Введение в литературоведение




Пузачева Екатерина, 10 класс

Литература. «Введение в литературоведение»

  1. Литературное произведение – сложный феномен.
  2. Роль автора в литературном процессе заключается в создании мира литературного произведения:

а) автор населяет произведение героями, придумывает им судьбы;

б) автор разворачивает события в пространстве и времени;

в) автор строит текст, подчиняя его своей воле.

3. Роль читателя в литературном процессе:

а) читатель додумывает судьбы и внешность героя;

б) читатель ищет и находит не зафиксированные в тексте повороты сюжета и смысла;

в) возвращаясь к книге через несколько лет, читатель интерпретирует ее по-новому, «пишет» уже написанную книгу, удваивая содержание , умножая авторское сознание на читательское.

4. «Встреча» двоих – читателя и писателя:

а) размышление о «своем» читателе (Е.А. Боратынский:«Читателя найду в потомстве я»; М.Е. Салтыков-Щедрин пишет о «читателе-друге»);

б) О.Э. Мандельштам, статья «О собеседнике»: без диалога с читателем литература существовать не может;

в) быть или не быть читателем – выбор каждого.

5. Социология чтения и герминевтика:

а) внутритекстовый автор и читатель; А.С. Пушкин: «Мой читатель благосклонный», «достопочтенный читатель»;

б) «проницательный читатель» Н.Г. Чернышевского;

в) читатель выскочка;

г) прием игры с читателем.

5. В литературоведении процесс познания диалогичен, диалог автора и читателя – суть всякого литературного произведения  и литературного процесса в целом.

 

Рыбникова Арина, 10 класс

Литература

«Введение в литературоведение»

  1. В художественном произведении писатель и читатель играют одинаково важную роль :

1)    Писатель создает  «художественный мир произведения» - строит текст, подчиняет его композицию авторской воле;

2)    Читатель собственное отношение к произведения, дает оценку прочитанному;

3)    Таким образом, художественное произведение формируется как феномен, содержание которого удваивается в процессе чтения.

  1. Автор при написании произведения всегда ориентируется  на своего читателя, которого каждый писатель видит по-своему:

1)    Е. А. Боратынский пишет о «своем» читателе как о «потомке»;

2)    М.Е. Салтыков-Щедрин представляет «читателя-друга»;

3)    О.Э. Мандельштам пишет о « читателе-собеседнике», без диалога скоторым не может существовать литература;

4)    И. Бродский пишет, что «литература обращается к человеку tet-a-tet».

  1. Читателя в литературе можно представлять как реальным (биографическим), так и внутритекстовым:

1)    Изучение «реального читателя» занимаются такие разделы литературоведения, как социология чтения и герминевтика;

2)    Внутренний же читатель,  нередко упоминается в самом произведении , иногда писатель обращается к нему напрямую.

  1. Любой читатель важен и дорог автору, возможность вести  с ним диалог является самим синонимом существования творчества:

1)    Обращают к читателю, автор нередко использует стилизацию , характерную для его произведения, чтобы читатель лучше его понял;

2)     Часто на страницах своих книг писатель оставляет самые разные знания, которые читатель может разгадать.

  1. В литературе процесс познания происходит через диалог между автором и читателем, он же является сутью всего литературоведения в целом.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: