Шрила Прабхупада ки джай. Последний 774 класс




Я только вчера приехал в Америку. Это был долгий перелет -Мумбай-Нью-Йорк-Нью-Джерси, 16-часовой перелет, так что можете представить мое физическое состояние, но я надеюсь, что смогу дать вам некоторое понимание, как Шриле Прабхупада учил нас побеждать смерть. Этому Шрила Прабхупада учил нас своим примером. Шрила Прабхупада был совершенным примером.

В отношении Шрилы Харидаса Тхакура Господь Чайтанья упомянул, что пока вы проповедуете, делаете прачар, в то же время вы действуете, чтобы показать людям, как практиковать этот процесс Сознания Кришны.

И да, Шрила Прабхупада учил нас, как стать совершенным преданным, совершенным образом посвятившим себя Кришне и, как я говорил позавчера, - я пришел в сознание Кришны достаточно поздно. Я пришел, когда у Шрилы Прабхупады было более 10000 последователей и 6000 инициированных учеников, поэтому можете себе представить, как все стремились увидеть Шрилу Прабхупаду. В результате, старшие преданные, старшие ученики Шрилы Прабхупады должны были защищать Шрилу Прабхупаду, то есть должны были проявлять осторожность в том, кто может увидеть Шрилу Прабхупаду, встретиться с ним. И по какой-то милости Кришны и благодаря какой-то удаче, я был настолько удачливым, чтобы быть достаточно близким к Шриле Прабхупаде. С первой встречи он попросил меня переводить его книги на бенгали, и это создало мою удачу, и у меня был доступ к Шриле Прабхупаде и оправдание, потому что я должен был показывать ему, что я перевел. Прабхупада был очень требователен к переводу на бенгали, потому что все книги были на бенгали - Чайтанья Махапрабху, вся литература была на бенгали, и перевод должен быть высшего качества и соответствовать ожиданиям и стандарту.

Таким образом, я переводил, приносил Шриле Прабхупаде, он корректировал меня, ценил, если я делал что-то правильно. И затем Шрила Прабхупада постепенно сделал меня секретарем по делам Индии, и я переехал в комнату рядом с комнатой Шрилы Прабхупады, в комнату, где я жил вместе с Тамал Кришна Махараджем. У меня была возможность быть со Шрилой Прабхупадой все время, это было в Маяпуре. Из Маяпура Шрила Прабхупада поехал в Бомбей, и в Бомбее у меня была возможность даже готовить для Шрилы Прабхупады.

И это позволило мне стать более близким к Шриле Прабхупаде. И я, конечно, постоянно мог приходить к нему. В Бомбее здоровье Шрилы Прабхупады было не очень хорошим; на самом деле его здоровье начало сильно ухудшаться, даже еще когда он еще был в Маяпуре, и в Бомбее эта тенденция усилилась.

Однажды пришел очень важный человек, чтобы встретиться со Шрилой Прабхупадой. На самом деле, эти люди были достаточно близки со Шрилой Прабхупадой, они приходили к нему в Бомбее, когда бы он ни приезжал туда. Это были два человека. Мистер Шриман Нараян, он был бывшим членом правительства в Мадрасе, и его зять Рам Кришна Бхаджадж, из тех Бхаджаджей, которые являются крупными производителями скутеров, мотобайков и т.д. Это было два очень важных человека, и они были очень близки к Шриле Прабхупаде, очень ценили его. Итак, они пришли к Шриле Прабхупаде и увидели, что состояние его здоровья не такое хорошее, и они посоветовали ему поменять что-то - погоду, окружающую обстановку, место. И пока они обсуждали это, потому что они предполагали, что из-за перемены места здоровье Шрилы Прабхупады может улучшиться, и когда они упомянули Ришикеш, Прабхупаде понравилась эта идея. Прабхупада сказал, что никогда не был в Ришикеше, и  ему понравилась идея поехать в Ришикеш. И Ришикеш находится у подножия Гималаев, это поистине прекрасное место на берегу Ганги, и одно из важных мест паломничества. Итак, когда Шрила Прабхупада выразил желание поехать в Ришикеш, эти два человека организовали все возможности для этого – самый лучший дом в Ришикеше, прямо на берегу Ганги, двухэтажное здание, очень красивое; очевидно, оно принадлежало какому-то очень состоятельному человеку, и мы вчетвером путешествовали с ним - Тамал Кришна Махарадж, Упендра Прабху, слуга Тамала Кришны Махараджа Гауридас прабху и я. Мы четверо поехали со Шрилой Прабхупадой из Бомбея в Дели, потом в Ришикеш.

Ну, в любом случае, Шриле Прабхупаде понравилась идея, и всем нам понравилось место. Понравилась Ганга, Ганга там не такая белая, но очень мощная, она только спускается с Гималаев там.

Я готовил для Шрилы Прабхупады в то время. Мы ходили проводить время в активных играх на Гангу. Но я готовил для Шрилы Прабхупады. После приготовления я приносил прасад Шриле Прабхупаде. А потом я присоединялся к ним на берегу Ганги. Это было замечательное время в Ришикеше.

Но однажды все внезапно изменилось. Огромный шторм обрушился на Ришикеш, это было невообразимо. До этого была прекрасная погода – сияло солнце, и так как это было подножие Гималаев, то лето там было очень приятным, Ганга очень освежала. Вода Ганги - что это реально был нектар, когда вы глубоко заходите в Гангу, вы буквально чувствуете, что омолодились. И прохладная вода так чиста. Но в тот день погода внезапно переменилась. Это был невообразимый, мощный шторм, вместе с ним пришли потоки дождя, и не было электричества, так как электрическое оборудование было повреждено, и обеспечение электричеством прекратилось, было темно, особенно ночью, мы просто чувствовали эту темноту, ее влияние, и этот звук ветра - это был устрашающий звук. И первые два дня этот шторм продолжался таким образом – шторм и дождь. И когда шторм прекратился, той ночью я был вместе со Шрилой Прабхупадой,  на самом деле один из нас все время оставался со Шрилой Прабхупадой, потому что он был слаб. Мы были с ним, бодрствуя, на случай, если ему что-то понадобится. Моя смена была с 12 до 2. И Шрила Прабхупада лежал на своей кровати и позвал меня. Я приподнял москитную сетку и склонился к Шриле Прабхупаде. И он сказал: "Настало мое время покинуть тело. Я хочу оставить тело во Вриндаване. Пожалуйста, отвезите меня во Вриндаван немедленно". Можете представить мое состояние, когда Шрила Прабхупада начал говорить такое. Меня всего начало трясти. Я помчался вниз, разбудил Тамала Кришну Махараджа, сказал ему, что Прабхупада мне сказал. И Тамала Кришна Махарадж вскочил с постели, побежал наверх, и Прабхупада сказал ему то же самое: "Пришло мое время оставить тело. Я хочу оставить тело во Вриндаване, пожалуйста, увезите меня во Вриндаван прямо сейчас". В эту ночь мы все упаковали, никто не переговаривался, все было молча. Мы сказали Прабхупаде, что мы готовы, и поехали во Вриндаван утром. Сначала мы остановились в Дели на ночь. И на следующее утро мы поехали во Вриндаван. Когда мы приехали во Вриндаван, все преданные тут же узнали эту новость, что Прабхупада приехал. Все пришли в такой экстаз! Можете себе представить этот экстаз. Но когда Прабхупада упомянул, зачем он приехал... После даршана Божеств он пошел в свою комнату, все преданные пошли за ним, все воспевали киртан и вошли в комнату, и тогда Прабхупада сказал, зачем он приехал. Был такой экстаз, но в одну секунду, внезапно, все изменилось, все были сокрушены. Все начали плакать. Тогда Прабхупада начал объяснять, что смерть – это всего лишь одна из перемен для каждого, он процитировал стих «дехино смин ятха дехе каумарам яуванам джара…» Все меняется от детства к юности – каумарам, яуванам, джара, все в конце концов старыми становятся, и затем - татха дехантара праптир… Тело меняется, но дехи – тот, кто является собственником тела, не меняется. Это тот, кто проходит через детство, юность, тело постоянно меняется, но кто-то это наблюдает. Кто меняется? Тело, которое принадлежит душе, душа – собственник тела, и душа бессмертна. Таким образом Прабхупада просто объяснял, как это происходит. И мы должны принять, что с каждым это случится рано или поздно. Но - дхирас татра на мухьяти. Дхира – тот, кто утвердился в знании, тот, кто стал устойчивым, получив это знание. На него это не действует, на мухьяти. Он не испытывает потрясения от этого. Это была прекрасная лекция, такие удивительные слова, полные мудрости, от Шрилы Прабхупады. Но все равно все чувствовали себя плохо, все покинули комнату, и когда все вышли, Прабхупада позвал меня, и велел перестать готовить для него. Он сказал: «С этого момента не готовь для меня. В чем смысл готовить, когда нет аппетита?» Он сказал не готовить для него и не заставлять его есть. «Не готовь для меня и не заставлять меня есть. Какой смысл есть, если нет аппетита...»

Когда Прабхупада сказал это, я понял, каким образом он хочет оставить свое тело. Он перестал есть, точно так же, как Парикшит Махарадж. Он перестал есть, перестал пить – это то, как он оставил тело. Когда мы останавливались в Дели, Тамал Кришна Махарадж позвал местного ДжиБиСи (я забыл его имя), и сказал ему проинформировать всех, что Прабхупада едет во Вриндаван оставлять тело. Новость разошлась, и преданные приехали. Когда преданные приехали во Вриндаван, у них было собрание, на котором они решили, что Прабхупада – это чистый преданный Кришны, и если Прабхупада хочет чего-то, Кришна исполнит его желание. Также они сказали, что мы так молоды в сознании Кришны, и если он покинет нас,  что с нами будет? Мы станем сиротами. И коллективно они пришли в комнату Прабхупады и представили это все Шриле Прабхупаде. Я не был на том собрании, Тамал Кришна Махарадж был там, а я был в комнате Шрилы Прабхупады. И они пришли и представили эти размышления Шриле Прабхупаде. И Прабхупада просто принял это. И Прабхупада сказал: «Если вы хотите, можете молиться Кришне - «Если Ты так хочешь, пожалуйста, позволь Шриле Прабхупаде остаться с нами». Прабхупада принял это…

У меня был стакан свежевыжатого фруктового сока.  Даже без ожиданий, что Прабхупада будет его пить, просто на всякий случай – если он что-нибудь захочет выпить… Он не хотел есть, но, может, он бы захотел что-то выпить. Я держал стакан сока наготове, в тот раз это был гранатовый сок, он стоял наготове на столе рядом с кроватью Шрилы Прабхупады. Я взял его и предложил Шриле Прабхупаде. И Шрила Прабхупада попил. И, не дожидаясь, когда Шрила Прабхупада попросит приготовить, не дожидаясь его разрешения готовить, я побежал на кухню и начал готовить для Шрилы Прабхупады. И когда я принес это Шриле Прабхупаде, Прабхупада попытался съесть это. Он сидел на кровати, туда поставили маленький столик, чтобы Прабхупада мог поесть. И я видел, что значит то, о чем он говорил – «Какой смысл есть, если нет аппетита...». Но постепенно он начал есть, и на второй или третий день, когда он принял немного прасада, он спросил меня: «Ты знаешь, где Гопинатх Базар?». Я ответил: «Я первый раз во Вриндаване, я не знаю здесь никаких мест, я ни разу не выходил за территорию храма. Но скажите, что Вы хотите. Вриндаван – маленькое место, я легко найду Гопинатх Базар». Тогда Прабхупада сказал: «Иди на Гопинатх Базар, там есть аюрведический доктор, которого зовут Ванамали Кавирадж. Скажи ему обо мне, он меня знает, скажи ему, что я хочу, чтобы он меня лечил».

Я пошел, его было не трудно найти. Это была маленькая комната, аптека или клиника – ее можно было назвать как угодно. В этой крохотной комнате за столом сидел очень пожилой мужчина. Прабхупада был пожилой, но этот человек было гораздо старше. Он был таким маленьким, хрупким…Я сказал ему о Прабхупаде, и он немедленно понял, кто это. Но когда я сказал, что Прабхупада хочет, чтобы тот его лечил, он ответил, что в таком случае Прабхупада должен прийти к нему сюда. И я сказал ему, что Прабхупада не в состоянии сейчас перемещаться. Я попросил: «Пожалуйста, придите к нему». Он ответил: «Понимаете, я способен дойти только до этой маленькой комнатки, где я лечу людей, а потом – к себе  домой; я ограничен в своих возможностях». Но я умолял и умолял его, и, в конце концов, он согласился прийти. Я взял для него рикшу, и я увидел, что поездка в этой рикше была болезненной для него, так как дороги во Вриндаване неровные, каменистые, в рытвинах…

 Он пришел увидеть Шрилу Прабхупаду, осмотреть его. После осмотра он сказал мне: «Есть одна проблема. Лекарство, которое я ему дам – оно должно быть свежеприготовленным». Я сказал: «Пожалуйста, оставайтесь у нас, я организую Вам место в нашей гостинице». Он отклонил это предложение: «Я не смогу остаться, я должен возвращаться домой». Тогда я попросил его показать, как готовить это лекарство. Он согласился. Он взял меня в поле и показал два листа, два растения. Одно называлось патха кучи, другое – гунарнава. Он показал, как их надо собирать, мы взяли их и принесли в кухню Прабхупады, размололи, сделали из них сок, экстракт, затем добавили две соли – одна белую, другую розовую, и продемонстрировали это Шриле Прабхупаде. Это то, как доктор начал лечить Прабхупаду. Он хотел, чтобы я давал ему это лекарство три раза в день, и от этого состояние Прабхупады стало улучшаться.

Когда его состояние улучшилось, Прабхупада захотел отправиться на Запад. Его план был таким: из Индии он собирался отправиться в Лондон, из Лондона – в Нью-Йорк, оттуда – в Гита Нагари, потом – в Лос-Анджелес, и оттуда – на Гавайи... В этом смысл – когда Прабхупада решил оставить тело, он поехал во Вриндаван,  но когда здоровье улучшилось – он не захотел просто лежать в постели. Прабхупада однажды сказал, что воину не пристало умирать в постели. Это не слава для воина – умереть в постели. Слава воина - умереть на поле битвы. И для Прабхупады поле проповеди было полем битвы. Позже один очень близкий его духовный брат, Шридхар Махарадж, говорил мне, что Прабхупада как-то писал ему: «Что, если я оставлю тело за пределами Индии?» Шридхар Махарадж сказал ему, что где бы он ни был – там Вриндаван. «Неважно, где ты оставишь тело – во Вриндаване, не во Вриндаване, не в Индии – не имеет значения. Где бы ты ни был – там Вриндаван, потому что Кришна всегда будет с тобой».

Это то, как Шрила Прабхупада показал пример: как только его здоровье улучшилось, он сразу собрался поехать на Запад проповедовать. Потому что он чувствовал, что проповедь на Западе – это то, что очень нужно. Он говорил, что  Индия уже на 50 процентов осознает Кришну, и сегодня мы видим, что движение сознания Кришны расширяется в Индии само собой. На Западе, чтобы люди предавались Кришне, нужно было побуждать их, вдохновлять, вести…

Прабхупада решил поехать на Запад, но, к несчастью, когда он приехал в Лондон, его здоровье начало ухудшаться. Тогда Прабхупада изменил свое решение и решил отправиться обратно в Индию. Когда Прабхупада уехал на Запад, я вернулся в Маяпур, и затем, в какой-то день я получил телеграмму от Тамала Кришны Махараджа, где он писал, что Прабхупада хочет, чтобы я немедленно приехал во Вриндаван. На следующее утро я самолетом прибыл в Дели, и вечером уже был во Вриндаване. Мне сказали, что у Прабхупады был кашель, и ему дают отхаркивающее лекарство, и это лекарство имеет снотворный эффект. Упендра прабху сразу же привел меня в комнату Прабхупады, рассказал мне все: что у Прабхупады ухудшение здоровья, кашель, что было в Лондоне… В какой-то момент... Прабхупада лежал на своей кровати, в комнате была полутьма, мы с Упендрой сидели неподалеку, у двери, и в какой-то момент Прабхупада проснулся от приступа кашля, и тогда Упендра подошел к нему и сказал, что я здесь. Прабхупада немедленно захотел меня видеть, и я подошел к нему. Прабхупада попросил помочь ему сесть на кровати, я помог ему сесть, подоткнув подушки, и когда я помогал ему сесть, я увидел, насколько Прабхупада потерял вес. Тело Прабхупады и так уже было невесомым, но теперь оно было таким, что в это невозможно было поверить. Тогда я сказал Прабхупаде: «Прабхупада, Вы стали таким худым!..». Прабхупада ответил: «Да, теперь это  тело – это просто мешок, просто набор костей в мешке из кожи». И это буквально было так – просто набор костей и кожи, на нем не осталось никакой плоти. Видя это состояние Шрилы Прабхупады, я пошел к Ванамали Кавираджу. Ванамали Кавирадж уже начал приходить и лечить, но я пошел к нему встретиться лично, и Ванамали Кавирадж сказал мне, что состояние Прабхупады очень-очень плохо. Он не хотел, чтобы Прабхупада куда-то уезжал. Когда он услышал, что Прабхупада собирается уезжать на Запад, то говорил: «Пожалуйста, не позволяйте ему уезжать, потому что то лекарство, которое я ему даю, работает. К началу зимы его состояние улучшится, и в это время я дам ему очень сильный, очень эффективный аюрведический тоник макарадхвадж, и зимний холод тоже будет способствовать выздоровлению, и все это поможет ему восстановиться…». Я тоже скорбел: «Почему, когда Кавирадж сказал мне все это, я не настоял на том, чтобы  Прабхупада остался ?..».

 Но была такая вещь – когда Прабхупада принимал решение что-то сделать, уже никто не мог остановить его. Что говорить о его учениках, мы никак не были в том положении, чтобы говорить Прабхупаде, что делать и чего не делать. В любом случае, Ванамали Кавирадж сказал: «Мое лекарство больше не работает, какой смысл теперь его лечить». Он прекратил лечение.

Смысл того, что я говорю, в том, что хотя здоровье Прабхупады было таким хрупким, он не переставал переводить. Он не  переставал наставлять лидеров, как управлять ИСККОН. Очевидно, что его тело уменьшилось до размера набора костей в мешке из кожи, но он продолжал делать все, что делал раньше – продолжались записи всех его бесед, большая часть из них записана. И можно было слышать, как угасал его голос, когда Прабхупада говорил… Но его сознание было таким ясным… Он продолжал записывать свои переводы. Я видел видео,  преданные держали микрофон у рта Шрилы Прабхупады, и Прадьюмна прабху читал стихи из Десятой Песни  Шримад Бхагаватами, и Прабхупада переводил, давал комментарий, комментарий Бхактиведанты. И вы можете видеть, что это удивительные, удивительные комментарии. Брахма-вимохана-лила – такой удивительный комментарий. Мы видели, что Прабхупада не это тело, Прабхупада не действовал на уровне тела. Он действовал на уровне чистого духовного отождествления. И видение Шрилы Прабхупрады было очень ясным. И мы все продолжали надеяться, что состояние здоровья Прабхупады улучшится, и мы молились Кришне, Шримати Радхарани…

Однажды утром Прабхупада сказал, что во сне он видел, как рамануджа-кавираджа –  аюрведический доктор из Рамануджа- сампрадайи - сделал для него макарадхвадж. Макхарадхвадж – это было то лекарство, которое Ванамали Кавирадж хотел дать Шриле Прабхупаде зимой, и тогда здоровье Прабхупады значительно улучшилось бы. Но Прабхупада сказал, что если мы найдем аюрведического врача из Рамануджа-сампрадайи, и он сделает для него макарадхвадж, то его здоровье улучшится. Я начал поиски рамануджа-кавираджа во Вриндаване, я пошел в храм Шри Рангам во Вриндаване. Там не было аюрведических докторов. Тогда я начал искать в округе – был один человек из Рамануджа-сампрадайи, и он сказал, что знает, как готовить макхарадхвадж. Я не доверял собственному решению, и поэтому проконсультировался с Тамал Кришна Махараджем, и он посоветовал, чтобы Бхагаван прабху и я вместе пошли встретиться с этим человеком. И Бхагаван прабху сказал, что почувствовал, что этот человек – шарлатан, он не может вылечить, он просто хочет сделать деньги. В то же время новость о сне Прабхупады распространилась, и в Калькутте Адхидхаран прабху пересекся с аюрведическим доктором Дамодаром Прасадом Шастри, он из Раджастхана и из Рамануджа-сампрадайи. И Адхидхаран прабху сказал, что он нашел этого аюрведического доктора, и поговорил с ним. И в то же время случилась еще одна вещь - один преданный из Дели достал у кого-то этот макарадхвадж и привез его, и это дали Шриле Прабхупаде, дали достаточно торжественно –  «Вот, мы в конце концов достали макарадхвадж». Один из духовных братьев принес Шриле Прабхупаде золотую ложку, ложку из чистого золота, и Тамала Кришна Махарадж дал Прабхупаде макарадхвадж с золотой ложки, и Прабхупада пошутил: «Думаете, если лекарство дают с золотой ложки, оно будет иметь особый эффект?..».

В любом случае, Прабхупад принял это лекарство, он принял его всего один раз, больше не захотел принимать. И у меня есть очень сильное чувство, что именно этот случай Прабхупада имел в виду, когда сказал, что он отравлен; вот как на самом деле было. И Дамодар Прасад подтвердил. Он сказал: «Кто бы ни дал это лекарство, он сделал огромную ошибку, не проведя обследования, не поняв состояния пациента; оно очень, очень сильное».

В любом случае, Дамодар Прасад приехал во Вриндаван для того, чтобы приготовить макарадхвадж для Шрилы Прабхупады, но тот даже о нем не стал говорить. Он беспокоился о том, чтобы улучшить состояние Шрилы Прабхупады, и Адхидхаран прабху, который жил с ним в одной комнате, сказал мне, что видел, как ночью Дамодар Прасад сидел на своей кровати, было очень темно, и Адхидхаран прабху спросил, что случилось, и тот ответил, что он очень обеспокоен состоянием Шрилы Прабхупады. На самом деле состояние Шрилы Прабхупады ухудшалось, становилось очень непростым, у него появились боли. Дамодар Прасад пытался лечить Шрилу Прабхупаду. И именно в то время Прабхупада говорил о том, что он был отравлен. Вы могли слышать о том, что он это говорил. Однажды один довольно молодой гаудия-вайшнав, бенгальский вайшнав пришел к Шриле Прабхупаде. Он пришел попросить пожертвование у Шрилы Прабхупады, чтобы построить храм. Прабхупад сказал Тамала Кришне Махараджа дать ему денег, и этому человеку Прабхупада сказал, что он был отравлен. Этого человека мы никогда не видели, и Прабхупада едва ли знал его, когда-то, может быть, он его видел когда-то один или два раза когда-то давно. Близким человеком для Прабхупады во Вриндаване был Бхагатджи, один местный вайшнав, и Прабхупада с ним были очень близки, и Бхагатджи приходил каждый день два-три раза, и по вечерам он делал массаж Шриле Прабхупаде. Если Прабхупада чувствовал такую серьезную вещь, то он это сказал бы Бхагатджи, или Тамала Кришне Махараджу, или другим преданным, которые были близки к нему. Но Прабхупада не говорил никому ничего, кроме этого человека, и это шокировало нас, Прабхупада говорил с ним на бенгали, и я был тем, кто понимал и переводил все для Тамала Кришны Махараджа. Мы были в шоке, услышав это. И Тамала Кришна Махарадж в какой-то момент спросил его, чувствует ли Шрила Прабхупада, что его отравили. Прабхупада сказал: «Нет, я просто говорил, имея в виду то, что если у кого-то такая боль, то это ощущается так, как будто его отравили».

В любом случае, если вы еще не слышали об этом раньше, вы можете услышать об этом в будущем. Это то, что было на самом деле.

В то время каждый молился Кришне, чтобы Прабхупада остался в нами. Каждый надеялся, даже хотя надежды не было, что случится чудо, и Прабхупада будет жить. И однажды Локанатх Махарадж приехал во Вриндаван. Он только что вернулся с тура с Гималаев с группой преданных. И он сказал Прабхупаде, что они проделали весь путь в Бадринатх, от Бадринатха до (название) пещер, они предложили книги Прабхупады там, и оттуда пошли в (название), и дошли до места, где Бхима оставил тело. В то время, когда Пандавы получили новость, что Кришна ушел с планеты, Юдхиштхира Махарадж решил, что нет смысла оставаться тут дольше, он просто оставил царство, передал ответственность Парикшиту Махараджу, и оставил дом. Он позвал четырех братьев и Драупади пойти с ним. И они ушли в маха-прастхан, в последнее великое путешествие. Они шли и шли и шли, без остановок, без еды, без питья. Первой упала Драупади, потом Сахадев, потом Накула, потом Арджуна, потом Бхима, и последним Юдхиштхира. Весь путь в Бадринатх, высоко в горах. И там  Бхима оставил тело. А Юдхиштхира Махарадж продолжал идти. Когда Юдхиштхира Махараджа ушел, колесница спустилась за ним.

Локанатх Махарадж говорил в таком духе. И в какой-то момент Шрила Прабхупада сказал ему: «У тебя есть опыт в том, чтобы передвигаться на воловьей повозке, я хочу отправиться на парикраму по Вриндавану на воловьей повозке, организуй это». У меня в голове соединились эти две вещи: как только Прабхупада услышал о том, что Бхима оставил тело в маха-прастхане, он тут же начал говорить о парикраме по Вриндавану в воловьей повозке. Я имею в виду, что состояние здоровья Шрилы Прабхупады никак этого не позволяло. Я почувствовал, что Шрила Прабхупада решил оставить  тело таким образом, в воловьей повозке на парикраме. Я пошел к Тамала Кришне Махараджу, ожидая, что он скажет что-нибудь, но он ничего не сказал. Тамала Кришна Махарадж не сказал ничего, Бхавананда Махарадж ничего не сказал, и я очень, очень обеспокоился, потерял терпение. И когда в какой-то момент преданные стояли вокруг Шрилы Прабхупады и строили планы, как они организуют ему воловью повозку для парикрамы, и они говорили, что на ночь они сделают остановку,  сделают палатку для Шрилы Прабхупады под деревом, и он там может провести ночь, я не мог сдержать себя, я взорвался. Я сказал: «Вы разве не знаете, что Шрила Прабхупада сам даже не может перевернуться на другой бок? Мы помогаем ему перевернуться, потому что он устает все время лежать на спине, и у него будут боли, а вы планируете поездку на бычьей повозке по вриндаванским дорогам. Вы планируете остановку на голой земле в палатке. Даже несмотря на то, что у него в комнате сейчас обогреватель и два одеяла, он все равно мерзнет (во Вриндаване в то время было достаточно холодно)». Все остановились, замолчали. Шрила Прабхупада сказал: «Окей, я спрошу Бабаджи Махараджа». Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж был очень близким спутником Прабхупады, его близким другом. Это была надежда, я скажу Кришнадасу Бабаджи Махараджу, что происходит, и он, возможно, остановит его. Бабаджи Махарадж должен был прийти вечером. Я пошел на кухню принести что-то для Шрилы Прабхупады, и когда я шел обратно, то увидел, что Бабаджи Махарадж уже там, сидит на стуле рядом с Прабхупадой и они обсуждают план, как Шрила Прабхупада поедет в воловьей повозке на парикраму по Вриндавану. Моя последняя надежда рухнула.  Но у меня появилась идея. Я пошел на кухню, сделал тарелку фруктов, и пришел к Шриле Прабхупаде. Я сказал: «Прабхупада, я сделал немного прасада для Бабаджи Махараджа». Прабхупада сказал: «Хорошо, принеси его сюда». Я ответил: «Нет, Прабхупада, я оставил его в соседней комнате». Тогда Прабхупада сказал Бабаджи Махараджу: «Иди, прими прасад». И пока Бабаджи Махарадж принимал прасад, я сказал ему все, что Локанатх Махарадж говорил о месте ухода Бхимы в маха-прастхане, о парикраме на воловьей повозке, и о том, что нет шанса, чтобы Шрила Прабхупада сможет  выдержать это в своем состоянии. Тогда Бабаджи Махарадж сказал: «Да, он не должен ехать».  Я сказал: «Бабаджи Махарадж, Вы единственный, кто может  убедить его не ездить». Бабаджи Махарадж был таким смиренным! Он сказал: «Я?! Как я смогу указывать ему?!» Я сказал: «Понимаете, Бабаджи Махарадж, Вы – последняя надежда. Мы не в том положении, чтобы указывать Шриле Прабхупаде». Тогда он встал, помыл руки, пошел в комнату Шрилы Прабхупады, и сказал ему: «Я все понял, ты не должен ехать». Тогда Шрила Прабхупада ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я ехал, то я не поеду». Я тут же побежал, чтобы рассказать новости Тамал Кришне Махараджу. Мы жили в гостинице, и когда я поднимался по ступеням гостиницы, я увидел Тамал Кришну Махараджа и Бхавананду Махараджа, и рассказал  им все. И они на самом деле стали такими… такими… они не могли бы… На самом деле они планировали, что вечером приедет Бхакти Сваруп Дамодар Махарадж навестить Шрилу Прабхупаду и скажет ему не ехать. Но они не могли дождаться этого, они так беспокоились, они просто помчались вниз по ступеням, и мы  все побежали в комнату Шрилы Прабхупады. Тамала Кришна Махарадж прибежал к Шриле Прабхупаде и выпалил: «Прабхупада, Вы заставили нас так сильно волноваться! Мы не знали, что делать!»

Шрила Прабхупада повернулся к Бабаджи Махараджу и сказал: «Посмотри, как сильно они меня любят». И он начал говорить о Бхавананде прабху: как в Маяпуре, когда мусульмане напали на храм, Бхавананда взял дробовик и стрелял из него, несколько мусульман было ранено, полиция  приехала и арестовала нескольких преданных, их привезли в Навадвипу и заставили пройти по улицам в цепях. Их так унизили! (или, может быть, они были так смиренны) Говоря это, Шрила Прабхупада заплакал.

