Основы психологии: итоговый экзамен: список вопросов 2022




ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

  1. Предмет психологии. Значение и место психологии в системе современных наук.
  2. Этический кодекс психолога и законодательные нормативы.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Ощущение: определение, виды и свойства.
  2. Память: определение, виды, методы изучения.
  3. Восприятие: определение, виды. Основные свойства образа восприятия.
  4. Мышление: определение, функции. Основные концепции мышления.

ЧАСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Понятие темперамента. Современные представления о темпераменте. Классификация темпераментов.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Структура дифференциальной психологии: виды различий (с конкретными примерами по каждому виду). Практическое значение изучения различий в профессиональной деятельности психолога.
  2. Понятие «тип» в психологии. Достоинства и ограничения типологического подхода на примере модели Г. Айзенка. Соотношение понятий «темперамент» и «личность» в модели Г. Айзенка.  
  3. Понятие «черта» в психологии. Отличия «черты» от «типа». Основы моделей личности, разработанных в рамках теории черт (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Большая пятерка).    
  4. Понятие «стиль» в психологии. Примеры когнитивных стилей (полезависимость/поленезависимость; импульсивность/рефлективность): методы изучения, связь их с особенностями личности.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

  1. Понятие личности. Основные методологические подходы к изучению личности.
  2. Сознание и бессознательное в личности. Характеристики сознания. Бессознательные механизмы психологической защиты. Понятие «Оно», «Я», «Сверх-Я» З. Фрейда. Развитие этих представлений в психологии К.Юнга: «Эго», комплексы индивидуального бессознательного, архетипы.
  3. Аффективные и когнитивные процессы личности. Виды и функции. Эмоции и чувства.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

  1. Представления о структуре личности и ее движущих силах в теориях З. Фрейда и К. Юнга (сходства и различия).
  2. Психологическая природа индивидуальности и движущие силы ее развития в теории А. Адлера (комплекс недостаточности, стремление к совершенству, стремление к превосходству).
  3. Основные принципы и этические положения гуманистической психологии. Сходство и различия в теориях К. Роджерса и А. Маслоу.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

  1. Базовые понятия психодиагностики: психологический диагноз, ситуации психодиагностики, психодиагностическая информация.
  2. Психодиагностические методы: классификации, общая характеристика.
  3. Надежность психодиагностических процедур. Виды и методы проверки надежности.
  4. Валидность психодиагностических процедур. Виды и методы проверки валидности. 

ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

  1. Классификация методов психологического исследования.
  2. Метод наблюдения в психологии. Виды и проблемы наблюдения.
  3. Метод беседы. Обыденный разговор и профессиональная беседа. Виды беседы. Способы ведения психологической беседы.
  4. Метод анкетирования в психологии, его достоинства и недостатки. Виды вопросов анкеты и требования к их формулировкам. Этапы подготовки анкеты.

ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи: определение, специфика.
  2. Характеристика основных этапов консультативного процесса.
  3. Цели, задачи и запросы в консультировании.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Модели внутренней картины болезни в клинической психологии.
  2. Характеристика типов реакции на болезнь.
  3. Понятие «норма» в клинической психологии. Концепция Б.С. Братуся.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе.
  2. Основные закономерности развития психики в зрелости.

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  1. Семья и брак. Основные понятия психологии семьи (функции, структура, динамика).
  2. Понятие и основные характеристики детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания. 
  1. Психология семьи как системы. Законы семьи как системы. Жизненный цикл семьи. Задачи развития семьи на каждой стадии. Параметры семейной системы.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Понятие общения: определение, структура и виды общения.
  2. Малые группы: определение, структура, общая характеристика динамических процессов.
  3. Большие группы: классификация и структура.

КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

ПСИХОДИАГНОСТИКА

  1. Индивидуальная психодиагностика интеллекта. Шкалы Векслера: теоретические основы, особенности диагностических процедур.
  2. Тесты, свободные от влияния культур. Прогрессивные матрицы Равена. Теоретические основы, особенности диагностических процедур.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

  1. Социально-психологический тренинг: определение, задачи, принципы.
  2. Психологические особенности тренинговой группы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Основные направления и принципы работы психолога в организации. Роль организационного консультирования в системе подбора, отбора, обучения и развития персонала.

ЛИЧНОСТНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ

1. Психологическое благополучие и подходы к его изучению. Понятие и структура субъективного благополучия. Теория психологического благополучия К. Рифф. Концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева.

2. Удовлетворённость жизнью как субъективный критерий благополучия. Самоотношение и благополучие социально-психологической адаптации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: