Урок 112 б.заходер «товарищам детям», «что красивей всего?»
Педагогические цели | ознакомить детей с творчеством Б.В. Заходера; развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; прививать интерес к чтению детской литературы; воспитывать уважение к чужому мнению. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению. |
Личностные результаты | Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию. Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | |||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | ||
II. Проверка домашнего задания | |||||
Индивидуальная. Словесная | Выразительное чтение стихотворения А.Плещеева «В бурю» | Читают стихотворения | Читать выразительно лирические произведения | Правильность произношения | |
III. Постановка учебной задачи | |||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | - Знакомо ли вам имя Бориса Заходера? - Я напомню вам, что он написал: Если я чешу в затылке -Не беда! В голове моей опилки, Да! Да! Да! Но хотя в ней и опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки, Пыхтелки, И даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо иногда! Да! Хорошо живет на свете. Дети хором:Винни-Пух... (и так далее). - Совершенно верно. Настоящего Винни-Пуха придумал Алан Александр Милн, английский писатель. А по-русски его научил говорить Борис Заходер, который перевел эту книжку. - С Винни-Пухом мы встретимся через урок, а сегодня прочитаем еще не известные вам стихотворения. | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем. | ||
IV. Работа по теме урока | |||||
Фронтальная Словесный, практический. Беседа | Чтение учителем стихотворения Б. Заходера «Что красивей всего?» Беседа по прочитанному. - Скажите, какой вопрос волнует Б. Заходера в этом стихотворении? - Почему вдруг он решил найти на него ответ? (Его спросил ребенок.) - Простой ли это вопрос? Смог ли сам Б.Заходер на него ответить? - К кому он обратился за помощью? - Почему названия животных, трав написаны с заглавной буквы? (В знак уважения. Сравните, Вы - в официальных письмах или поздравлениях.) - Что считали самым красивым животные и травы, к которым обращался поэт? - Кто мог славить поля? - А кто мог сказать, что самое красивое на свете, это полярные льды? - Как вы думаете, кто мог самым красивым считать горы? Степи? Мерцанье звезды? - А как вы ответили бы на этот вопрос? (Ответы детей.) - К какому же выводу мы можем прийти, как ответить на очень трудный вопрос ребенка? (Каждый считает самым красивым то, что нравится ему. Есть поговорка: «На вкус и цвет товарища нет».) - Какие еще трудные вопросы вы могли бы задать автору или любому взрослому человеку? - Как вы считаете, чтобы на них ответить, надо долго учиться? - Какие знаки препинания преобладают в тексте этого стихотворения? Почему? - Как отвечали автору животные и травы? Прочитайте глаголы. (Крикнул, процедил, ответил.) - Как эти слова характеризуют обитателей планеты? Какие у них характеры? - Прочитайте вслух выразительно. Выразительное чтение детьми. | Работают со стихотворением | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение | |
V. Физкультминутка. | |||||
Практическая | Свободный выбор детей | Выполняют движения по строкам стихотворения. | Наблюдение | ||
Продолжение работы по теме урока | |||||
Фронтальная Словесный, практический. Беседа | Чтение стихотворения «Товарищам детям» про себя учениками. Работа после чтения. - Какие вопросы вы можете задать к тексту стихотворения? (Что держат от детей в секрете? Чего не хочет скрывать Б. Заходер? Чего хочет автор от детей? Чего не надо бояться, когда читаешь? Почему Б. Заходеру нравится, когда смеются дети?) - Ответьте на эти вопросы. - Вы молодцы, смогли разглядеть в тексте все вопросы и смогли на них ответить. | Работают со стихотворением | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | |||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | 1) Без корня и трава не растет. 2) Сердце матери лучше солнца греет. 3) Дитя плачет, а у матери сердце болит. 4) Жалей отца с матерью, других не найдешь. - Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл. - Какие из них соответствуют прочитанным произведениям? - Закончите одно из предложений (по выбору) на доске. | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция | |
VII. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворений | |||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания |
Урок 111. Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивеЙ всего?» (с. 130–133)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления со стихотворениями Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные:развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. https://zvukoff.ru/song/21641 2. https://interaktiveboard.ru/load/5-1-0-398 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; аудиозапись песни Юрия Антонова «Живёт повсюду красота» |