ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
- Предмет психологии. Значение и место психологии в системе современных наук.
- Этический кодекс психолога и законодательные нормативы.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Ощущение: определение, виды и свойства.
- Память: определение, виды, методы изучения.
- Восприятие: определение, виды. Основные свойства образа восприятия.
- Мышление: определение, функции. Основные концепции мышления.
ЧАСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Понятие темперамента. Современные представления о темпераменте. Классификация темпераментов.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Структура дифференциальной психологии: виды различий (с конкретными примерами по каждому виду). Практическое значение изучения различий в профессиональной деятельности психолога.
- Понятие «тип» в психологии. Достоинства и ограничения типологического подхода на примере модели Г. Айзенка. Соотношение понятий «темперамент» и «личность» в модели Г. Айзенка.
- Понятие «черта» в психологии. Отличия «черты» от «типа». Основы моделей личности, разработанных в рамках теории черт (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Большая пятерка).
- Понятие «стиль» в психологии. Примеры когнитивных стилей (полезависимость/поленезависимость; импульсивность/рефлективность): методы изучения, связь их с особенностями личности.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
- Понятие личности. Основные методологические подходы к изучению личности.
- Сознание и бессознательное в личности. Характеристики сознания. Бессознательные механизмы психологической защиты. Понятие «Оно», «Я», «Сверх-Я» З. Фрейда. Развитие этих представлений в психологии К.Юнга: «Эго», комплексы индивидуального бессознательного, архетипы.
- Аффективные и когнитивные процессы личности. Виды и функции. Эмоции и чувства.
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
- Представления о структуре личности и ее движущих силах в теориях З. Фрейда и К. Юнга (сходства и различия).
- Психологическая природа индивидуальности и движущие силы ее развития в теории А. Адлера (комплекс недостаточности, стремление к совершенству, стремление к превосходству).
- Основные принципы и этические положения гуманистической психологии. Сходство и различия в теориях К. Роджерса и А. Маслоу.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
- Базовые понятия психодиагностики: психологический диагноз, ситуации психодиагностики, психодиагностическая информация.
- Психодиагностические методы: классификации, общая характеристика.
- Надежность психодиагностических процедур. Виды и методы проверки надежности.
- Валидность психодиагностических процедур. Виды и методы проверки валидности.
ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
- Классификация методов психологического исследования.
- Метод наблюдения в психологии. Виды и проблемы наблюдения.
- Метод беседы. Обыденный разговор и профессиональная беседа. Виды беседы. Способы ведения психологической беседы.
- Метод анкетирования в психологии, его достоинства и недостатки. Виды вопросов анкеты и требования к их формулировкам. Этапы подготовки анкеты.
ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Психологическое консультирование как вид психологической помощи: определение, специфика.
- Характеристика основных этапов консультативного процесса.
- Цели, задачи и запросы в консультировании.
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Модели внутренней картины болезни в клинической психологии.
- Характеристика типов реакции на болезнь.
- Понятие «норма» в клинической психологии. Концепция Б.С. Братуся.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Проблема периодизации психического развития в онтогенезе.
- Основные закономерности развития психики в зрелости.
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
- Семья и брак. Основные понятия психологии семьи (функции, структура, динамика).
- Понятие и основные характеристики детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания.
- Психология семьи как системы. Законы семьи как системы. Жизненный цикл семьи. Задачи развития семьи на каждой стадии. Параметры семейной системы.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Понятие общения: определение, структура и виды общения.
- Малые группы: определение, структура, общая характеристика динамических процессов.
- Большие группы: классификация и структура.
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
ПСИХОДИАГНОСТИКА
- Индивидуальная психодиагностика интеллекта. Шкалы Векслера: теоретические основы, особенности диагностических процедур.
- Тесты, свободные от влияния культур. Прогрессивные матрицы Равена. Теоретические основы, особенности диагностических процедур.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
- Социально-психологический тренинг: определение, задачи, принципы.
- Психологические особенности тренинговой группы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Основные направления и принципы работы психолога в организации. Роль организационного консультирования в системе подбора, отбора, обучения и развития персонала.
ЛИЧНОСТНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ
1. Психологическое благополучие и подходы к его изучению. Понятие и структура субъективного благополучия. Теория психологического благополучия К. Рифф. Концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева.
2. Удовлетворённость жизнью как субъективный критерий благополучия. Самоотношение и благополучие социально-психологической адаптации.