8 – Химия. 13.04.20.
Здравствуйте, начинаем урок по теме:
«Оксиды, их классификация и свойства».
I. Исправляем ваши или мои ошибки.
Классная работа:
1б) 3 HNO3 + Fe (OH) 3 → Fe (NO3) 3 + 3 H2O (наблюдается растворение зелёного осадка) (МУР)
P Н P МД
3 H+ + 3NO3− + Fe (OH) 3 → Fe 3+ +3 NO3 − + 3 H2O (ПИУР)
3 H+ + Fe (OH) 3 → Fe 3+ + 3 H2O (СИУР)
2б) СO2 + Сa(OH)2→ СaСO3 ↓+ H2O (наблюдается образование белого мучнистого осадка) (МУР)
газ – н э P Н МД
СO2 + Сa2+ + 2 OH − → СaСO3↓ + H2O (ПИУР = СИУР)
3б) 2 КОН + СuSO4 → К2SO4 + Сu (OH)2↓(наблюдается образование голубого осадка) (МУР)
P Р Р Н
2К+ + 2 ОН − + Сu2+ +SO42− → 2 К++ SO42 − + Сu (OH) 2↓ (ПИУР)
2 ОН − + Сu2+ → Сu (OH) 2↓ (СИУР)
Домашняя работа:
3а) Р2 O5 + 6 КOH → 2 К3РO4 + 3 H2O (МУР)
НЭ Р P МД
Р2 O5 + 6 К+ + 6 OH− → 6 К+ + РO43 − + 3 H2O (ПИУР)
Р2 O5 + 6 OH− → РO43 − + 3 H2O (СИУР)
3д) 3 Ва (OH)2 + 2 Fe (NO3) 3 → 2 Fe (OH) 3 ↓ + Ва (NO3) 2 (МУР)
P Р Н P
3 Ва 2+ + 6 OH− + 2 Fe3+ + 6 NO3 − → 2 Fe (OH) 3 ↓ +3 Ва2+ + 6 NO3 − (ПИУР)
3 OH− + Fe3+ → Fe (OH) 3 ↓ (СИУР)
3з) 2 Сu OH→ Сu 2 O + H2O
Задача: m = ? V = 5,6 л
(NH 4 )2 SO4 + 2 NaOH → Na2SO4 + 2 NH3 ↑ +2 H2O
1 моль 2 моль
0,125 моль 0,25 моль
1) n (NH3) = 5,6 / 22,4 = 0,25 моль
2) n ((NH 4) 2 SO4) =0,125 моль
3) М ((NH 4 )2 SO4) = 132 г/моль
m ((NH 4 )2 SO4) =0,125 ∙132 = 16,5 (г)
Ответ: m ((NH 4 )2 SO4) = 16,5 (г)
II. Приступаем к изучению нового материала.
В тетради с новой страницы на развёрнутом листе перед словами «Классная работа» должна быть написана тема, после слов –
ФИ (род.п.), на полях – число.
Записи делаем аккуратно и разборчиво, желательно чёрной пастой. Постарайтесь работу разместить на одном развёрнутом листе.
Фото классной и домашней работы пришлите на мою страницу в контакте до 17.00 09.04.20
Классная работа ФИ.
Делаем записи в тетради. Оксиды делятся на две группы:
1. Несолеобразующие (изучаются в 9 классе).
2. Солеобразующие – они в реакциях образуют соли.
Солеобразующие:
Ꞌ
А) основные оксиды Б) кислотные оксиды
Оксиды металлов (М е m О n Оксиды неметаллов (не М е х Оy)
-оксиды, которым соответствуют основания -оксиды, которым соответствуют кислоты
|
|
Смотрим, не пишем |
Делаем записи в тетради |
Примеры из учебника на стр. 249 (второй абзац) – смотрим, но в тетрадь не пишем. Составляем молекулярные уравнения реакций: дописать формулы в правой части уравнения и расставить коэффициенты. (Только МУР)
|
Свойства основных оксидов. 1) М е m О n + кислота → соль + H2O Правило. Все оксиды металлов взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды. 1а) Li2O + HCl → 1б) Fe2O3 + H2SO4 → 2) М е m О n+ не М е х Оy → соль Правило. Оксиды металлов взаимодействуют с оксидами неметаллов с образованием солей. 2а) Li 2 O + SO3 → 2 б) СаО + Р2 O5 → 3) М е m О n+ Н2О → М е (ОН) n (Р) - щёлочь Правило. Оксиды щелочных (Li – Fr) и щелочноземельных (Ca - Ra) металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей. 3а) Li 2 O + H2O → 3б) ВаO + H2O →
|
Примеры из учебника на стр. 249 (абзац под таблицей). Составляем молекулярные уравнения реакций: дописать формулы в правой части уравнения и расставить коэффициенты. (Только МУР)
|
|
Примеры из учебника на стр. 249 (последний абзац). Составляем молекулярные уравнения реакций: дописать формулы в правой части уравнения и расставить коэффициенты. (Только МУР) Рис 144 стр.250 |
Примеры из учебника на стр. 251 (второй абзац) – смотрим, но в тетрадь не пишем. Составляем молекулярные уравнения реакций: дописать формулы в правой части уравнения и расставить коэффициенты. (Только МУР)
|
Свойства кислотных оксидов. 1) не М е х Оy + щёлочь → соль + H2O Правило. Все оксиды неметаллов взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды. 1а) SO3 + Ва (OH) 2 → 1б) Р2 O 5 + NаОH →
2) М е m О n+ не М е х Оy → соль Правило. Оксиды неметаллов взаимодействуют с оксидами металлов с образованием солей. 2а) СО 2 + ВаO → 2 б) N 2 O 5 + Li 2 O →
3) не М е х Оy+ Н2О → кислота Правило. Оксиды неметаллов взаимодействуют с водой с образованием кислот (исключение речной песок – SiO 2). 3а) N2O3 + H2O → 3б) SO3 + H2O →
|
Примеры из учебника на стр. 251 (абзац под таблицей). Составляем молекулярные уравнения реакций: дописать формулы в правой части уравнения и расставить коэффициенты. (Только МУР)
|
|
Примеры из учебника на стр. 251 (последний абзац). Составляем молекулярные уравнения реакций: дописать формулы в правой части уравнения и расставить коэффициенты. (Только МУР) Смотреть стр. 250 |
Вы готовы выполнить работу письменно:
1) № 1 стр.252
Основные оксиды |
Основания |
СаО – оксид кальция … |
Са (ОН)2 – гидроксид кальция … |
И
Кислотные оксиды |
Кислоты |
СО 2 – оксид углерода (IV) … |
Н2 СО 2 – угольная кислота … |
2) № 3 стр.253
Спасибо за работу! Всем здоровья и удачного дня! Берегите себя и близких!