Детский сад. Опыт, цели и задачи




Опыт России:

Цели и задачи.  В основном детские сады ставят перед собой схожие цели и задачи, наиболее часто встречающаяся – формирование у детей интереса, любви, уважения к народной культуре, некоторые детские сады, также добавляют сюда формирование патриотических чувств у детей. Два из семи детских садов поставили цель – повышение компетентности педагогов, а также разработку методического материала. Четыре из семи детских садов ставят задачу взаимодействия с родителями, для повышения компетентности родителей в вопросе, Астраханский детский сад «Росинка» ставит задачу установления «теплых, неформальных» отношений между родителями и воспитателями. Детский сад в г. Холмск «Улыбка» поставил цель «вызвать чувства радости от общего праздника», что выделило его среди остальных детских садов.

Подготовительная работа.  По проведению подготовительной работы детские сады можно разделить на два типа. Первый тип – это детские сады, которые проводят серьезную подготовительную работу с упором на воспитателей, таких всего два учреждения, все остальные детские сады к своей подготовительной работе относят изучение материала детьми. Три детских сада привлекают в работу родителей, в первую очередь это касается изготовления атрибутов и реквизита праздника.

Педагогические принципы.  В большинстве детские сады не уделяют большое внимание разработке специфических педагогических принципов. Из закономерностей мы выявили сотрудничество с родителями, два из семи детских садов уделяют внимание личностно –ориентированному формату общения воспитателя с ребенком.  Волгоградский центр развития ребенка в качестве основного принципа выделяет органическую связь игры с другими видами детской деятельности.

Праздничный календарь.  Из всех детских садов России, которые мы выбрали, только Сургутский детский сад «Василек» для привлечения детей к народной культуре использует не народные праздники, а викторину, которая посвящена быту людей на Руси. Наиболее часто используемый праздник среди детских учреждений – осенины (пять из семи детских садов), дальше масленица (три детскихсада), и далее уже калядки, рождество, пасха (два детских сада).

Образовательный процесс. На первый взгляд может показаться, что образовательный процесс в детских садах схож, одна проведя анализ, мы заметили, что это не так. Например, только два детских сада для большего ознакомления с темой, ходили на экскурсии, а Волгоградский центр развития ребенка№ 2 единственный привлекает в работу специалистов не из своего учреждения. Четыре детских сада выделяют в образовательном процессе игры, как отдельный вид досуга детей. Так же четыре учреждения разучивают песни и хороводы, Архангельский детский сад «Золушка» проводит знакомство с музыкальными инструментами, а Астраханский детский сад использует фольклор во всех режимных моментах, например, на гимнастике. Два детский сада используют театрализация и только Холмский МБДОУ Детский сад №7 ограничивается только ей.

Способы и методы приобщения детей к базовым ценностям культуры. Наиболее частый метод приобщения – это игры, далее уже идет использование фольклора, прикладное творчество, использование реквизита и предметов народного быта, не менее часто встречается создание музея или уголка, это метод нам показался интереснее всего.

По итогам многие детские сады пишут о расширении знаний и представлений детей о быте на Руси, некоторые из детских садов пишут о появлении интереса детей к народной культуре. Астраханский детский сад «Росинка» после проведения проекта выявил сплочение не только детского коллектива, но и педагогического.

 

Опыт Урала:

Все детские сады, за исключением одного в целях и задачах заявляют не только о развитии интереса детей к народной культуре, но и о формирования патриотических чувств у детей, а также знакомстве с народами Урала и вследствие развития чувства толерантности, уважении к другим народам. Детский сад комбинированного вида № 15 г. Снежинск один из немногих ставит задачу формировать образ матери-источника жизни, хранительницы очага; отца как символа доблести, мужества и силы.

Два детских сада на этапе подготовки работают с детьми, учат с ними материал, ходят на экскурсии и т.д., остальные же учреждения относят это уже к основному этапу проектов и мероприятий.  Также два детских сада создают уголки и один готовит родительский уголок. Только три учреждения проводят работу с родителями.

В педагогических принципах Детский сад № 17 «Ромашка» указывает удовлетворение любопытства детей элементарными знаниями, детских сад№8 о легкой подаче материала, а Снежинский детский сад напротив относится к проекту с вниманием ко многим деталям, среди которых обеспечение психологического комфорта, учет возрастных особенностей, проведение работы в соответствии с календарем, циклами жизнедеятельности человека и т.д. Большинство детских садов, как и в целях, так и в педагогических принципах пишут о воспитании патриотических чувств.

Только три детских сада из семи включают в работу конкретные народные праздники, остальные 4 учреждения либо создают ряд мероприятий, связанных с народной культурой, либо проводят собственные праздники, не приуроченные к определённой дате, например, обрядный праздник "Свадьба на Руси". В праздничном календаре детских садов Урала появляются праздники разных народов, например, в детском саду города Снежинск проводят Курбан Байрам, Сабантуй, а в Свердловской области день народов Южного Урала.

Формы образовательного процесса на Урале, выбранные нами, отличаются.  Так, например, в Оренбургском и Варламовском детских садах, нет определенных праздников, однако идет планомерная, длительная работа по изучению народной культуры детьми, со всеми ее аспектами, в Снежинском детском саду комбинированного вида № 15 так же работа рассчитана на долгосрочный период (9 месяцев), однако в этом проекте педагоги, разрабатывая систему мероприятий строго опираются на календарные праздники. В Башкортостане, как и в Свердловской области образовательный процесс, посвященный теме, ограничивается одним мероприятием. В проекте Светланы Сурнины для детского сада в г. Пермь и в Снежинском детский саду компенсирующего вида №29 педагоги делают упор на проведение экскурсий, занятий и познавательных бесед.

Для приобщения детей к базовым ценностям культуры воспитатели используют в первую очередь игры, устное народное творчество, беседы, также создание этнического музея в детском саду, создание кукол в народных костюмах, очень частая практика создание альбомов и уголков с творчеством детей и совестным творчеством детей и родителей. Наиболее интересным нам показался метод – катания с горок, не просто как обыденное развлечение, а приобщение к одному из ритуалов праздника.

Как итог почти все детские сады пишут о расширении знаний, кругозора детей, детские сады, в которых проходило одно мероприятие, пишут о появлении интереса детей к народной культуре и ярких эмоций, полученных от праздника. Также зафиксировано появление более доброжелательного и уважительного отношения к взрослым и детям. Появление элементарных знаний о родном крае.

 

Опыт мира:

Анализируя цели и задачи, мы заметили тенденцию формирования личности ребёнка, а именно особое внимание к проявлению самостоятельности, гражданственности, патриотичности, умение существовать в социуме, а далее уже любовь к традициям и интерес к народной культуре.

Все выбранные нами детские сады проводят теоретическую подготовку перед праздником, знакомят детей с ним, а также почти все учреждения разучивают песни, танцы и готовят костюмы, подделки, украшения и т.д. Исключением становятся те детские сады, в которых мероприятие строится в зависимости от желания и интереса детей, так, например, в Германии перед организацией мероприятия спрашивают у детей, как они хотят его видеть и вообще хотят ли они проводить праздник, однако перед этим знакомят их с культурой праздника на уровне теории, а в Индии дети сами придумывают игры и развлечения.

В педагогических принципах можно заметить свободу в выборе времяпровождении детей в ДОУ, например, в датском детском саду отсутствует слово «нельзя», а Израильском нет понятия «наказания», но при этом воспитатели очень внимательно относятся к личности ребенка и используют индивидуальный подход, то т же Израильский детский сад набирает малые по комплектации группы, с целью уделить всем детям внимание и заботу.   Во Франции и Южной Кореи ведутся дневники, в которых воспитали пишут о навыках, которые приобрёл ребенок и том, чем он занимался, в Южной Кореи родители также заполняют денник, для того чтобы воспитатель знал, чем занимается ребенок дома. Однако не во всех ДОУ проявляют индивидуальный подход к каждому ребенку, так в Индии к мальчикам проявляют большую заботу и внимание.

Глядя на праздничный календарь в первую очередь хочется сказать о многообразии праздников, только в Израиле мы видим исключительно незнакомые праздники, однако в европейских странах, как и в Индии, есть знакомые нам названия праздников и что интересно, они связаны не только с сакральными вещами, но и, например, семьей или государством.

В Европейских странах, а также Юж. Корее в образовательном процессе уделяется большое внимание занятиям подделками, рисованием, существует ателье или мастерские, в которых дети занимаются творчеством, воспитатели стараются дать детям больше свободы для их самостоятельности, например, испечь вместе хлеб, который они будут есть на обед, также в жизни детей большое место занимает природы, в Дании к примеру, дети используют в качестве игрушек листья, шишки и другие природные материалы. В Индии напротив, в детских садах строгое воспитание, воспитатели учат детей «даже улыбаться».

Наиболее часто встречается кулинарная деятельность (пять из семи детских садов), дети готовят национальную еду. Также популярно прикладное искусство, музыка, в Индии Дании особое место занимает пение, игры, практическое изучение мира природы, заучивание, все это используется для приобщения детей к базовым ценностям культуры.

Первое, что подчеркивается в итогах – это личностные качества, приобретенные детьми, которые они в следствии могут применять в жизни, это самостоятельность, умение работать в команде, толерантное отношение к разным людям, спокойствие, терпимость. Приобретённые знания и навыки в итогах отводятся на второй план, что говорит о приоритете воспитания в первую очередь личности ребенка и его комфортного существования в обществе.

 

Общий итог:

Разница между опытом России, Урала и мира заключается в первую очередь в целях, которые ставят перед собой детские сады. Если Российские детские сады основной целью ставят появление интереса к традиционной Русской культуре, знакомство с ней, то на Урале, так как мы выбираем конкретную территорию с ее особенной спецификой, в первую очередь, ставят цель познакомить детей с различными народами, живущими на Урале, а вследствие развить чувство толерантности, патриотичности, гражданственности. В опыте мира прослеживаются те же цели, что и в России, и на Урале, однако в первую очередь детские сады Европы и Азии делают упор гармоничное на развитие личности.

В реализации же проектов чувствуется большая разница между Россией и другими странами. В мире более легко относятся к образовательному процессу, детям дают больше свободы, им предоставляют выбор и предлагают самостоятельно создавать праздники и заниматься творчеством. В России к мероприятиям более основательный подход, в большинстве городов очень большая, загруженная программа, в которой дети шаг за шагом приобщаются к культуре.

В итогах соответственно целям, все города и страны пишут о достижении желаемого результата, однако не смотря на разницу в целеполагании на Урале, в России и в разных странах мира многие итоги сходятся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2024-02-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: