Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в интернет-пространстве




Вводный модуль

Кейс 4 Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в интернет-пространстве (на примере собственного аккаунта в социальной сети)

Всего занятий/часов: 8/16

Занятия:

Номер занятия

Основное содержание

1

Защищенность данных в сети. Проблемы утечки данных. Действия при взломе аккаунтов. Безопасные пароли. Подготовка к групповой работе по разработке рекомендаций по рациональному и безопасному использованию личных и персональных данных в социальных сетях.

2

Разработка рекомендаций по созданию безопасных паролей и их хранению. Понятие персональных данных. Законодательство о защите персональных данных.

3

Социальные сети: пользовательские соглашения, права и обязанности.

4

Политика социальных сетей в области конфиденциальности пользовательских данных. Структура аккаунта пользователя социальной сети.

5

Настройки приватности в социальных сетях. Самопрезентация пользователя в социальных сетях.

6

Риски нерационального и небезопасного использования личных и персональных данных в социальных сетях. Проблемы использования в сообщениях геотегов, столкновения с неразумным и агрессивным поведением в сети. Анализ сообщений с использованием системы «Крибрум».

7

Проблемы рискованного поведения, нежелательных и сомнительных знакомств, манипулирования и вовлечения в опасное поведение в социальных сетях. Исследование аккаунтов в социальных сетях с использованием контент-анализа, анализ личных профилей в социальных сетях.

 

Массивы данных для кейса 4 в проекте Кванториум – вводный:

 

Объект

1

Пример: взлом аккаунта

2

Пример: геолокации

3

кибербуллинг

4

Пример: гибель подростка при повторении трюка из видеоролика

my.kribrum.ru

 

Кванториум - вводный (дети, кейс 4)

логин

пароль

Kv720_EsipenkoV_d4

QgXrqUYwVh

 

Занятие 1

План занятия:

Номер блока

Продолжи-тельность, мин

Описание учебной работы

1

5

Дискуссия: какие ресурсы сети мы используем, какие из них запрашивают данные о нас и какие данные?

2

10

Дискуссия: можем ли мы быть уверены в полной защищенности наших данных в соц.сетях (интернет-магазинах и др. ресурсах)

3

10

Демонстрация преподавателем с помощью системы Крибрум: сообщения о взломе аккаунта

4

5

Проверка аккаунтов учащихся – взламывались ли они

5

10

Обсуждение: взлом аккаунта и последствия

 

10

перемена

6

10

Действия при взломе аккаунта. Работа в группах.

7

15

Презентации. Обсуждение.

8

10

Безопасные пароли

9

5

Итоговая рефлексия

 

40+40

 

 

Блок 1

Дискуссия:

  1. Какие ресурсы сети мы используем?
  2. Какие сайты посещаем?
  3. Какие ресурсы запрашивают ввод данных о нас? Какие это данные?

Блок 2

Дискуссия:

Вопрос: можем ли мы быть уверены в полной защищенности наших данных в соц.сетях (интернет-магазинах и др. ресурсах)?

Обсуждаем – на чем основывается наша уверенность и неуверенность в защищенности наших данных? (примерные ответы: обещание компании и ее репутация, законодательная защита, технологии…)

Задание: учащиеся разбиваются на пять групп, каждая изучает одну статью из списка:

1.     Facebook призналась в утечке данных российских пользователей соцсети

         https://rg.ru/2018/10/23/facebook-priznalas-v-utechke-dannyh-rossijskih-polzovatelej-socseti.html

  1. Google сообщила об утечке данных более 52 млн пользователей из-за ошибки
    https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/12/2018/5c0f033a9a794766b04420a5
  2. Marriott сообщила об утечке данных 500 млн гостей
    https://www.rbc.ru/society/30/11/2018/5c0132c49a7947861558a6ec
  3. https://searchinform.ru/news/world-news/2018/07/31/obzor-incidentov-utechki-iz-za-nebrezhnosti-razrabotchikov-i-samih-polzovatelej/

Эта статья для двух групп – 1 группа – 1 часть статьи – Халатность пользователей, 2 группа – 2 часть - Халтура разработчиков

После прочтения статей учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Каковы причины утечки данных? (кибератаки, ошибки в программном обеспечении, беспечность пользователей…)
  2. Каковы ошибки пользователей? (ошибки – неиспользование пароля для защиты, установление пароля “по умолчанию”, использование одного и того же пароля для всех своих регистраций на различных ресурсах…)

Итог обсуждения: можем ли мы быть на 100% уверены в защищенности наших данных в сети?Какой вывод из этого делаем?

Блок 3

Демонстрация преподавателем: сообщения о взломе аккаунта.

Преподаватель демонстрирует на экране статью: В правительстве сообщили о взломе аккаунта Медведева в Twitter (https://tass.ru/obschestvo/6543335)

Вопрос: часто ли взламывают аккаунты политиков? Для чего? (разместить бессмысленные, компрометирующие и др.записи…)

Вопрос: Взламывают ли аккаунты пользователей соц.сетей?

Преподаватель заходит в систему Крибрум, демонстрирует сообщения по тегу Взлом аккаунта.

Смотрим сообщения. О каких последствиях взлома аккаунта сообщают пользователи?

Блок 4

Проверяем, взламывались ли аккаунты учащихся, при помощи сервиса «Have I been pwned?» (https://haveibeenpwned.com/).

Блок 5

Обсуждение:

  1. Для чего взламывают аккаунты пользователей? Как их потом используют злоумышленники? К какой информации получают доступ злоумышленники?
  2. Рассмотрим по видам ресурсов, на которых пользователи заводят аккаунты:

2.1.        Социальные сети – аккаунты политиков, аккаунты пользователей…

2.2.        Электронная почта - …

2.3.        Сайт электронного магазина - …

2.4.        …?

  1. Какие меры можно предпринять против взлома аккаунта?

Блок 6

Действия при взломе аккаунта

Учащиеся объединяются по группам (каждая группа – за одним компьютером). Каждая группа работает с одной из социальных сетей. Находим в разделе «Помощь» или «Поддержка» в социальной сети информацию о действиях при взломе аккаунта. Подготовка презентации.

Блок 7

Выступления групп, обсуждение.

Блок 8

Безопасные пароли. Обсуждение.

Преподаватель демонстрирует на экране статью: Марк Цукерберг входил в Twitter под простейшим паролем – хакеры. (Учащиеся также могут просмотривать ее на своих компьютерах).

https://www.vedomosti.ru/technology/news/2016/06/06/643735-hakeri-twitter-tsukerberga

Обсуждение:

  1. Какой пароль использовал М.Цукерберг для своего аккаунта в твиттере, согласно информации статьи в Ведомостях?
  2. Почему этот пароль удивил хакеров?
  3. Приведите примеры легких для взлома паролей
  4. Безопасный пароль – какой он должен быть?

Преподаватель фиксирует примеры учащихся, тезисы на доске. Обобщает.

Блок 9

Итоговая рефлексия:  насколько распространена практика взлома аккаунтов пользователей? Какие меры можно предпринять для предотвращения?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2024-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: