Первопроходец. Отрывок из книги: Пески Гоби




3

Сейчас даже и не скажу, почему я в тот день искал какую-нибудь гонку за границей. Возможно, не хватало того беззаботного студенческого образа жизни, который теперь стал невозможен при моей работе с девяти до пяти. Я всегда любил путешествовать, и, может быть, теперь, мне не доставало и этого тоже. А трейлраннинг начинал давать мне чувство свободы, и я полагал, что гонка за рубежом будет хорошим сочетанием сразу и того и другого. Помню, подумал тогда: "Что-нибудь типа Лондонского марафона…   Нет, не то – нужно, чтобы это было настоящее правильное приключение».

Одним местом, где я всегда хотел бы побывать, была Южная Америка, и алгоритм Google-ботов тут же услужливо высветил передо мной на экране сайт «4 Deserts Series».  Их следующим выбором была «Atacama Crossing» в Чили в феврале   следующего     года - семиэтапная гонка протяженностью в 250 километров через то, что выглядело как какие-то довольно «стремные» места. Кроме того, здесь я должен был бы нести с собой еду и все остальное, что мне было необходимо на дистанции.

Быстрый просмотр страницы «Краткая справка» озадачил меня весьма примечательной информацией: «Самое сухое место на Земле - в пятьдесят раз более засушливое, чем Долина Смерти в Калифорнии»; «Широкий спектр колебания температуры, пустынный климат может быть очень горячим в течение дня и очень холодным ночью» и «Пустыня Атакама имеет самый лунный пейзаж на Земле и часто используется НАСА для тестирования планетарных самоходных транспортных средств».

И, как бы между прочим, было упоминание о том, что вся гонка проходит, по меньшей мере, на высоте 2300 м над уровнем моря. Что было, в основном, на 2300 метров выше, чем там, где я жил и тренировался. Не совсем то.... Да....какого хрена! То чувство «жизни-на-грани», которое питало меня в мои разгульные годы, все еще жило внутри меня... я заполнил форму заявки на участие и утопил кнопку «Enter». Депозитный взнос был довольно крутой - $ 1200, но деньги у меня были - я копил. Все или ничего…. Играть «на все деньги» или идти домой....

Мои старые соратники по вечеринкам прямо сказали, что я чокнутый. Парни, с которыми я бегал трейлы, казалось, отнеслись к моей идее более непредвзято, хотя я и не был так близок с ними как с моими товарищами. Так что, вполне возможно, за моей спиной они тоже покрутили пальцем у виска. Отец - первый человек, которому я сказал, также отнесся к этому несколько скептически. Сам будучи бегуном и спортсменом, он понимал меня лучше, чем кто-либо, но я думаю, что даже он был немного в нерешительности. Вполне понятно почему. По какой-то своей прихоти, его сын только что заявился на 250-километровую, многоэтапную гонку с полным самообеспечением, и все это несмотря на то, что до этого он еще не пробежал ни одного шоссейного или трейлового ультра.

Хорошо так сказано, со всем основанием. И я начал тренироваться.

Я уже упоминал, что когда ставил перед собой цель, то отдавался ей на все 100. И это имеет свои плюсы и свои минусы. В этом случае превалировали негативы. Я вдруг стал тратить все свое свободное время на бег. Причем не умно, без какой-либо структурированной программы тренировок или логического развития действия. Никакой вариативности в течение двух недель, затем чуть назад и день отдыха. Никаких интервальных тренировок. Зато «дури» было приложено столько, что едва только «дым из ушей» не валил. Если я не работал или не спал, то бегал. А это могло привести только к одному - к травме.

После шести недель, в течение которых я «трамбовал» асфальт на дорогах и землю на трейлах, мои ноги, особенно в области илиотибиального (подвздошно-большеберцового) тракта фасции бедра, начали побаливать. Поначалу мне пришла в голову мысль, что причина кроется в моих кроссовках и что, может быть, стоит попробовать ортопедические стельки или что-нибудь еще. Я записался на прием к врачу-ортопеду Джен Рорринсон, которая будучи человеком весьма сведущим в своем деле, порекомендовала мне обратиться к тренеру по бегу. Звали его Йен Уодделл, и мы сразу же нашли общий язык.  Он оказался довольно открытым человеком, не навязывавшим своего мнения, вроде «или, по-моему, или проваливай на-хрен», которое в отношении меня определенно не работало.

Наш первоначальный дискурс (это уже в ретроспективе) был немного забавен.

 - Ты ведь собираешься бежать - и как далеко? - Йен

 - 250 км, но это в течение семи дней, - я.

 - А, как далеко ты вообще бегал? - Йен.

 - 42,2 км по шоссе и трейл в 35 км, - я.

 - Райан, я думаю, тебе нужно все пересмотреть. Гонка через три месяца, а у тебя до сих пор нет реальной программы подготовки. И ты травмирован. Нужно несколько снизить обороты, поумерь пыл. Есть же ведь и другие гонки позднее в этом году. Восстановись, верни силы и начинай тренироваться правильно.

И он был прав. К счастью, организаторы «4 Deserts» позволили мне перенести эту заявку на следующую гонку в календаре - «Gobi March», запланированную на июнь 2008 года.

Это дало мне дополнительные три месяца, чтобы восстановиться от травм и начать тренироваться умно и целенаправленно. Помимо всего прочего, моя затея представляла собой «игру по-крупному» еще вот с какой стороны. Общая плата за участие в забеге составляла $ 3 200 - ни много, ни мало, около 40000 рэндов ЮАР в то время. Вполне ощутимое финансовое бремя для того, кто работает первый год на своей первой работе. Да и тренировки были тяжелыми. Реально тяжелыми. Мысленно оглядываясь назад, я оцениваю то время как период самых тяжелых тренировок, которые у меня вообще были. Каждую пятую неделю Йен давал мне задание, состоящее из четырехдневных тренировочных сессий, в течение которых я должен был проводить трех- или четырехчасовые тренировки, а один день включал и вообще пятичасовую беговую тренировку. Что делало эти тренировки особенно тяжелыми, так это, что что я должен был тащить на себе рюкзак весом 10 кг, и, вдобавок, одевать две или три куртки для имитации температурных условий, которые пришлось бы терпеть в Гоби. Гонка-та предстояла «все-свое-несу-с-собой» - еду, одежду, снаряжение и прочее из этапа в этап.

