди не хотят служить?
- Назовите вашего любимого писателя, расскажите о нем. Дайте характеристику любимым произведениям.
- Расскажите о культурных мероприятиях, которые вы посетили.
- Что такое массовая культура? Назовите ее проявления? Почему она получила широкое распространение? В чем ее опасность?
- Почему классическая культура всегда современна?
- Расскажите о ваших увлечениях и их влиянии на вашу жизнь.