Материалы по стеклу и керамике
Темы из методического пособия по дисциплине:
«Актуальные проблемы современного декоративно-прикладного творчества».
Тема 2. Студийное художественное стеклоделие второй половины XX-XXI вв. Основные направления, школы, мастера, технологии.
Истоки формирования новых концепций в авторском европейском стеклоделии. Творчество Р.Лалика, Э.ГаллеЛ., Тиффани как пионеров студийного движения. Роль Х.Литтлтона в развитии американского и мирового студийного стеклоделия. Творчество американских художников Д. Чихули, М. Липофского, У.Морриса, М. Зински, Р. Микельсона, Д. Мориони и др. Новейшие тенденции в американском студийном стеклоделии. Муранское художественное стекло. Деятельность ведущих итальянских фирм: Venini, Fontane Arte, Seguso Vetri d Arte, Барбини, Тозо и отдельных мастеров (Л.Тальяпьетра и др.) и их роль в развитии европейского стеклоделия второй половины XX-XXI вв. Glasstress - какодно из самых крупных событий в современном авторском стекле. Чешская школа художественного стекла: Яромир Рыбак, Ирина Зертова и др. Скульптурная линия в чешском стеклоделии: творчество мастеров С.Либенского и Я. Брихтовой. Художественное стекло Скандинавии. Эдвард Хальд и его техника «грааль». Стекло Б. Валлина - самого известного современного шведского художника по стеклу. Творчество и формирование собственного стиля у финских художников: А.Аалто, Т. Виркалла, С. Сарпанева и др. Роль Э. Эйша в развитии немецкого студийного стекла. Работы с ламинированным листовым стеклом:Б. Янг, С. Редегалли, Я. Ньоко и др. Творчество Ш.Лейб.
Основные художественные выставки и конкурсы в художественном авторском стекле. Основные направления, школы, средства выражения, технические эксперименты в мировом стеклоделии XX-XXI вв. Наиболее значимые имена, выставки авторского стекла и их влияние на развитие мирового художественного стеклоделия.
Тема 3. Отечественное стеклоделие в контексте мирового художественного процесса.
Формирования новых концепций в отечественном стеклоделии. Работы В.Мухиной, А. Успенского, Н. Тырсы. Открытие новых отделений стекла и керамики в ЛХПУ им В. Мухиной и МХПУ им. Строганова. Деятельность крупнейших мастеров отечественного стеклоделия второй половины XX в.: Б. Смирнов, И. Мачнев, Е.Яновская, С. Рязанова, Ф. Ибрагимов, Б. Федоров, А.Иванов, Ю. Манелис и др. Новое поколение отечественных мастеров: И.Томский, Т. Новикова, Н. Воликова, Ю. Мерзликина и др. Выставки «Стекло и керамика на траве» и их роль в сохранении традиций авторского отечественного стеклоделия.
Тема 4. Мировая студийная керамика и фарфор второй половины XX-XXI вв. Основные направления, школы, технологии.
Истоки формирования новых концепций в авторской керамике. Основные направления, школы, технологии работы с материалом. Наиболее значимые имена и их вклад в развитие мировой керамики и фарфора. Работы П.Пикассо, А. Матисса в керамике.
Роль Б. Лича в развитии мирового студийного керамического движения. Его труд «Искусство керамиста» - манифест современных керамистов.Творчество Люси Ри и других английских керамистов. Современная английская авторская керамика: основные направления развития. Питер Воулкос -основатель керамической школы США. Творчество современных американских художников-керамистов. Взаимодействие с изобразительными видами творчества. Работы Роберта Арнесона, Марка Бернса и других.Деятельность группы Sodeisha (1948 г.-1998 г.: Ваги Казуо, Ямадо Хираку, Сузуки Осами) и ее влияние на мировую авторскую керамику. Традиции и новации в японской студийной керамике XX-XXI вв. Современная европейская авторская керамика: основные направления развития. Влияния изобразительных видов искусств на современную студийную керамику.
Традиции и новации в авторском фарфоре XX-XXI вв. Деятельность Ай Вейвея и других китайских художников. Влияние работ ведущих китайских и японских художников на развитие новейших концепций в студийном фарфоре.
Новейшие технические эксперименты в мировой студийной керамике и фарфоре XXI в. Крупнейшие международные выставки авторской керамики и фарфора, их влияние на развитие мирового художественного процесса.
Тема 5. Отечественная керамика в контексте мирового художественного процесса.
Формирование школы современной художественной керамики в крупнейших вузах Москвы и Ленинграда в 1960-гг. Основатели ленинградской школы авторской керамики. Художественная и педагогическая деятельность В. Маркова и В.Васильковского в ЛВХПУ им. В Мухиной. Выставки «Одна композиция» и их роль в формировании нового художественно-пластического языка в современной отечественной керамике. Творчество М.Копылкова, В.Цивина, А.Задорина, Н.Савиновой и др. Деятельность творческой группы «Кратер». Выставки «Стекло и керамика на траве» и их роль в сохранении традиций авторской отечественной керамики. Московская школа керамики, особенности художестенно-пластического языка. Отечественный и Санкт-Петербургский фарфор. Традиции и новации в современном отечественном фарфоре. Язык игры, аллюзий, иронии в современном фарфоре. Работы А.Ларионова, И.Олевской, Н. Петровой, Т.Чапургиной и др.