Материалы к уроку
Русский язык 5-А класс
30.04.2020
Тема № 153: Спряжение глагола.
- Орфографическая разминка
Вспомните, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием? В корнях бер-бир, мер-мир, тер-тир, дер-дир, пер-пир-, блест-блист, жег-жиг пишем И , если после корня стоит суффикс А. Если нет суффикса А , то пишем Е.
Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы
Расст.лается туман, заб.рет домой, нат.рать полы, ст.реть с доски, уд.равший от нас, зам.реть от страха, уб.рать в комнате, зап.реть дверь.
- Вспомните материал
- Как называется изменение глагола по лицам и числам? (спряжением)
- У глагола только два спряжения. А чем они различаются? (окончанием)
3. Работа с книгой
П 119 – прочитать правило
4. Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов письменно
Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т, жд..м, вез..те
- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Они стоят под ударением)
5. Запишите группу глаголов, вставьте пропущенные гласные, поставьте ударение
Он ход…т, ты игра…шь, котёнок мурлыч…т, лень вал…т, кто расскаж…т, мы не скуча…м.
- В какой части слова пропущены гласные? (в окончании)
- Легко ли определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Они стоят в безударном положении)
6. Алгоритм определения спряжения (правило)
Есть 2 способа определения спряжения:
- Поставить глагол в 3 лице мн. числа (они что делают?). Если окончание -ут, -ют – I спряжение, в личных окончаниях пишется буква –е-, если окончание –ат, -ят – II спряжение, в личных окончаниях пишется буква –и-.
- Если окончание в 3 лице мн. ч. слышится неясно, то определяем по неопределенной форме (Правило, с.122).
- Глаголы хотеть, бежать являются разноспрягаемыми, т. е. имеют окончания двух спряжений, глаголы есть, дать спрягаются по особому типу.
- Закрепление изученного
7. Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и 2-го спряжения. Выделите окончания.
Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.
4.2. Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее (устно).
- Сберегу, терплю, открою, увлеку
- Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м
- Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т.
- Домашнее задание
Выучите правила, с. 121, 122, выполните задание
Составьте словосочетания, определите спряжение глаголов, выделите окончания
Ножницами |
пилят |
Молотком |
ловят рыбу |
Пилой |
выдергивают гвозди |
Клещами |
режут |
Зубной щёткой |
забивают гвозди |
Удочкой |
чистят зубы |