План занятия:
- Глагол как часть речи.
- Система грамматических категорий глагола.
- Лексико-грамматические разряды глагола.
- Глагольные основы.
- Классы глаголов.
- Спряжение глаголов.
- Морфологический разбор глагола.
Схема 5. Морфологический разбор глагола
- Часть речи (глагол, так как обозначает действие или состояние и выражает его в грамматических категориях вида и залога. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
- Начальная форма (инфинитив того же вида).
- ПГП:
1) Вид (подобрать видовую пару): а) несовершенный вид, так как обозначает действие, не ограниченное внутренним пределом; б) совершенный вид, т.к. обозначает действие, ограниченное внутренним пределом; в) одновидовой глагол (сомкнуться, очутиться; являться, хотеть, мочь, спать, сидеть, висеть, бродить); г) двувидовой глагол (казнить, венчать, молвить+ глаголы на –овать: использовать, конфисковать);
2) Возвратность: а) возвратный, т.к. есть суффикс –ся; б) невозвратный, так как нет суффикса -ся;
3) Переходность / непереходность: а) переходный, так как обозначает действие, непосредственно направленное на предмет и сочетается с Вин. п. без предлога (учить урок), с Р.п. при отрицании (не учить урока), с Р.п. и Д.п. в количественно-распределительном значении (выпить молока, дать почти по яблоку); б) непереходный, т.к. обозначает действие, не направленное на прямой объект и сочетается с другими падежными формами (думать о друге, писать карандашом); в) косвенно-переходные (он читает книгу –перех. – и он читает – неперех.; ср.: писать);
4) Залог: а) действительный залог, так как глагольная форма характеризует подлежащее как субъект действия (Рабочие строят дом); б) страдательный залог, т.к. глагольная форма характеризует дополнение в Тв.п. как субъект действия (Дом строится рабочими);
5) Класс: а) продуктивный класс: I класс (основа на –а-/-аj-: играть –играj-ут), II класс (основа на –е-/-еj-: синеть – синеj-ут), III класс (основа на –ова-/-уj или –ева-/-уj: реализова-ть – реализу-уют, горева-ть – горуj-ут), IV класс (основа на –ну-/-н-: тяну-ть –тян-ут, пну-ть – пн-ут); V класс (основа на –и-/-люби-ть –люб-ят),
б) непродуктивный класс: 1 класс (основа на –а-, -е-, о-/-: крича-ть - крич-у, горе-ть - гор-ю, коло-ть – кол-ю), 2 класс (основа на безудар. –ну-/- или –а-/-: мерзну-ть – мерзн-ут или оста-ться – остан-у-сь), 3 класс (глаголы на –чь, -ти, -ть, -сти: беречь, везти, класть, грести), 4 класс (основа на –а-/-<м> и <н> или –а-/- <jм> и <им>: мя-ть –мн-у, взя-ть – возьм-у, поня-ть – пойм-у), 5 класс (основа на –и-, -у-/-иj-, уj: гни-ть – гниj-ут, обуть – обуj-ут), 6 класс (основа на –и-, -ы-, -е-, -а-/гл.+ j: бри-ть – бреj-ут, мы-ть – моj-ут, пе-ть – поj-ошь), 7 класс (основа на – ва-/-j-: дава-ть – даj-ут);
в) вне классов т.н. изолирующие глаголы: есть (едят), быть (будут), слать (шлют), дать (дадут), идти, чтить, ехать, хотеть, бежать;
6) Тип спряжения: а) I спряжение (кроме –ить; + брить, стелить, зиждиться, зыбиться); б) II спряжение, так как глагол на –ить (+ 11 искл); в) разноспрягаемый глагол (бежать, хотеть, чтить); г) особое спряжение (дать, есть).
IV. НПГП:
1) Наклонение: а) изъявительное наклонение, так как обозначает действие как реальное, которое происходит (происходило, будет происходить) на самом деле; б) сослагательное наклонение, т.к. обозначает предположительность, гипотетичность действия; в) повелительное наклонение, т.к. обозначает побуждение к действию со стороны говорящего;
2) Для изъявительного наклонения: а) время: настоящее время, т.к. обозначает действие в момент речи (абсолютное время: Я читаю) или другого действия (относительное время: Он знал, что я читаю); личные окончания; прошедшее время, т.к. обозначает действие до момента речи или другого действия, суффикс -л-; будущее время, т.к. обозначает действие, которое будет совершаться после момента речи или другого действия; глагол быть (буду петь);
б) лицо (в настоящем и будущем времени): 1 лицо, т.к. обозначает отнесенность действия к говорящему; 2 лицо, т.к. обозначает отнесенность действия к собеседнику (собеседникам); 3 лицо, т.к. обозначает отнесенность действия к участникам разговора или к неодушевленным предметам;
в) число: а) единственное число, так как окончание –а; б) множественное число, т.к. окончание –и; г) род (только в ед. ч. прошедшем времени): мужской род, т.к. нулевое окончание; женский род, так как окончание -а; средний род, т.к. окончание –о;
3) Для сослагательного наклонения: род (в ед.ч.), число;
4) Для повелительного наклонения: число (ед.ч., т.к. суффикс –и (беги); мн.ч., т.к. суффикс –те (пойте) и др.).
V. Синтаксическая функция.
Морфологический разбор глагола (школьный вариант)
- Часть речи. Общее грамматическое значение.
II. 1. Начальная форма (инфинитив).
2. Постоянные морфологические признаки: вид, переходный или непереходный, возвратный или невозвратный, спряжение.
3. Непостоянные морфологические признаки: наклонение, время (в изъявительном наклонении), число, лицо, род (если есть).
III. Синтаксическая роль.