И, кроме всего этого, пустынная жара. В «довесок» ко всем этим дополнительным слоям на теле, я должен был начинать тренировки где-то в 9-ть или 10-ть утра, чтобы «захватить» дневные температуры, которые в Кейптауне летом находятся обычно в пределах двадцати с лишним градусов, а нередко и тридцати с чем-нибудь там.

Работа с 9-ти до 5-ти означала, что мои главные тренировки были в субботу и воскресенье. При этом, суббота будет довольно долгая - примерно три с плюсом часа бега, воскресенье немного короче - около двух или трех часов. И, наконец, по меньшей мере один раз в месяц я выполнял такую «спарку»: в пятницу в полдень - длительный бег, потом вот этот «обычный» в субботу и воскресенье и два с половиной часа бега в понедельник утром.  Вот этот последний оказался просто каким-то убийцей. Помимо того, что я «уматывался в усмерть» за эти три дня, мне нужно было вставать в 4 утра или около того, чтобы пробежаться и успеть на работу к 7.30 или 8 часам утра. Неделя после этого четырехдневного блока давалась мне сравнительно легко, поскольку, программа предполагала наращивание нагрузок в течение трех недель, затем вышеописанная «спарка» и потом неделя относительно легких тренировок.

Во время этой недели я пытался хоть немного улучшить технику своего бега. Рюкзак оставался дома - работа со всем этим дополнительным весом уменьшает скорость вашего бега, и, обычно, по вторникам и четвергам я бегал дважды в день.  Час утром и, примерно, час или 90 минут вечером, а потом у меня были, по крайней мере, два выходных дня в неделю. Я начал становиться большим сторонником наличия дней отдыха в тренировочном процессе.

Еще один аспект, с которым мне предстояло иметь дело в этой гонке, был песок. Ни один из атлетов в видах спорта на выносливость, с которыми я когда-либо     сталкивался - неважно, бегуны это были или гонщики МТБ, не любили песок. С этой целью я много бегал по кейптаунскому песчаному пляжу Нордхук, протянувшемуся на 9 К из конца в конец.

Так что, да - обучение было жестким, как физически, так и психологически, с массой пресловутых взлетов и падений. Например, я натурально сражался, чтобы привыкнуть к тяжелому рюкзаку. Помимо того, что добавочный вес утомляет ваши ноги, он еще и убивает ваши плечи. Я видел множество сильных бегунов, ошибочно считавших, что побегать с рюкзаком пару недель перед гонкой - и будет вполне достаточно.   При беге с рюкзаком, ваша спина постоянно испытывает небольшие удары, и поначалу я заработал весьма чувствительные неприятные натертости в ее нижней части. Плечи также были довольно сильно ссажены лямками.   Из-за недовосстановления я постоянно чувствовал себя усталым, и все это усиливалось необходимостью находиться на работе полный день.  Там, конечно, знали о моем увлечении бегом, но никто и понятия не имел в какие «убийственные формы» это выливалось в то время.  

А для меня на первом месте стояли тренировки. Помню, как пробежал по дороге вдоль побережья от Хаут-Бэй до Кампс Бэй, затем по направлению к Клуф Нек и вверх до нижней станции фуникулера, а потом по тропам вокруг всей Столовой Горы - «уделался», что называется, «в конец...».   Пришлось звонить маме и просить забрать меня.

Я лежал на спине и думал: «Вот какого хрена я подписался на эту долбаную Гоби?!» И это была только субботняя тренировка, а ведь впереди меня ждали еще воскресенье и понедельник, а я уже звонил и просил привезти меня домой. В Гоби звонить будет некому...... В самой гонке мне предстояли четыре дня по четыре с половиной часа бега в каждый и монструозный 100-километровый пятый день. Я серьезно начал подумывать о том, что «откусил несколько больше, чем мог проглотить».

Особенно удручало то, что как раз в это время я обычно тусовался с приятелями на пляже. Бегу, как-то раз, по дороге вдоль побережья от Хаут Бэй до Си Пойнт и обратно, а эти «козлы» нежатся под солнцем там внизу на пляже.   На улице +35, на них только «багги» (багги - купальные трусы-шорты свободного покроя), а на мне две куртки и тяжелый рюкзак... С собой еще две футболки, чтобы менять те, которые совсем промокнут от пота.  Манжеты курток довольно плотные, и скоро я уже чувствую, как вся выпаривающаяся из меня вода буквально плещется внутри под куртками. Приходится останавливаться и «опорожнять» мою одежду - каждый раз около пол-литра пота.

Один или два раза я даже бегал в небольшой вязаной шапочке, такой, знаете, что плотно прилегает к голове, но это оказалось уже явным перебором и выглядело просто неестественно. Проезжавшие мимо люди с любопытством поглядывали на меня - особенно те, что были в больших туристических автобусах, которых в это время снует масса вокруг Кейптауна. Помню, однажды, двигаясь вверх к Чепмэн Пик Драйв, я миновал одну компанию, расположившуюся на пикник с бокалом вина под жарким летним солнцем. «Эй, чувак, како хрен ты эт делашь?!» - неслось мне вслед.   Сказано было на местном жаргоне, но, я совершенно уверен, что даже если вы и не говорите на африкаанс, то все равно бы поняли, что у этих ребят было на уме.

Чтобы обеспечить себя всеми необходимыми нутриентами, помимо воды, я использовал добавку под названием «Perpetuem» от «Hammer Nutrition». Это белый порошок, состоящий в основном из углеводов, с добавлением белков, жиров и сахара. Я смешивал его с водой и разливал по маленьким бутылочкам -  обычно за четыре часа тренировки уходило от двух до трех таких бутылок. Кроме этого, у меня всегда была пара гелей - тоже от «Hammer Nutrition». В моем рюкзаке в специальной емкости плескалось около 8-ми литров воды - для дополнительного веса и просто для гидрации.    Так что, старая поговорка «без воды – и ни туды, и ни сюды» - это, определенно, про меня… В то время, по крайней мере.  Я использовал «Perpetuem» в течение довольно долгого времени, и перестал употреблять его только в начале 2014 года -  мой желудок, похоже, больше не в состоянии был справляться с ним должным образом и взбунтовался.   Думаю, что после восьми лет тело сказало: «Ну, все - с меня довольно!»

Под мудрым руководством Йена мой тренинг начал приносить свои плоды, и к маю-июню у меня появилась некоторая уверенность в том, что я мог бы по крайней мере финишировать в этой гонке. За все это время кроме одного или двух блоков, когда я был слишком «умотан» для тренировки в понедельник, каких-либо серьезных неудач у меня не было. Йен тоже чувствовал, что выполнена хорошая работа, и мысленно я уже был готов. Мы с мамой приехали в аэропорт - помню, чувствовал себя довольно уверенным в том, что мне предстояло. Или, может быть, я был просто супер-наивным, до сих пор не понимая во что ввязался. Во время полета, конечно, было время об этом подумать...

Мой ограниченный бюджет означал, что я должен был сделать выбор в пользу самых дешевых возможных авиарейсов, а это, в свою очередь, то, что меня ждал целый ряд перелетов от Кейптауна - в Йобург (одно из местных названий Йоханнесбурга), Дубай, Фейсалабад и, наконец, Кашгар, Китай. Пересадка в Дубае предполагала двухдневную остановку, и я решил, что неплохо было бы использовать ее для небольшой тренировки в пустынном климате. К сожалению, мой отель находился рядом с массивным двенадцатиполосным шоссе, и единственным незабетонированным участком земли была зеленая полоса травы в самом его центре. Ну, я и пробежал 10 K по этой полосе между двумя шестиполосными магистралями. Немного глупо, может быть, но это было единственным похожим на трейловые тропы покрытием, которое мне удалось найти. 

Файсалабад тоже оказался интересным местом. Помните, я рассказывал вам о «Perpetuem» -  том самом белом порошке? Ну так, пакистанские таможенники очень им заинтересовались, и совсем не потому, что они тоже были бегуны. К тому же, у меня собой был еще один белый порошок - «Recoverite», так что....

Все это было упаковано в моей основной сумке, которая проверялась на всем протяжении пути в Кашгар, но пакистанцы настояли на том, несмотря на все мои протесты, чтобы я не мог находиться с ней в транзитном зале, ожидая свой вылет в Китай. Мне, таким образом, пришлось бы сначала получить свою сумку из хранения в аэропорту Фейсалабад, потом пройти таможню, а затем еще раз пройти через таможню, чтобы успеть на транзитный рейс. Другими словами, здоровый такой «головняк» на ровном месте. Я пытался объяснить, насколько легче было бы для всех нас, если бы я провел всю свою 20-ти часовую остановку в аэропорту, вместо того, чтобы таскаться с таким большущим багажом по их прекрасному городу. Они были неумолимы. Мне хотелось бы сказать, что это был языковой барьер или что-то в этом роде, но думаю, что они просто хотели таким образом «поиметь» меня. Кроме того, мои протесты только вызвали у них дополнительные подозрения по поводу содержимого моего багажа.

В конце концов, я был сопровожден в небольшую боковую комнату, в то время как какая-то личность в форме пошла искать мою подозрительную сумку там, где в аэропортах обычно держат такие вещи. В результате его поисков в моем багаже были обнаружены маленькие пакетики с белым порошком. И вот только тогда я понял, чем все это могло для меня обернуться.

Первой их мыслью было взять шило и проколоть каждый из пакетов - каждый, что был с такой тщательностью приготовлен мной для каждого этапа! Понимая, что сейчас вот-вот все так и произойдет, предлагаю: «О! Нет, нет, нет - давайте я все сам открою!». Пытаюсь объяснить, что в пакетиках лежит специальное высокоуглеводистое питание для бега, но эти сентенции оказываются явно слишком высоки для их понимания. Кроме того, придерживаясь пункта №5 «Свода Таможенных Правил», таможенники просто хотят заставить меня почувствовать себя как можно более некомфортно.

Тут я уже начинаю немного «гонять» ...

В конце концов, хватаю один из пакетиков и сую его себе в рот, пытаясь таким образом показать, что это нужно мне для энергии (но не той энергии, о которой они подумали).  Один из чиновников тоже берет и пробует немного - этого, вероятно, нет в «Своде Таможенных Правил» - «где-то там» все-таки, похоже, «вспыхивает лампочка», и таможенников озаряет, что я не перевозчик героина.   У меня вырывается нервный смешок, затем мне позволяют закрыть сумку......однако из аэропорта все-таки выставляют. Так и пришлось просидеть снаружи под взглядами и вопросами прохожих все время до отлета в Кашгар.

    Вообще, Кашгар - это явно не то место, что славится своей красотой. Расположенный на северо-западе Китая, прямо на границе с Монголией, он здорово напоминает какой-то пережиток коммунистической России, образца, этак, года 1970-го.  Мне, конечно, довелось попутешествовать кое-где, но такое..., увидеть такое я был явно не готов.... Прибыв на место в среду и обнаружив, что встреча с организаторами гонки состоится только в пятницу, я решил, чтобы хоть немного «убить время», познакомиться с местной культурой. Побродил по рынку и постепенно начал понимать, что единственное, что тут можно купить, было мясо всех видов. Определенно не место для прогулок, если вы вегетарианец или любите животных. Что же касается персонала, работавшего там, то один только вид некоторых из них вызывал рвотные позывы.  Они также делали ставки на бои между тем, что выглядело как еж и скорпион. Понятно, что мои ставки были на ежика.

Я «намотал» пару небольших тренировочных забегов по петлям в 10 километров - для того, чтобы разгрузить ноги и, кроме того, это оказалось лучшим способом увидеть новый город.  Таким образом получаешь более ясное представление о том, где ты находишься (даже если кое-что оказывается несколько шокирующим, вроде того рынка) и как непосредственно познакомиться с местными жителями. Хотя, все-таки, большую часть времени я провел в стенах своего номера -  сидел в Интернете или читал. У меня была с собой одна из книг Дина Карназеса - легенды ультрамарафонов, человека, которым я давно восхищался, а он был столь любезен, что написал потом предисловие к этой книге. В 2007-м «Time» назвал его одним из 100 самых влиятельных людей в мире спорта. Ну, спал также много.  Не зная о том, сколько вообще удастся поспать во время гонки, я старался, что называется, выспаться «про запас», пока была возможность.

В тот год Пекин принимал Олимпийские Игры, и за день до старта «Gobi March» олимпийское факельное шествие прошло через Кашгар. И даже это оказалось чем-то странным и необычным. Руководство отеля раскидало под двери номеров сообщения с предупреждениями держать занавески на окнах закрытыми и не выглядывать через них, когда процессия будет двигаться мимо.  Китайские военные расставили снайперов на крышах, поскольку у них имелась информация о том, что, с большой долей вероятности, антиправительственная оппозиция постарается сорвать это мероприятие.   Так что, выглянув в окно, можно было «схлопотать» выстрел. Я полагал, что в лучшем отеле города навряд ли засядут террористы, но, военных, похоже, не особо-то интересовало мое мнение об их паранойе, поэтому разумнее было держать свои мысли при себе.

У меня и без этого были другие, более насущные проблемы, занимавшие мой разум: мой первый ультратрейл. Мы зарегистрировались в пятницу вечером, и тогда же я впервые получил хоть какое-то представление о других спортсменах.  Очевидно, что я был абсолютно никому неизвестен, так что никто и не обратил на меня никакого внимания. Некоторые имена я узнал - несколько парней из Гонконга и Китая, а также ребята, которые пришли первым и вторым в «Atacama Crossing» в начале того года (той самой гонки, в которой я первоначально хотел выступить). Бегуна, который пришел вторым звали Роб «Валлиец» Джеймс, а парнем, который был первым, оказался не кто иной, как ... Дин Карназес.

Не скажу, что это сильно смутило меня, но, довольно необычным и грандиозным это определенно было. Утром в субботу у нас был большой общий завтрак и затем события развернулись по-настоящему. Четырехчасовой марш колонны из 15-ти автобусов к месту старта, откуда мы «рванем» на следующее утро. Помню остатки цивилизации, медленно исчезающие за окном по мере того, как наш транспорт уходил все глубже в пустыню. Последнее, что мы увидели, было большое кладбище. Теперь я, наконец, полностью осознал какой неизведанной являлась та область, в которую я отправлялся - географически, физически и ментально.

    Теперь пришло время сосредоточиться на самом себе. Конечно, вокруг меня были громкие имена, но ведь я отдал столько времени тренировкам - значит нужно сконцентрироваться на том лучшем, что я мог выдать.  Где-то в глубине души я надеялся попасть в топ-20, но, при этом, не ставил целью побить каких-либо конкретных спортсменов. Мне просто хотелось добраться до финиша как можно быстрее. Если бы этого оказалось достаточно для двадцатки лучших, то и вообще отлично.

Хотя я все же совершил одну критическую, с «испанским» колоритом, ошибку. Когда мы прибыли в стартовый городок, нас разместили по палаткам на 10 человек каждая. Я попал к восьми испанцам - все оказались действительно хорошими парнями, и все храпели, как целое стадо иберийских быков.  Всю ночь напролет. Этот храп и мое предположение о том, что почва в Гоби будет песчаная, из-за чего я и не озадачился взять с собой туристический коврик под спальный мешок, привели к тому, что лежать пришлось на том, что выглядело одним сплошным камнем и в ту первую ночь мне едва ли удалось хотя бы сомкнуть глаза.  Ну, и нервы, конечно...

На следующее утро я проснулся с ощущением какой-то бесформенной массы вместо ног и тошнотворным привкусом во рту. И, как результат, даже не смог съесть завтрак, а в мою голову закрались сомнения. Я потратил на эту гонку около 60 000 рендов - деньги, на которые я мог бы «поиметь» два месяца праздника из серфинга и тусовок с друзьями в Индонезии.   Так было ли это тем, чего я действительно хотел? Стоило ли оно того?

Перед открытием первого 40-километрового этапа состоялась немного помпезная церемония от местного общества.  Мэр «толкнул» речь, потом был парад и барабаны, под которые местные всадники скакали галопом в полном традиционном облачении - все это означало, что стартовый пистолет выстрелит довольно поздно - около 9-ти.

Как и следовало ожидать, некоторые ребята сразу «полетели» вперед, но я просто вошел в свой ритм и начал отсчитывать контрольные пункты. Поначалу довольно сильно отстал, но затем стал медленно всех «подбирать». И даже прошел Дина. Потом подумал, что сделал это несколько рановато и какое-то время мы бежали вместе, после чего я ускорился.  Чувствовал я себя просто здорово, знал, что все делаю как надо и просто продолжал держать свой темп. Не слишком быстрый, но дававший мне чувство спокойствия и силы.

Я понятия не имел, в какой точке маршрута находился, пока не достиг последнего контрольного пункта, находившегося примерно в восьми километрах от финиша.   Медицинская бригада спросила меня, как я себя чувствую - в ответ я показал им большие пальцы вверх - и они как-то почти случайно упомянули, что я иду вторым. Я вытаращил глаза - вот это да! Я-то надеялся на топ-20, ну, может быть, проскользнуть в топ-10, но это... - это был настоящий сюрприз. И вот тут-то, адреналин и вся моя тяга к соперничеству и выдали то, что называется «full gas» - я «утопил педаль в пол».

Парень на первом месте был всего в четырех минутах впереди - для меня это означало продолжение игры. И я «рванул со всех ног». Не самая умная вещь в первый же день очень длинной гонки, но у меня уже «упала планка» и, ни о чем больше не думая, мне нужно было только одно - выиграть этот этап.

Бежавший впереди носил «говорящее» само за себя имя - «Каменный Тсанг», «Китайский крутой парень».  Мне уже приходилось слышать о нем - в его активе было множество горных гонок и здесь он был одним из фаворитов. Оставалось три К, когда я увидел его. И он явно не выглядел счастливым - судороги. Он даже попросил меня о помощи, указав на верхний отсек рюкзака. Там у него находились солевые таблетки, и он хотел, чтобы я достал их прямо на бегу.

Немного нахально, конечно, просить о помощи парня, который собирается тебя обогнать, но, видя из чего сделан этот человек, я помог ему. А после «дал газу». Помню, как смотрю назад, и уже никого там не вижу, затем смотрю вперед на скалы и мне открывается гоночная деревня.... Оставалось около одного К и я знал, что вот оно - я сделал это. И это было восхитительно. Я не часто выражаю свои чувства, но в тот момент слезы текли по моему лицу. Подобное облегчение - это часть общего жанра, так же, как и мысли о всех тяжелых тренировках и тех, кто говорил мне, что я сошел с ума, когда заявлялся на гонку. А теперь… Теперь это было мощным подтверждением моей веры в свои силы и решимости проявить себя.

Очевидно, впоследствии я был на полном своем максимуме.  А еще были интервью и много поздравлений - слух о том, что я выиграл этап, быстро облетел весь лагерь. Кроме меня, в гонке участвовали ещё несколько южноафриканцев, одним из которых был Пол Либенберг. Мы здорово тогда поладили с ним, пробежав месте ещё пару гонок и став действительно хорошими друзьями. Помню, Пол подошел ко мне и у нас завязался разговор - он уже имел приличный опыт участия в многодневных гонках.  Его помощь в оставшихся днях соревнований оказалась для меня просто бесценной. Да, именно так - в оставшихся днях соревнований.  Впереди ещё предстояло сделать столь многое, что я и понятия не имел, смогу ли вообще все это переварить. А в нашем маленьком лагере бродило множество разговоров по поводу моего неожиданного результата.  Пол поведал мне, что многие ребята считают - я буду не в состоянии осилить второй день.

Одним из них был какой-то тип из Канады, который даже и не собирался стартовать на следующий день и пришедший сегодня примерно седьмым, финишировав при этом с таким пылом, как будто заканчивал десятикилометровый трейл. Его миссией, очевидно, было побить Дина, что он и сделал, превратив в спринт свои последние несколько километров. Финиш он пересек словно реактивный снаряд - на «полном взводе» и громко расхваливая потом свое достижение. Двадцатью минутами позже он чувствовал себя уже не столь бодро и   собрался даже прилечь. А следующее, что я увидел - это команду медиков, несшихся со всех ног к его палатке.  У парня начались конвульсии. Он, похоже, совершенно неправильно отнесся к процессу питания на дистанции, употребляя только воду и ничего больше.  Его мускулы начали реально «поедать» друг друга -  все это выглядело очень серьезно. Он оказался на грани отказа почек, и его положение оставалось критическим на протяжении следующих нескольких часов. К счастью, медикам удалось стабилизировать его состояние, он был доставлен обратно в Кашгар, где, в госпитале, и пришел в себя через пару дней.

Увиденное здорово меня шокировало -  не дай Бог оказаться на месте такого вот парня! Тем не менее, во вторую ночь мне спалось уже немного лучше. Мои испанские «камрады» по-прежнему продолжали сотрясать палатку своим храпом, но мне было все равно - «умотался» я, ну, прямо «в усмерть».  Поэтому, к следующему старту, решив смотреть на вещи реально, я подошел с нулевыми ожиданиями - предыдущий день, конечно, выдался «потрясным», но я все еще стоял на пороге Неизвестного. После первого контрольного пункта я начал чувствовать себя все лучше и ускорил свой темп. Большую часть времени я шел в числе первых десяти, но, к тому времени, когда мы добрались до последнего КП, нас осталось только трое.

Потом тропа начала постепенно забирать вверх, а у ребят со мной, похоже, «горючего в баках» совсем не осталось, так что я сделал небольшой рывок - посмотреть смогу ли оторваться от них.  Никто не последовал за мной. И снова, как днем раньше, меня залил адреналин, и передо мной замаячила перспектива второй победы. Вот оно -  время «игры на все деньги»! И я снова дал такого жару, что едва только «уши в трубочку не свернулись»! Удивительно, но мне удалось выиграть еще один этап!

На следующее утро, помню, проснулся полностью разбитым, но в течение первых десяти К я уже почувствовал, как жизнь постепенно возвращается в мои ноги. Одной достаточно легкой вещью в «Gobi March», если, конечно, вообще в таких случаях можно толковать о легкости, является то, что это не самая высокогорная гонка. Здесь, наверное, всего около 2 000 метров восхождения по всей дистанции, но, тем не менее, у нее есть свои собственные уникальные черты. Ну, например, одной из них были периодические попытки угадать, где же пролегал фактический маршрут гонки. В теории, конечно, вся трасса размечается такими маленькими розовыми флажками через каждые сто, или около того, метров, однако на деле, когда она проходит вблизи какой-нибудь местной деревушки, подбегаешь к ней и видишь ребятишек, размахивающих этими самыми розовыми флажками.... Ясно, что они, вытаскивая их из земли и махая нам, считают, что этим поддерживают и подбадривают нас, мы же думаем: «Вот, черт побери, куда теперь бежать-то?!»  Я, бывало, пробегая мимо них, кричал, спрашивая направление, но они не понимали ни слова, только улыбались и махали своими флажками. Спортсмены при таком раскладе будут неизбежно терять направление, и я сам, далеко не один раз, вынужден был намотать пару кругов вокруг какой-нибудь деревни, прежде чем сообразить куда же двигаться дальше.

Да и эти деревни были опытом просто бесподобным. Поселения в самой что ни на есть глухомани, где-то буквально в Богом забытом месте, дома - просто четыре стены, но со спутниковой тарелкой на крыше.  Откуда их запитывали - непонятно, но здесь и это прогресс, я думаю, однако, грустные мысли все увиденное не могло не навевать.  Хотя...разберешь тут - прогресс или какая-то насмешка...... Вот в таком месте я и оказался - работник компании по строительству объектов недвижимости, бегущий в самой «заднице мира» и не очень-то радостный от того, что только что увидел.    В голове не укладывается! Было бы смешно, если бы не было так грустно....

Тридцать восемь километров третьего этапа обрели уже знакомый мне рисунок: я начал весьма консервативно с намерением продвигаться все ближе к началу группы.  Потом я снова «закусился» в финишном спринте - на этот раз с чилийцем. Хотя, по большому счету, в этом не было особой необходимости - он был изрядно позади меня, но у меня опять не нашлось никаких сил сдержать себя.

Помню, как подбегаю к последнему КП, и кто-то из представителей гонки говорит: «Осталось всего пять». Думая, что он имеет в виду пять K, я наполняю водой только одну из моих бутылок, но, как оказалось, он имел в виду пять миль, так что на последние несколько K воды у меня не осталось.... Финиш опять был на вершине возвышенности, и эти оставшиеся километры заняли у меня больше времени, чем я ожидал. Этот чилиец, Хуан Энсина, догнал меня, когда оставалось что-то около двух K и пробежал, было, мимо, но я сумел «повиснуть на нем». Последние 300 метров мы шли, что называется, «ноздря-в-ноздрю», мчась в полную силу и пересекли финишную линию вместе, нырнув головой вперед - в стиле Усэйна Болта. Довольно глупо, учитывая всю гонку, но, эй - это как раз то, что настоящие парни и делают! Я получил выигрыш – какое-то нечто, должно быть, шарик для волос - но, все равно, мне было приятно принять его. Остальные участники гонки относились ко мне теперь совсем по-другому, воспринимая меня уже не как «молодого стрелка» из тех, что вихрем врываются на сцену и «сдуваются» после второго дня. Я также внезапно стал получать массу сообщений со всего мира с поддержкой, а мой ежедневный блог на сайте «4 Deserts» пополнился несколькими просто ошеломляющими комментариями.

А вот что меня не радовало тогда, так это то, как от меня начинало попахивать. Поскольку это была гонка, где «все-свое-несу-с-собой», мне приходилось тащить на себе рюкзак со всем необходимым на полных семь дней. И это означало, что он должен быть таким легким, насколько это вообще возможно.  Свежая пара шорт и рубашка на каждый день - это был явно не вариант. Всего один комплект. Только один. И вы не можете его постирать. В конце каждого этапа вы получаете порцию воды, которой достаточно лишь для того, чтобы развести и приготовить в ней сублимированную пищу, принесенную вами с собой, ну, и восполнить недостаток воды в организме. С ней там было действительно все очень строго.

Каждый должен был иметь с собой две рубашки - в одной я бежал, в другой спал - так у меня, хотя бы, оставалась одна наполовину чистая чтобы спать. Мои беговые шорты, с другой стороны, можно было буквально поставить уже после второго дня -  легкое, дышащее синтетическое волокно, насквозь пропиталось солью.

Впервые в жизни мне приходилось очень тщательно думать о том, что я собирался использовать. Требовалась такая одежда, которая была бы удобной, прочной и легкой, причем последнее качество было особенно важно. Как и следует делать в подобной ситуации, мне пришлось провести довольно серьезное исследование, протестировав различные варианты в течение нескольких месяцев и недель до гонки.  Я бегал в кроссовках «New Balance» тогда, и один совет, который я почерпнул в Интернете, предлагал бежать в обуви от полутора до двух размеров большей, чем ваш обычный, поскольку ноги сильно опухают во время долгой гонки в пустыне. Это был первый раз, когда я использовал обувь слишком великую для моей ноги, но совет оказался явно к месту.

Натертости также представляли собой большой вопрос, и, несмотря на то, что я бежал в тайтсах до середины бедра, у меня всегда был с собой большой тюбик вазелина, чтобы не закончить гонку в самый неподходящий момент со снесенной до мяса кожей.

Ну, да, конечно, запах был ужасным, но, ведь и «Gobi March» проводится не для привлечения особей противоположного пола. Особенно в последний день. Уверен, исходивший от меня запах стал довольно устрашающим после дня 3-го или 4-го, но потом вы привыкаете к нему, и, как правило, больше это вас не беспокоит. К 6-му дню, однако, ваша собственная вонь становится уже неизбежной. Это день отдыха после долгого 5-го и до короткого броска до финиша на 7-й день. Вы все сидите вокруг беговой деревни и спокойно так воняете до самых небес. К тому времени я, определенно, был уже весь в таких умонастроениях: «Ну все, хватит... достаточно уже... Пора кончать со всем этим и убираться отсюда на хрен!»

    С этой мыслью я выиграл также и четвертый этап - минуты две или три примерно.  Это был еще один отрезок в 40 километров и на этот раз обошлось без спринта на финише или чего-нибудь в этом роде, слава богу. К этому 4-му дню я начал чувствовать себя особенно хорошо. Болезненность и скованность, которые у меня были в начале соревнований, совершенно ушли - обычное дело в многодневных гонках. Впоследствии так будет происходить со мной во всех многоэтапных гонках, в которых я буду участвовать. Кроме того, об этом скажет и моя жена Ванесса и ее друзья, сделавшие две горных МТБ гонки «Cape Epic». В день 1-й вы, как правило, ещё довольно свежи, но день 2-й и 3-й - это просто ужас какой-то. К 4-му дню ваше тело, похоже, начинает «въезжать в нужную колею» и вам становится заметно лучше.

Да, и вот еще что - касательно этой темы: помните, что в течение недели перед многодневной гонкой вы ни в коем случае не должны полностью прекращать тренировки - так сказать, «снимать ногу с педали газа».  Ни в коем случае не отдыхать, вообще ничего не делая, поскольку после всех проведенных вами тренировок, ваше тело привыкает к тому, что бежать, крутить педали или грести ему придется каждый день - это как минимум. Попробуйте остановиться полностью дольше, чем на три или четыре дня, и оно начнет «думать», что пришло время, чтобы от всего отключиться и отдохнуть. В неделю, предшествующую большой гонке, достаточно провести несколько коротких, спокойных тренировок, а затем, накануне гонки, еще одну почти такую же, но немного более высокоинтенсивную. Это позволит поддержать «остроту» вашей формы и сфокусировать тело на том, что ему предстоит. Я видел ребят, которые делали все правильно, а затем отдыхали в течение пяти дней - грубейшая ошибка! Как результат - полный кошмар в день 1-й.

На 4-й день, все бежали довольно консервативно, учитывая то, что нас ждало на следующий 5-й. «Королевский этап» - около 80-ти километров. Здесь «Gobi March» будет выиграна или проиграна…

 После 4-го дня я чувствовал себя довольно хорошо, чего, однако, нельзя было сказать об испанцах. Их храп к этому времени достиг, по-видимому, своего апогея и начал беспокоить даже их самих - парни начали чуть ли не бороться между собой, толкая друг друга и бросая посреди ночи обувь в того, кому желали «заткнуться» и не мешать спать остальным.  Даже я был вовлечен в эту свару -  абсолютная высота, на которой мы находились, постоянно вынуждала вставать по ночам, чтобы немного «отлить». Проходя мимо того, кто храпел особенно громко, я не забывал дать ему небольшого пинка, чтобы он повернулся и перестал испускать свои «трели» - ну, прямо, бензопила, да и только. Совет: если вы планируете когда-либо жить в палатках гоночной деревни, не забудьте заранее запастись противошумными вкладышами в уши (берушами). Вы даже представить себе не можете, как много может быть храпа, пердежа и всяких там «разговоров за жизнь» в то время, когда вы спите.

День 5-й начался с очень раннего старта. Мы должны были быть готовы к 4-м утра для полуторачасовой поездки на автобусе к месту, где начинался этап. Мое самочувствие было хорошим, но вот ожидание предстоящего ощутимо действовало на нервы. Организаторы также разнесли по времени старт этого длинного этапа, запустив первыми более медленных ребят и последними тех, кто побыстрее. Контрольные пункты, таким образом, одновременно проходило довольно много людей и некоторые из КП пришлось держать открытыми в течение всего дня.

Это означало, что я стартовал через четыре или пять часов после того, как на дистанцию ушли первые спортсмены. Обстановка определенно начинала давить.... Я начал с того, что, будучи никому неизвестным в начале, теперь   был действительно в состоянии выиграть эту «чертову» гонку. Пол здорово помог мне тогда с тем, чтобы держаться в правильном умонастроении, посоветовав просто продолжать делать то, что я делал каждый день - принимать все легко и не совершать никаких необдуманных поступков. Если бы я рванул в тот день с самого начала, мои семь минут преимущества превратились бы в ничто. Болтая с ним, вставляя тут и там пару-другую слов на Африкаанс, я почувствовал, что, как будто, среди всей этой разношерстной, говорящей на разных языках компании, снова оказался дома. И потом, раньше ведь мне никогда не доводилось бегать целых 80 K. В добавок, мы побежим в самый разгар дневной жары, которая здесь, в Гоби, приходится на 3 или 4 часа дня - время, в которое я обычно завершал другие этапы.

Наша группа из тридцати человек представляла собой финальную связку, и мой план состоял в том, чтобы попытаться зацепиться за тех, кто будет впереди и не дать им слишком оторваться от остальных. Чилиец Энсина сразу же жестко начал и поначалу я держался за Тсангом, который был на втором месте в общем зачете. Однако, мой 18-минутный отрыв от Энсина, который был третьим, мог легко испариться, если бы я позволил ему уйти слишком далеко вперед, так что мне пришлось тоже прибавить. Я добрал его после 30 K или около того, и внезапно, игра началась... Мы, что называется, понеслись - в основном, потому, что он изо всех сил пытался сбросить меня. Энсина, должно быть, полагал, что этот длинный день будет его большим шансом, и на некоторых спусках мы, похоже, выбегали из четырех минут на K. Он будет пытаться оторваться от меня - я буду сидеть за ним, а потом на «плоскаче» сделаю попытку уйти вперед. И вот так все время - какая-то просто безумная трата энергии, притом вхолостую, которую я уже начал ощущать. Помню, как добрался до отметки в пятьдесят километров, чувствуя себя как-то не очень.... Хотя, несмотря ни на что, был полон решимости не дать ему улизнуть - да, я бы скорее умер, но не сдался!  Именно тогда я обнаружил свой скрытый талант к гонкам на ультрадистанции - территории, где кроме победы, ничто другое не имеет значения. Ничто. После всех тех вдохновляющих сообщений, что приходили в мой профиль, у меня было такое чувство, как будто я представляю здесь свою страну и подвести кого-то… Ну уж нет!

Примерно на 55-ти километрах Энсина начал сбавлять обороты - очень своевременно, потому что я, в свою очередь, начал чувствовать, что серьезно перегреваюсь.   Полагаю, что и ел и пил явно недостаточно. Потом, уже позже, я узнал, что если поливать водой голову, заднюю часть шеи и верхнюю часть туловища, то можно ощутимо охладить себя.

Но тогда, на отметке в 60 километров, я был почти «готов» ... Стоило мне остановиться, как все вокруг начало вращаться. Когда медики из бригады сопровождения стали о чем-то разговаривать с нами, мне даже пришлось облокотиться об один из столбиков с указанием количества километров до финиша. Стою, смотрю на свои бутылки - в голове одна мысль: «Сейчас… они… меня снимут...». Зрение слегка размыто, а мысли и того более. С медиками больше не говорю, наполняю водой бутылки и по-тихому смываюсь.

А Энсина следует за мной. К этому времени становится просто невероятно жарко, а я уже настолько «умотался», что даже не знал, пройду ли следующие 10 метров или просто свалюсь и «вырублюсь на-хрен». Но, в тоже время, останавливаться я не собирался несмотря ни на что... В конце концов, смотрю, а Энсина «отваливается» немного, потом еще немного, и вдруг, откуда-то сбоку, к моему плечу уже «подплывает» китаец «Stone» Tсанг. И вот это меня действительно встряхивает -  я вот-вот «кончусь», меня «вертит» и тошнит так, что еще немного и сблюю прямо тут же, а мой ближайший соперник собирается рысью пронестись мимо меня!

Сам не пойму, как, но только я «уцепился» за него и тем самым ступил на новую для себя территорию. Я отринул прочь все прошлые ментальные границы, я даже не знаю, существовал ли тогда вообще… Я думал, что невозможно было пробежать даже следующие 10 метров. Но я пробежал.... И вы делайте то же самое, сосредоточив внимание на следующих 10 секундах. Вот сейчас, оглядываясь назад, все это выглядит довольно пугающе - я даже злюсь немного на себя - ведь я готов был умереть чтобы выиграть ту гонку. Почему? Потому что мне казалось - в той ситуации, в то время, это имело смысл.

