Тема: «Глагол как часть речи»




План занятия:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Система грамматических категорий глагола.
  3. Лексико-грамматические разряды глагола.
  4. Глагольные основы.
  5. Классы глаголов.
  6. Спряжение глаголов.
  7. Морфологический разбор глагола.

Схема 5.  Морфологический разбор глагола

 

  1. Часть речи (глагол, так как обозначает действие или состояние и выражает его в грамматических категориях вида и залога. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
  2. Начальная форма (инфинитив того же вида).
  3. ПГП: 

1) Вид (подобрать видовую пару):  а) несовершенный вид, так как обозначает действие, не ограниченное внутренним пределом;  б) совершенный вид, т.к. обозначает действие, ограниченное внутренним пределом;  в) одновидовой глагол (сомкнуться, очутиться; являться, хотеть, мочь, спать, сидеть, висеть, бродить);  г) двувидовой глагол (казнить, венчать, молвить+ глаголы на –овать: использовать, конфисковать);

2) Возвратность:  а) возвратный, т.к. есть суффикс –ся;  б) невозвратный, так как нет суффикса -ся;

3) Переходность / непереходность:  а) переходный, так как обозначает действие, непосредственно направленное на предмет и сочетается с Вин. п. без предлога (учить урок), с Р.п. при отрицании (не учить урока), с Р.п. и Д.п. в количественно-распределительном значении (выпить молока, дать почти по яблоку);  б) непереходный, т.к. обозначает действие, не направленное на прямой объект и сочетается с другими падежными формами (думать о друге, писать карандашом);  в) косвенно-переходные (он читает книгу –перех. – и он читает – неперех.; ср.: писать);

4) Залог:  а) действительный залог, так как глагольная форма характеризует подлежащее как субъект действия (Рабочие строят дом);  б) страдательный залог, т.к. глагольная форма характеризует дополнение в Тв.п. как субъект действия (Дом строится рабочими);

5) Класс:  а) продуктивный класс: I класс (основа на –а-/-аj-: играть –играj-ут), II класс (основа на –е-/-еj-: синеть – синеj-ут), III класс (основа на –ова-/-уj или –ева-/-уj: реализова-ть – реализу-уют, горева-ть – горуj-ут), IV класс (основа на –ну-/-н-: тяну-ть –тян-ут, пну-ть – пн-ут); V класс (основа на –и-/-люби-ть –люб-ят), 

б) непродуктивный класс: 1 класс (основа на –а-, -е-, о-/-: крича-ть - крич-у, горе-ть - гор-ю, коло-ть – кол-ю), 2 класс (основа на безудар. –ну-/- или –а-/-: мерзну-ть – мерзн-ут или оста-ться – остан-у-сь), 3 класс (глаголы на –чь, -ти, -ть, -сти: беречь, везти, класть, грести), 4 класс (основа на –а-/-<м> и <н> или –а-/- <jм> и <им>: мя-ть –мн-у, взя-ть – возьм-у, поня-ть – пойм-у), 5 класс (основа на –и-, -у-/-иj-, уj: гни-ть – гниj-ут, обуть – обуj-ут), 6 класс (основа на –и-, -ы-, -е-, -а-/гл.+ j: бри-ть – бреj-ут, мы-ть – моj-ут, пе-ть – поj-ошь), 7 класс (основа на – ва-/-j-: дава-ть – даj-ут);

в) вне классов т.н. изолирующие глаголы: есть (едят), быть (будут), слать (шлют), дать (дадут), идти, чтить, ехать, хотеть, бежать;

6) Тип спряжения:  а) I спряжение (кроме –ить; + брить, стелить, зиждиться, зыбиться);  б) II спряжение, так как глагол на –ить (+ 11 искл);  в) разноспрягаемый глагол (бежать, хотеть, чтить);  г) особое спряжение (дать, есть).

 IV. НПГП: 

1) Наклонение:  а) изъявительное наклонение, так как обозначает действие как реальное, которое происходит (происходило, будет происходить) на самом деле;  б) сослагательное наклонение, т.к. обозначает предположительность, гипотетичность действия;  в) повелительное наклонение, т.к. обозначает побуждение к действию со стороны говорящего; 

2) Для изъявительного наклонения:  а) время: настоящее время, т.к. обозначает действие в момент речи (абсолютное время: Я читаю) или другого действия  (относительное время: Он знал, что я читаю); личные окончания; прошедшее время, т.к. обозначает действие до момента речи или другого действия, суффикс -л-; будущее время, т.к. обозначает действие, которое будет совершаться после момента речи или другого действия; глагол быть (буду петь);

б) лицо (в настоящем и будущем времени): 1 лицо, т.к. обозначает отнесенность действия к говорящему; 2 лицо, т.к. обозначает отнесенность действия к собеседнику (собеседникам); 3 лицо, т.к. обозначает отнесенность действия к участникам разговора или к неодушевленным предметам;

в) число: а) единственное число, так как окончание –а;  б) множественное число, т.к. окончание –и; г) род (только в ед. ч. прошедшем времени): мужской род, т.к. нулевое окончание; женский род, так как окончание -а; средний род, т.к. окончание –о;

3) Для сослагательного наклонения: род (в ед.ч.), число;

4) Для повелительного наклонения: число (ед.ч., т.к. суффикс –и (беги); мн.ч., т.к. суффикс –те (пойте) и др.).

V. Синтаксическая функция.

 

Морфологический разбор глагола (школьный вариант)

  1. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. 1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные морфологические признаки: вид, переходный или непереходный, возвратный или невозвратный, спряжение.

3. Непостоянные морфологические признаки: наклонение, время (в изъявительном наклонении), число, лицо, род (если есть).

III. Синтаксическая роль.  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2024-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: