Программа базового курса
«Интегративная феноменологически-ориентированная психотерапия»
Вводный модуль
Создание образовательной группы.
Знакомство. Правила групповой работы. Обсуждение ожиданий, опасений, мотивации. Создание безопасной атмосферы в группе. Обсуждение целей обучающихся и ведущего и специфики обучения. Обсуждение сертификационных требований и стандартов обучения. Знакомство со стандартами обучение психотерапии в Европе. Обсуждение компетенций психотерапевта и феноменологически-ориентированного психотерапевта. Утренние страницы. Разграничение ответственности. Обсуждение вопросов учащихся. Заключение договоров на обучение. Фрирайтинг.
Первый модуль
Введение в интегративную феноменологически-ориентированную психотерапию.
Исцеляющие факторы психотерапии и интегративной феноменологически-ориентированной психотерапии. Базовые установки феноменологически-ориентированного психотерапевта. Основные феноменологически-ориентированные концепции. Развитие способностей присутствия. Феномены клиента и психотерапевта. Симптомо-ориенированная и личностно-ориентированная психотерапия. Психологическое консультирование, краткосрочная и долгосрочная психотерапия. Доверие и безопасность в психотерапевтических отношениях. Создание профессиональных терапевтических отношений. Создание своей системы поддержки. Собственный стиль терапевта. Фрирайтинг.
Второй модуль
Понимания и герменевтика как основа психотерапии.
Исследование мыслей и чувств студентов и развитие компетенций их осознавать, выражать и обсуждать (Шеринг). Развитие компетенций понимания. Когнитивные, эмоциональные и телесные аспекты понимания. Пассивное и активное слушание. Феноменологическое слушание. Понимающая психотерапия Ф. Василюка. Использование гипотез, фантазий, телесных реакций и интерпретаций для понимания клиента. Отличия гипотезы и интерпретации. Ассимиляция опыта и бытия в группе. Обсуждение вопросов учащихся. Фрирайтинг.
Третий модуль
Эмпатия как необходимая часть понимания.
Шеринг. Развитие эмоциональной компетенции. Способы проявления терапевтической эмпатии. Различие эмпатии и симпатии. Понимающая и эмпатическая реплика. Обычная и герменевтическая эмпатия. Работа с трансферентными отношениями. Концепция аффективной толерантности. Баланс фрустрации и поддержки. Условия психотерапии по К. Роджерсу. Исследование чувств и экспрессии клиента. Распределение на учебные микрогруппы. Фрирайтинг.
Четвёртый модуль.
Самопознание
Групповая работа, где студенты обсуждают с ведущими и друг другом свои жизненные трудности и трудности межличностного взаимодействия в группе. Исследуют свои чувства, способы защиты, ограничивающие убеждения и автоматические мысли при фасилитации ведущего. Возникающие фоновые темы вербализуются и обсуждаются в группе. Фрирайтинг.
Пятый модуль
Первая встреча
Заключение психологического контракта. Жалоба. Запрос. Проблема. Структурированиезапроса. Клиент. Особенности обращения с клиентом и мотивация к терапии. Ожидания клиентов и их страхи. Особенности эмоционального состояния, личности и характера клиента. Феномены психопатологических состояний. Особенности организации общения с клиентом в процессе первой встречи. Деньги. Связь денег с проблемами клиента. Оценка ресурсов клиента. Супервизия.Фрирайтинг.
Шестой модуль
Стратегии и техники феноменологически-ориентированного психотерапевта.
Основные принципы применения и создания интервенций. Концепции балансов в психотерапии. Проработка и обработка проблемы. Работа фокусированная на процессе, теме, ресурсах. Тематическое пралеллирование. Организация опыта и его исследования по кругу. Исследование транферентных отношений, фигуры и фона. Личность терапевта как инструмент работы. Модель П. Левина. Стратегии работы с сопротивлением. Феноменологическая работа со сновидениями. Супервизия.
Седьмой модуль
Супервизия
Студенты работают друг с другом по 30 минут (микросессии) и обсуждают работу в группы. Каждый студент получает супервизию на свою работу и даёт обратную связь на другие работы. Ведущий создаёт безопастную атмосферу. Подведение итогов супервизии.
Восьмой модуль
Самопознание
Групповая работа, где студенты обсуждают с ведущими и друг другом свои жизненные трудности и трудности межличностного взаимодействия в группе. Исследуют свои чувства, способы защиты, ограничивающие убеждения и автоматические мысли при фасилитации ведущего. Возникающие фоновые темы вербализуются и обсуждаются в группе.
Девятый модуль
Терапевтические отношения
Терапевтические отношения и их особенности. Способы построения терапевтических отношений. Доверие и безопасность, и их нарушения. Феномен зависимости. Феномены переноса и контрпереноса. Значение профессиональной этики и формы ее нарушения. Рамки и границ отношений. Организация физического пространства и временных рамок, создание терапевтической атмосферы.
Десятый модуль
Промежуточная сертификация
Промежуточная сертификация (очная работа с клиентом). Студенты приводят клиентов друг другу для супервизии и анализа их работы. Супервизия.
Одиннадцатый модуль
Экзистенциальные аспекты психотерапии.
Свобода и ответственность. Смысл и абсурдность существования. Конечность существования, изоляция, смерть. Одиночество. Экзистенциальная тревога и экзистенциальная вина. Человеческое несовершенство. Самопознание. Супервизия.
Двенадцатый модуль
Психогенеалогия.
Системные аспекты интегративной феноменологически-ориентированной психотерапии. Способы работы с предками. Составление геннограммы и её анализ. Фотогенограмма. Исследование навязанной судьбы.
Тринадцатый модуль
Самопознание
Самопознание через системную феноменологически-ориентированную расстановку. С помощью ведущего студенты исследуют проблемы, связанные родовой системой.
Четырнадцатый модуль.
Невротическая личность нашего времени
Психическое здоровье. Психическая болезнь. Психическое расстройство. Уровни личностной организации. Основные формы невротических состояний и нарушений. Оценка ресурсов клиента. Клиническая и процессуальная диагностика. Экспрессивная и поддерживающая психотерапия. Диаграмма С. Гингера.
Пятнадцатый модуль.
Пограничная личность нашего времени.
Структура пограничной личности. Дилемма пограничной личности. Модель MISERY. Развитие пограничной личности. Типичные проблемы в психотерапии пограничной личности. Адаптация феноменологической психотерапии для работы с пограничной личностью.
Шестнадцатый модуль.
Письменные практики в психотерапии.
Дневник как форма самопознания и психотерапии. Набор дневниковых инструментов. Пять стадий переживания вместе с дневником. Поэтритерапия. Сказкотерапия в рамках поэтрипсихотерапия. Терапия крохами воспоминаний и записными книжками. Терапия творческим самовыражением. Фрирайтинг.
Семнадцатый модуль
Самопознание.
Групповая работа, где студенты обсуждают с ведущими и друг другом свои жизненные трудности и трудности межличностного взаимодействия в группе. Исследуют свои чувства, способы защиты, ограничивающие убеждения и автоматические мысли при фасилитации ведущего. Возникающие фоновые темы вербализуются и обсуждаются в группе.
Восемнадцатый модуль.
Феноменологически-ориентированная работа со сновидениями.
Феноменологический подход к пониманию сновидений. Гуманистическая, экзистенциальная психотерапия и гештальтпсихотерапия в работе со снами. Психоаналитический подход к пониманию сновидений (Фрейд и Юнг). Интеграция их в феноменологически-ориентированном подходе. Методика «Явные сновидения». Работа со снами наяву. Литературные способы работы со сном. Активное воображение. Активное воображение в дрёме.
Девятнадцатый модуль
Модуль по эссе и протоколам. Фрирайтинг.
Студенты приносят черновики эссе, где описывают свой опыт жизни в группе и изменений зачитывают друг другу и обсуждают с друг другом и ведущим. Самопознание через фрирайтинг. Так же возможны работы друг с другом, как в микрогруппе. Супервизия микрогрупп.
Двадцатый модуль
Окончательная сертификация
Шеринг. Сертификация (очная работа с клиентом). Микросессии по 30 минут. Студенты приводят клиентов для супервизии и анализа их работы. Супервизия. Подведение итогов сертификации.
Двадцатый первый модуль
Окончательная сертификация.
Шеринг. Сертификация (очная работа с клиентом). Микросессии по 30 минут. Студенты приводят клиентов для супервизии и анализа их работы. Супервизия. Подведение итогов сертификации.
Двадцать второй модуль.
Сертификация (эссе и протоколов).
Защита эссе и протоколов. Студенты. Делают доклад по своему эссе. Отвечают на вопросы и слушают комментарии коллег. А так же сами дают комментарии другим коллегам. Шеринг. Подведение итогов.
Двадцать третий модуль.
Сертификация (эссе и протоколов)
Защита эссе и протоколов. Студенты. Делают доклад по своему эссе. Отвечают на вопросы и слушают комментарии коллег. А так же сами дают комментарии другим коллегам. Шеринг. Подведение итогов. Завершение проекта.