Но, к счастью, я не умер. На самом деле, даже начал чувствовать себя немного лучше. Температура окружающей среды к этому времени уже немного упала, и мне, что называется, удалось «взять себя в руки». Я прибыл на последний КП - Тсанг к тому времени уже покинул его, однако, когда до финиша оставалось всего пять К, я снова смог достать его.   Какое-то время мы бежали вместе, а потом, всего за несколько К до финиша, я, вдруг, увидел, что теперь уже он «ловит стену» - парню было действительно очень-очень «хреново». Я взвинтил темп, оторвался от него и выиграл этап!

И сразу же накатило облегчение - я не просто выиграл этап и, возможно, всю гонку…. Я выжил.

Помню, как просто лег на землю - прямо там, за финишной линией и лежал, наверное, около часа, испытывая острейшие позывы к рвоте и мучительную головную боль. Я понимал, что со мной что-то не так, но был убежден, что, если за меня возьмутся медики, то, точно положат меня под капельницу, что автоматически означало наложение штрафного времени, поэтому просто пошел за палатки и улегся там, где меня никто бы не увидел. Через полтора часа я уже смог чего-то попить, а еще некоторое время спустя съел немного супа. Ночь выдалась трудная - с неровным, болезненным сном, в течение которого меня время от времени пробивало холодным потом. Однако, на утро, во время завтрака, я уже был в состоянии хоть что-то проглотить.  В следующий раз, когда я столь же близко подойду к пределу сил своего организма, будет «Leadville Trail 100 Run» в 2011 году.

К счастью, 6-й день оказался для всех просто отдыхом - завершающим этапом организаторы сделали короткий пробег всего в 10 км. У нас было что-то подобное ситуации на «Туре» - если лидер в генеральной классификации проводит предпоследний этап успешно, то это уже выигрыш гонки в целом, поскольку на последнем этапе ничего серьезного для него не происходит. Меня, Тсанга и Энсину уже начали поздравлять, и мы решили пробежать этот финальный отрезок вместе.

Как и в прошлый раз, старт опять разнесли, поэтому, когда мы пересекли финишный створ в какой-то маленькой деревушке, почти все уже закончили дистанцию и собрались вместе, чтобы поздравить нас.  Тсангу и Энсине я «принес» по итогам гонки 31-у и 41-у минуту, соответственно. Вместе с другими южноафриканцами мы «опрокинули» пару пива, закусив их настоящей едой, и это оказалось просто восхитительно. После недели поедания ужасной сублимированной пищи, вроде «ProNutro», «Perpetuem» и «Recoverite», я нашел ее вкус лучшим в мире.

Однако, уже короткое время спустя, радость победы как-то досадно быстро рассеялась - в мою жизнь опять вторгся окружающий мир. Я понимал, что это неизбежно произойдет, но, совершенно не предполагал, что это случится со мной так быстро - в автобусе на пути обратно в Кашгар. Путешествие было долгим, первый час автобус просто гудел от разговоров, а мои мысли по-прежнему вращались вокруг того, что мне пришлось пережить за эту последнюю долгую неделю. Но время шло, постепенно голоса затихали, многие пытались поймать немного сна, я же помню себя сидящим у окна с чувством небывалого энтузиазма и воодушевления.   А затем на меня накатила огромная всепоглощающая пустота...  Я жил подготовкой к этой гонке последние шесть месяцев, моя голова была занята только ею... И что дальше?

Нашлась, впрочем, одна вещь, поглотившая собой, пусть и временно, мой экзистенциальный кризис того дня - Фейсалабад.  Да-да, до того, как разделить этот неожиданный триумф с друзьями и семьей, прикинуть планы на будущее, мне предстояло принять еще один вызов: я должен был снова пройти через таможню в Фейсалабаде. На этот раз у меня оказался целый день между стыковочными рейсами, что означало необходимость найти гостиницу.

Только перед этим мне опять предстояли уже знакомые «песни и пляски» с моими «друзьями» по аэропорту. На этот раз их потешная таможенная команда вознамерилась конфисковать мой трофей, но я был столь горд им, что у них не было ровно ни одного шанса, чтобы разлучить нас. Помимо всего прочего, в гонках «4 Desert Series» не предусмотрены специальные денежные премии, а это, в свою очередь, делает сам приз особенно ценным.

Тогда они начали тыкать во все мои кроссовки своим суперсовременным детектором для обнаружения наркотических средств - палкой с гвоздем на конце. В принципе, потом только и оставалось бы, что просто выкинуть их. Хорошо еще что, когда я появился здесь в первый раз, у них не было этого высокотехнологичного чуда.  Потом до них опять дошло, что я так и не стал международным торговцем наркотиков, и меня, пусть и с некоторой неохотой, но отпустили.

На ту ночь в Фейсалабаде я заказал целых две гостиницы, рассудив: «Мало ли что - запас карман не тянет». В конце концов, то, что происходит в Интернете, и то, что вы видите в реальной жизни, часто совершенно разные вещи - я же готов был поспорить, это особенно применимо к размещению в Фейсалабаде. Выйдя из здания аэропорта, я побрел по улице в своих кроссовках, теперь больше похожих на губку, чем на обычную обувь. Потом остановил такси и объяснил водителю как добраться до отеля №1.

«Нет, нет», - сказал он, - «Очень жаль, но он уже закрылся и больше не работает». Тогда я указал ему на второй. Очень трагично, но оказалось, что этот №2, как бы ненароком, совсем недавно сгорел. Но, тем не менее, там все-таки оставался еще один, который он мог бы настоятельно рекомендовать. Просто здорово... Было понятно, что он получал какую-то свою мзду или что-то вроде того, за все это «хозяйство», но, будучи совершенно вымотанным и желая просто получить комнату, я махнул на все рукой: «Поехали!»

К несчастью для себя, он проехал мимо отеля №1 - это был «Holiday Inn», и я сразу узнал его так что, тут же остановил такси.

Не думаю, что соберусь когда-нибудь еще раз в Фейсалабад - в отпуск, например…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: