Поурочное планирование по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс)
Выполнила: Гиевая Кристина
Группа: РЛ-16-2
Обоснование выбора пообразного пути анализа в качестве способа изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» прежде всего мотивируется тем, что образ героя является выразителем определённых идей произведения, поэтому характеризуя, исследуя образ, мы постигаем содержательную сторону произведения, а также особенности создания образа, за счёт чего выходим на индивидуальный стиль автора. Также важно отметить, что пообразный путь анализа понятен и интересен для детей, так как обучающиеся наблюдают за судьбой героя, сопереживают ему, проявляют симпатию или антипатию к внешнему облику героя, его характеру и поступкам. Эмоциональное воздействие – это верный способ внутренней мотивации к чтению произведения подростком. Выбирая пообразный путь анализа, мы не только изучаем идею и язык в рамках одного произведения, но и создаём устойчивый образ положительного и отрицательного поведения, а значит выполняем такую важную функцию литературы как воспитание подрастающего поколения. Изучая характер, речь, внешность персонажа, у опытного читателя могут возникнуть аллюзии к другим образам русской литературы, что также играет положительную роль для целостного изучения произведения в масштабах всей русской/зарубежной литературы. Таким образом, можно сделать вывод из приведённых выше аргументов, что побразный путь анализа – эффективный способ изучения литературного произведения.
№ урока
|
Тема урока
|
Содержание урока УУД
|
1 урок
|
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как отражение образа развития страны
|
Личностные: повышение уровня общей культуры личности обучающегося; Познавательные: развитие навыков многоаспектного полного изучения литературного произведения в контексте эпохи; Закрепление теоретического понятия «реализм» на основе знакомства с предпосылками возникновения идеи романа, ввиду развития страны. Коммуникативные: развитие навыков незапланированной, спонтанной устной речи, согласно вопросу; Совершенствование навыков живого общения, благодаря организации непрерывного диалога, в ходе урока. Регулятивные: совершенствование навыков нахождения причинно-следственных связей между разнородными явлениями благодаря формированию многоуровневого понимания романа.
|
2 тема
|
Образ Евгения Базарова как представителя нового времени (описание внешности, характера героя и его жизненных устоев)
|
Личностные: формирование свободной личности с умеренными взглядами, многообразием точек зрения и оценок на один вопрос, формирование личности, которая будет способна дать объективную критическую оценку событиям нового времени; Познавательные: совершенствование навыков рассмотрения образов как идейных представителей; Совершенствование навыков анализа портрета и характера героя с точки зрения социальной, психологической функции; Совершенствование навыков анализа жизненных позиций человека в историческом контексте; Коммуникативные: составление устной и письменной характеристики героя в художественном стиле; Регулятивные: развитие образного мышления, воображения, восприятия благодаря анализу образа главного героя.
|
3 урок
|
Представители старого, прошлого мира (основные особенности и идеи)
|
Личностные: воспитание таких качеств личности как консерватизм, преобладания духовного над материальным; Использование старого опыта для совершенствования себя и своей жизни в будущем, увеличение чувства патриотизма благодаря детальному знакомству с образами представителей старого мира; Познавательные: совершенствование навыков контрастного противопоставления понятий разных категорий: старого и нового на идейном и художественном уровне; Коммуникативные: формирование навыков формулирования чётких, лаконичных позиций по отношению к разноплановым понятиям; Регулятивные: развитие умеренного образа мышления в отношении прогресса и традиций, объективной оценки положительных и отрицательных сторон нового и старого мира.
|
4 урок
|
Жизненный путь Базарова (анализ поступков и последствий)
|
Личностные: формирование умения понимать и принимать окружающих людей, учитывая причины их поступков; Создание атмосферы стремления к объективности в оценке окружающих людей благодаря рассмотрению причинно-следственных связей поступков Евгения Базарова; Познавательные: развитие навыков анализа текста не только внешнего, но и внутреннего уровня, развитие способностей анализа подтекстов ; Коммуникативные: совершенствование спонтанной устной речи благодаря вопросам на моделирование ситуации «Что было бы, если Евгений Базаров оказался в других обстоятельствах и поступил по-другому, как бы сложилась его судьба?»; организация и осуществление дискуссии на основе анализа образа главного героя; Регулятивные: закрепление понятий внутренней и внешней мотивировки поступков для гармоничного внутреннего состояния и успешного взаимодействия с людьми, приобретение личного, социального опыта посредством анализа жизненного пути Евгения Базарова.
|
5 урок
|
Идейные прототипы Базарова в романе «Отцы и дети» (анализ образа Кукшиной)
|
Личностные: формирование ощущения общности, объединения себя с себе подобными, благодаря нахождению прототипов Базарова; Формирование позитивного взгляда на будущее, так как есть герои, которые пытаются принять позицию нового мира; Познавательные: закрепление понятия литературного прототипа, идейного героя; Коммуникативные: развитие устной речи посредством доказательства того, что Кукшина является прототипом главного героя; Регулятивные: развитие внимания, посредством нахождения сходств и различий в представленных образах.
|
6 урок
|
Любовная линия в романе «Отцы и дети» (Одинцова-Базаров; Одинцова-Кирсанов)
|
Личностные: формирование личностного, чувствительного, духовно -нравственного восприятия таких понятий как дружба и любовь посредством подробного анализа особенностей проявлений чувств героев и их проявлений в тексте романа «Отцы и дети»; Познавательные: расширение представлений о теме любви и дружбы в русской литературе; Закрепление понятия контрастного построения любовных линий в романе; Коммуникативные: развитие выразительной сценической литературной речи благодаря подробному анализу эпизодов на любовную тему и самостоятельному инсценированию обучающимися любовных линий; Регулятивные: раскрытие чувствительного эмоционального восприятия окружающего мира обучающимися благодаря анализу любовных линий в романе; Развитие воссоздающего воображения благодаря самостоятельному созданию инсценировок;
|
7 урок
|
Отношение автора к Базарову. Оценка образа в критике (сопоставление образа героя в романе и в критических статьях)
|
Личностные: создание ощущения изменчивости взглядов на события и образы; Формирование терпеливого, уважительного отношения к людям, философского отношения к событиям благодаря изучению авторской оценки образа Евгения Базарова и сопоставлению с ней оценок современников; Познавательные: закрепление чётких разграничений между реальным началом и вымышленным в художественном произведении; Осознание принципиальной разницы между объективным и субъективным началом в произведении и соразмерности и целесообразности этих начал в произведении; Совершенствование понимания разницы между критической оценкой и оценкой самого автора; Осознание незаменимости оригинального художественного произведения; Коммуникативные: обогащение словарного запаса обучающихся единицами художественного и публицистического стиля посредством анализа текста романа и критический статей; Регулятивные: Формирование плюрализма мнений по отношению к литературным образам, жанрам и авторам посредством изучения неоднозначных противоречивых явлений.
|
8 урок
|
Базаровы в русской литературе (нахождение прототипов и потомков Евгения Базарова в русской литературе; анализ образов: нахождение сходств и различий)
|
Личностные: увеличение интереса к изучению русской литературы и культуры благодаря систематизации, обобщения всех идейных представителей по типу Базаровых; Познавательные: закрепление понятия литературной типизации благодаря сопоставительному анализу образной системы; Анализ и закрепление понятий традиции и новаторств благодаря сопоставлению образов из разных литературных произведений на основе романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков: «Базаровы в русской литературе» в игрой учебной ситуации посредством представления типизированных и индивидуальных черт героев в творческой форме (самопрезентация образов); Регулятивные: развитие навыков поиска и обработки научной информации посредством актуализации широкого пласта литературного материала; Совершенствование навыков систематизации и обобщения знаний благодаря публичному представлению материала «О Базаровых в русской литературе».
|
9 урок
|
Подготовка к написанию итогового сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (устный разбор ключевых моментов каждой темы)
|
Личностные: формирование ответственного личностного отбора языкового материала в плане формы, идеи и содержания; Познавательные: закрепление основных идей и особенностей романа «Отцы и дети» Коммуникативные: развитие богатой, выразительной, точной, содержательной устной речи посредством обсуждения тем сочинений и составления устного сочинения; Регулятивные: совершенствование навыков отличия главного от второстепенного; Совершенствование навыков отбора языкового материала; Увеличение уровня качества самоконтроля, внутренней мотивации для будущего успешного написания творческой работы.
|
10 урок
|
Написание контрольного итогового сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
|
Личностные: раскрытие творческого, языкового, социального потенциала школьника посредством самостоятельного создания текста сочинения по ключевым проблемам романа «Отцы и дети»; Познавательные: совершенствование навыков написания творческих письменных работ; Коммуникативные: совершенствование речи письменной речи с точки зрения смысловой цельности, логичности, содержательности, языкового богатства, речевой уместности, лексической и стилистической сочетаемости, грамматики, орфографии, пунктуации. Регулятивные: раскрытие потенциала творческого, образного, проблемного мышления, воссоздающего воображения, научно-исследовательского потенциала, развитие внимания благодаря написанию самостоятельной творческой работы при предварительной подготовке.
|
|
Поиск по сайту:
|