- I. Футуризм. 1909-1930. Италия.
Название происходит от латинского futurum – будущее.
Идеей футуризма было создание искусства будущего. Опубликована она была в Париже, в газете «Фигаро» Филиппо Томазо Маринетти. Его текст содержал 11 тезисов, среди которых:
- «Мужество, отвага и бунт…»
- «Гоночная машина…прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».
- «Никакое произведение, лишённое агрессивного характера, не может быть шедевром».
- «Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира…»
- «Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов…».
Маринетти – не только писатель, поэт, но и один из основателей итальянского фашизма, тесно сотрудничал с Муссолини.
Художники: Д.Балла, Д.Северини, У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло.
Джакомо Балла (1871-1958).
Джино Северини (1883-1966).
Умберто Боччони (1882-1916).
Карло Кара (1881-1966).
Луиджи Руссоло (1885-1947).
Черты:
- Полуабстрактные и абстрактные композиции.
- Динамика.
- Тональные и цветовые контрасты.
- Деконструктивность.
- Изображение машин.
- II. Экспрессионизм. 1905-1912. Германия, Австрия.
Название направления происходит от латинского expressio – выражение.
Предшественники.
В.Ван Гог, Э.Мунк, Д.Энсор.
Основателями направления
стали студенты архитектурного факультета Высшего технического училища в Дрездене, когда образовали объединение «Мост»: Э.Л.Кирхнер, Э.Хеккель, К.Шмит-Ротлуф, Э.Нольде, М.Пехштейн, К.ван Донген и др.
Позже (1909, распалось к началу первой мировой войны) возникло еще одно объединение – «Синий всадник»: В.Кандинский, Ф.Марк, А.Макке и др. Но это художники больше тяготели к абстрактной живописи.
Экспрессионистами
были также художники П.Клее, О.Кокошка, А.Кубин, Г.Гросс.
После первой мировой войны экспрессионизм нашел воплощение в творчестве М.Бекмана, К.Хофера, О.Дикса.
Вообще экспрессионистические традиции характерны для живописи Германии, достаточно вспомнить живопись немецких художников эпохи Возрождения (М.Грюневальд, А.Альтдорфер, черты его есть и в работах А.Дюрера).
Причины.
Перед и после первой мировой войны получают распространение настроения пессимизма, отчаяния, растерянности. Актуальными становятся идеи мистицизма, бессознательного (З.Фрейд, Э.Мах), идеи торжества духа над материей.
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938).
Автопортрет с кошкой.
Групповой портрет участников группы «Мост». 1926-1927.
Потсдамская площадь. Берлин. 1914.
Эмиль Нольде (1867-1956).
Тайная вечеря. 1909.
Один из крупнейших акварелистов своего времени.
Автопортрет.
Цветы. 1832
Вечерний Маршский пейзаж. 1935-1940.
Карл Шмит-Ротлуф (1884-1976).
Автопортрет с сигаретой. 1919.
Рыбачья бухта. 1937.
Занимался гравюрой на дереве
Христос. 1918.
Путь в Эммаус. 1918
Черты:
- Сознательное искажение, огрубление формы.
- Дисгармония цвета.
- Отражение уродливости мира.