Воспитывающие ситуации — специально созданные педагогические условия, в которых организуется деятельность и поведение воспитанников.
Основная роль воспитывающей ситуации состоит в том, что в ее основе лежит конкретная моральная активность воспитанника в реальной жизненной ситуации, в реальных отношениях и условиях, где необходимо проявить всю гамму человеческих качеств.
Педагогических или воспитательных ситуаций, различают три вида: по степени приближения к реальной жизни, по характеру возникновения и характеру воспитательного влияния.
Ситуации по степени приближения к реальной жизни объединяют в себе
- реальные ситуации — возникающие в реальной жизни класса и школы;
- ситуации-имитации — это специально разработанные рассказы, в которых отображаются отдельные проблемы, происходящие в жизни учеников или которые могут когда-либо возникнуть.
Ситуации по характеру возникновения:
- специально спланированные, т. е. реальные ситуации из школьной жизни, но преднамеренно спланированные педагогом для решения отдельных воспитательных задач;
- спонтанные ситуации, возникающие стихийно в процессе школьной жизни;
- ситуация-экспромт, незапланированная учителем, в исключительно динамических условиях как реакция педагога на поступки учеников;
- ролевая игра - инсценировка учениками определенной ситуации, заданной воспитателем, в которой произвольно импровизируются отдельные жизненные роли и делается собственный выбор.
Ситуации по характеру воспитательного влияния:
- ситуация выбора — это специально созданные или спонтанно возникающие ситуации, в которых воспитанник может по желанию выбрать один из многих возможных вариантов или вообще не принять никакого решения, т.к. никто его не обязывает. Педагог только незаметно наблюдает за действиями воспитанника и анализирует их. Если в этом возникает необходимость - обсуждается характер поведения ученика в данной ситуации;
- ситуация без выбора. В таких ситуациях воспитанник должен действовать не так, как ему хочется, а как этого требуют обстоятельства, его обязанности;
- ситуация, требующая длительного волевого усилия. В зависимости от объективных потребностей, стратегии цели педагога воспитанник включается в деятельность, ситуацию, в которой фактически приобретает опыт, развивается ответственность, организованность, дисциплинированность и т. д.