Метод воспитывающей ситуации




Воспитывающие ситуации  специально созданные педагогические условия, в которых организуется деятельность и поведение воспитанников.
Основная роль воспитывающей ситуации состоит в том, что в ее основе лежит конкретная моральная активность воспитанника в реальной жизненной ситуации, в реальных отношениях и условиях, где необходимо проявить всю гамму человеческих качеств.

 Педагогических или воспитательных ситуаций, разли­чают три вида: по степени приближения к реальной жизни, по характеру возникновения и характеру воспитательного влияния.

Ситуации по степени приближения к реальной жизни объединяют в себе
- реальные ситуации — возникающие в реальной жизни класса и школы;
- ситуации-имитации — это специально разработанные рассказы, в которых отображаются отдельные проблемы, происходящие в жизни учеников или которые могут когда-либо возникнуть.

Ситуации по характеру возникновения:
- специально спланированные, т. е. реальные ситуации из школьной жизни, но преднамеренно спланированные пе­дагогом для решения отдельных воспитательных задач;

- спонтанные ситуации, возникающие стихийно в про­цессе школьной жизни;
- ситуация-экспромт, незапланированная учителем, в исключительно динамических условиях как реакция педагога на поступки учеников;
- ролевая игра - инсценировка учениками определен­ной ситуации, заданной воспитателем, в которой произволь­но импровизируются отдельные жизненные роли и делается собственный выбор.

Ситуации по характеру воспитательного влияния:
- ситуация выбора — это специально созданные или спонтанно возникающие ситуации, в которых воспитанник может по желанию выбрать один из многих возможных вари­антов или вообще не принять никакого решения, т.к. никто его не обязывает. Педагог только незаметно наблюдает за действиями воспитанника и анализирует их. Если в этом воз­никает необходимость - обсуждается характер поведения ученика в данной ситуации;
- ситуация без выбора. В таких ситуациях воспитанник должен действовать не так, как ему хочется, а как этого тре­буют обстоятельства, его обязанности;
- ситуация, требующая длительного волевого усилия. В зависимости от объективных потребностей, стратегии цели педагога воспитанник включается в деятельность, ситуацию, в которой фактически приобретает опыт, развивается ответ­ственность, организованность, дисциплинированность и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-11-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: