Тема № 153: Спряжение глагола. Русский язык 5-А класс




Материалы к уроку

Русский язык 5-А класс

30.04.2020

Тема № 153: Спряжение глагола.

  1. Орфографическая разминка

Вспомните, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием? В корнях бер-бир, мер-мир, тер-тир, дер-дир, пер-пир-, блест-блист, жег-жиг   пишем  И , если после корня стоит суффикс А. Если нет суффикса А , то пишем Е.

Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы

Расст.лается  туман, заб.рет  домой, нат.рать полы, ст.реть с доски, уд.равший от нас, зам.реть от страха, уб.рать в комнате, зап.реть дверь.

  1. Вспомните материал

- Как называется изменение глагола по лицам и числам? (спряжением)

- У глагола только два спряжения. А чем они различаются?  (окончанием)

3. Работа с книгой

П 119 – прочитать правило

 4. Поставьте ударение в словах,  вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов письменно

Вед..шь,  скольз..т,  крич..т,  зов..м,  говор..шь,   бер..т, сто..шь, по..т, жд..м,  вез..те

- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Они стоят под ударением)

5. Запишите группу глаголов, вставьте пропущенные гласные, поставьте ударение  

Он  ход…т,  ты игра…шь, котёнок мурлыч…т, лень вал…т, кто расскаж…т, мы не скуча…м.

- В какой части слова пропущены гласные? (в окончании)

- Легко ли  определить гласные в окончаниях глаголов?  Почему? (Они стоят в безударном положении)

6. Алгоритм  определения спряжения (правило)    

Есть 2 способа определения спряжения:

  1. Поставить глагол в 3 лице мн. числа (они что делают?). Если окончание -ут, -ют – I спряжение, в личных окончаниях пишется буква –е-, если окончание –ат, -ят – II спряжение, в личных окончаниях пишется буква –и-.
  2. Если окончание в 3 лице мн. ч. слышится неясно, то определяем по неопределенной форме (Правило, с.122).
  3. Глаголы хотеть, бежать являются разноспрягаемыми, т. е. имеют окончания двух спряжений, глаголы есть, дать спрягаются по особому типу.
  4. Закрепление изученного

7. Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика:  глаголы с окончаниями 1-го спряжения и 2-го спряжения. Выделите окончания.

Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.

4.2. Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее (устно).

  1. Сберегу, терплю, открою, увлеку 
  2. Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м 
  3. Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т.
  1. Домашнее задание

Выучите правила, с. 121, 122, выполните задание

Составьте словосочетания, определите спряжение глаголов, выделите окончания

Ножницами

пилят

Молотком

ловят рыбу

Пилой

выдергивают гвозди

Клещами

режут

Зубной щёткой

забивают гвозди

Удочкой

чистят зубы

   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-12-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: