28 апреля. Уроки1-2. Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему:
"Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
- Повторение. Словообразовательная разминка.
Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ?
Какая приставка поможет нам завершить действие?
УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?
Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ.
Объяснение нового материала. Постановка проблемы.
- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
ДОКЛАД?ВАТЬ КОМАНД?ВАТЬ
НАСТА?ВАТЬ ГОР?ВАТЬ
Сообщение темы урока.
Правописание гласных в суффиксах -ова(-ева-); -ыва(-ива-)
Грамматическая сказка.
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам
Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквы Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах
Так их теперь и различают.
Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-,
а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.
Закрепление нового материала.
Прочитайте правило на стр.136.
Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола ( устно)
- Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
- Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
- Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
- Всякий трус любит о храбрости беседовать.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Физкультминутка
Руки кверху подними,
А потом их опусти,
А теперь их разверни,
И к себе скорей прижми,
Плечами поводи,
Головою покрути,
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Вновь за стол ты садись,
С увлечением учись!
Дополнительный материал.
Смотреть – рассмАтривать (смотр)
Умолчать – умАлчивать (молча)
- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда!!!
Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами –ыва-, –ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.
Ослабеваю – ослабеть Повелеваю - повелеть
В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов
Домашнее задание . Упр. 579,580.