Это то, как желание Шрилы Прабхупады отправиться на парикраму не осуществилось. Все еще ведутся споры, должен ли он был ехать или нет. Но мы - те, кто служили Шриле Прабхупаде - не могли позволить ему ехать и оставить тело в таком положении – в поездке на воловьей повозке, по дорогам, полным камней и рытвин…

 Потом, как вы знаете,  после Говардхана пуджи, утром Дамодар Прасад, аюрведическимй врач из Калькутты, сказал мне, что Шрила Прабхупада не мочится. Если он не мочится, то через 14 часов он оставит тело. Я сказал это Тамала Кришна Махараджу. Доктор также сказал, что единственный способ заставить его мочиться – это поставить катетер. У нас было собрание в комнате рядом со Шрилой Прабхупадой, с Тамала Кришной Махараджем, но Прабхупада сказал, что ничто не должно пронзать его тело, даже иголка. Мы почувствовали, что катетер, который тоже проникает в тело, ему не понравится. Было решено, что мы не будем этого делать, и вскоре после мангала-арати, Дамодар Прасад сказал, что прошло 14 часов. И тогда комнату Шрилы Прабхупады открыли. До этого вход в нее был полностью закрыт, всего несколько преданных допускались туда петь киртан, и  только те, кто мог петь тихо и приятно. В то время во Вриндаване было очень, очень много приезжих преданных. Итак, мы открыли все двери, преданные заполнили комнату. Те, кто не смог войти, смотрели в окна. Я не знаю, как шло время. Все время я стоял у изголовья Шрилы Прабхупады. В то время как проходили часы, у меня не было никаких позывов даже по нужде, я просто понемногу вливал воду Ямуны в рот Шрилы Прабхупады. И вот около четверти восьмого Дамодар Прасад сказал, что Шрила Прабхупада не дышит. Я сказал: «Пожалуйста, проверьте!». Он поднес ватку к его носу, не было никакого движения. Я сказал: «Пожалуйста, сделайте что-нибудь, если есть надежда». Он сказал: «Дайте ему уйти, не зовите его назад, не тяните вниз, позвольте ему уйти». В тот момент все поняли, что произошло. Я помню, что один из наших духовных братьев начал громко плакать. Он был первым, кто начал плакать. Сестра Шрилы Прабхупады Пишима сидела рядом с его кроватью. И Пишима сидела без всякого выражения на лице, только слезы хлынули из ее глаз, словно водопад. И преданные начали воспевать. До этого  была одна вещь, которую я не упомянул. Бабаджи Махарадж… Прабхупада открывал свой рот время от времени, и Бабаджи Махарадж сказал: «Посмотрите, он все еще воспевает». Мы не могли слышать, но Бабаджи Махарадж заметил, что его язык вибрировал, поэтому он смог понять, что Шрила Прабхупада воспевает. И таким образом Шрила Прабхупада оставил тело.

В тот вечер мы посадили Шрилу Прабхупада на его вьясасану, в храмовой комнате. Всю ночь был киртан. В тот вечер, какие-то преданные, я не знаю, кто… научили… решили поместить Шрилу Прабхупаду в самадхи в тот же вечер, но пришли новости от выдающихся глав храмов Вриндавана – они просили: «Пожалуйста, пусть Шрила Прабхупада придет дать даршан всем Божествам». Они не сказали – пусть Шрила Прабхупада получит даршан Божеств. Они на самом деле послали сообщение – пусть все Боежства Вриндавана получат даршан Шрилы Прабхупады. Тогда мы сделали это, мы совершили парикраму.

Мы принесли Шрилу Прабхупаду в храм, и это то, как Шрила Прабхупада вошел в самадхи. И мы видим, что до последнего момента Шрила Прабхупада был в полном сознании Кришны. Он был погружено только в лотосные стопы Кришны, это была его единственная мысль. Он отдал последние капли энергии на перевод Шримад Бхагаватам. В таком состоянии что уж говорить о том, чтобы держать микрофон у рта, у него даже не было сил повернуться на бок. Мы должны были помогать ему поворачиваться на бок. В этом состоянии он просто продолжал давать  свои комментарии Бхактиведанты и переводить Шримад Бхагаватам. Шрила Прабхупада ки джай! Нама ом вишну падайа кришна прештхайа бху-тале шримате бхактиведанта свамин ити намине. Намас те сарасвати деве гауравани прачарине нирвишеша шуньявади пашчатйа деша тарине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2024-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: