Пузачева Екатерина, 10 класс
Литература. «Введение в литературоведение»
- Литературное произведение – сложный феномен.
- Роль автора в литературном процессе заключается в создании мира литературного произведения:
а) автор населяет произведение героями, придумывает им судьбы;
б) автор разворачивает события в пространстве и времени;
в) автор строит текст, подчиняя его своей воле.
3. Роль читателя в литературном процессе:
а) читатель додумывает судьбы и внешность героя;
б) читатель ищет и находит не зафиксированные в тексте повороты сюжета и смысла;
в) возвращаясь к книге через несколько лет, читатель интерпретирует ее по-новому, «пишет» уже написанную книгу, удваивая содержание , умножая авторское сознание на читательское.
4. «Встреча» двоих – читателя и писателя:
а) размышление о «своем» читателе (Е.А. Боратынский:«Читателя найду в потомстве я»; М.Е. Салтыков-Щедрин пишет о «читателе-друге»);
б) О.Э. Мандельштам, статья «О собеседнике»: без диалога с читателем литература существовать не может;
в) быть или не быть читателем – выбор каждого.
5. Социология чтения и герминевтика:
а) внутритекстовый автор и читатель; А.С. Пушкин: «Мой читатель благосклонный», «достопочтенный читатель»;
б) «проницательный читатель» Н.Г. Чернышевского;
в) читатель выскочка;
г) прием игры с читателем.
5. В литературоведении процесс познания диалогичен, диалог автора и читателя – суть всякого литературного произведения и литературного процесса в целом.
Рыбникова Арина, 10 класс
Литература
«Введение в литературоведение»
- В художественном произведении писатель и читатель играют одинаково важную роль :
1) Писатель создает «художественный мир произведения» - строит текст, подчиняет его композицию авторской воле;
2) Читатель собственное отношение к произведения, дает оценку прочитанному;
3) Таким образом, художественное произведение формируется как феномен, содержание которого удваивается в процессе чтения.
- Автор при написании произведения всегда ориентируется на своего читателя, которого каждый писатель видит по-своему:
1) Е. А. Боратынский пишет о «своем» читателе как о «потомке»;
2) М.Е. Салтыков-Щедрин представляет «читателя-друга»;
3) О.Э. Мандельштам пишет о « читателе-собеседнике», без диалога скоторым не может существовать литература;
4) И. Бродский пишет, что «литература обращается к человеку tet-a-tet».
- Читателя в литературе можно представлять как реальным (биографическим), так и внутритекстовым:
1) Изучение «реального читателя» занимаются такие разделы литературоведения, как социология чтения и герминевтика;
2) Внутренний же читатель, нередко упоминается в самом произведении , иногда писатель обращается к нему напрямую.
- Любой читатель важен и дорог автору, возможность вести с ним диалог является самим синонимом существования творчества:
1) Обращают к читателю, автор нередко использует стилизацию , характерную для его произведения, чтобы читатель лучше его понял;
2) Часто на страницах своих книг писатель оставляет самые разные знания, которые читатель может разгадать.
- В литературе процесс познания происходит через диалог между автором и читателем, он же является сутью всего литературоведения в целом.