Социальный конфликт. Обществознание




Урок 17 обществознание 9 ММЛ.

Тема урока: «Социальный конфликт».

  1. I.                   Актуализация изученного материала.
    1. Выполнение заданий С1 – С 6 по теме «Малые группы».
    2. Сообщения о семейных традициях.
  2. II.                 Изучение нового материала.
  3. 1.  Понятие социального конфликта.

1.1.          Конфликт вообще – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений оппонентов как субъектов взаимодействия.

1.2.          Социальный конфликт – это противоборство индивидов, социальных групп, цель которого – достижение либо сохранение социальных благ, власти, высоких социальных статусов и других ценностей, пользующихся признанием общества. Термин ввёл Георг Зиммель, изучали социальные конфликты К. Маркс, Г. Спенсер, П. Сорокин, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.

  1. 2.  Причины социальных конфликтов:

2.1.          Социальное неравенство (Великая Французская революция).

2.2.          Несовпадение индивидуальных и общественных ценностей (декабристы в России).

2.3.          Несовпадение интересов и целей индивидов, социальных групп, этносов и др. (русская революция 1905-1907 гг была вызвана в том числе противоречием интересов власти и общества в русско-японской войне).

2.4.          Ограниченность ресурсов (Февральская революция в России).

2.5.          Противоречие идеологий (религиозные войны).

Конфликты могут быть вызваны одной причиной или целым комплексом причин.

  1. 3.  Факторы – катализаторы социальных конфликтов.

3.1.Осознание индивидом или социальной группой своего ущемлённого положения (национально-освободительное движение в Индии).

3.2. Осознание индивидом или социальной группой противоречия своих интересов интересам другой стороны (народники).

3.3. Готовность индивида или социальной группы к активному социальному действию (расовые столкновения на Юге США в 60-е годы XIX века).

3.4. Сильное эмоциональное возбуждение (фанатские драки).

3.5. Наличие лидера, организующей группы или идейных вдохновителей (Че Гевара).

Также у социального конфликта может быть и повод.

  1. Структура социального конфликта.

4.1.          Субъекты социального конфликта:

4.1.1.      Конфликтующие стороны (создают конфликтную ситуацию и участвуют в активном противодействии, преследуя свои цели) (красные и белые в Гражданской войне).

4.1.2.      Участники (принимают участие в конфликте, но не создают конфликтную ситуацию и не преследуют своих целей) (Чехословацкий корпус в Гражданской войне).

4.1.3.      Подстрекатель (подталкивают кого-либо к конфликту) (Англия в войнах России с Ираном в XIX веке).

4.1.4.      Пособник (содействует одной из сторон) (СССР и Германия в гражданской войне в Испании).

4.1.5.      Организатор (планирует, руководит, использует в своих интересах) (В.И. Ленин в Октябрьской революции).

4.1.6.      Посредник (стремится примирить конфликтующие стороны) (США в русско-японской войне).

4.2.          Предмет социального конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной противоборства. Например, предмет Косовского конфликта – то обстоятельство, что Косово входил в Сербию, а 90% населения составляли абланцы.

4.3.          Объект социального конфликта – конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Объект Косовского конфликта – край Косово.

4.4.          Социальные действия:

4.4.1.      Мягкие и конструктивные: публичные выступления, дискуссии, полемика, диспуты и пр.

4.4.2.      Более жёсткие и опасные: митинги, пикеты, забастовки, акции гражданского неповиновения, голодовки и пр.

4.4.3.      Наиболее опасные: государственные перевороты, революции, войны, терроризм.

  1. Типологии социального конфликта.

5.1.          По предмету притязаний сторон:

5.1.1.      По поводу ценностей и важнейших жизненных установок (религиозные войны католиков и протестантов)

5.1.2.      По поводу распределения властных полномочий и позиций в управлении (конфликт Тимошенко и Януковича)

5.1.3.      По поводу распределения материальных благ («газовые войны»).

5.2.          По объекту: экономические (забастовки), политические (предвыборная борьба), культурные (конфликт по поводу русского языка в Прибалтике), религиозные (сербско-хорватский), этнические (Крым), бытовые («войны» соседей).

5.3.          По степени ускоренности в объективных процессах социального развития: структурные (луддисты – переход от ручного труда к машинному), неструктурные (Карибский кризис).

5.4.          По роли в развитии социальной системы: конструктивные (Великая Французская революция) и деструктивные (талибы в Афганистане).

5.5.          По  субъектам: внутриличностные (ролевой), межличностные (семейные), между индивидом и социальной группой (начальник/коллектив), внутригрупповые (малые группы в классе), межгрупповые (Косово), межгосударственные (Россия/Грузия), глобальные (Вторая мировая война).

5.6.          По длительности: краткосрочные (забастовка), долгосрочные (война в Ираке), затяжные (арабо-израильский).

5.7.          По организации: случайные (драка), преднамеренные (забастовка), инициативные (война США с Ираком), спровоцированные (вторжение вермахта в Польшу).

5.8.          По поведению сторон: открытые, скрытые  и ложные.

5.9.          По характеру протекания: «схватка» (гражданская война), «игра» (парламентская борьба), «дебаты» (научная полемика).

5.10.       По целям и характеру противоборства.

5.10.1.    Конфронтация – пассивное противостояние индивидов или социальных групп с противоположными интересами, без открытой борьбы, но с давлением на противника.

5.10.2.    Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны социальной группы, общества.

5.10.3.    Конкуренция – конфликт с целью получения выгоды, прибыли, либо доступа к благам.

6. Функции социального конфликта:

6.1. Позитивные.

6.2. Негативные.

7. Методы управления конфликтом:

7.1.          Прогнозирование.

7.2. Предупреждение нежелательного конфликта или стимулирование желательного.

7.3. Прекращение, подавление.

7.4.          Разрешение конфликта:

  •      Переговоры
  •      Посредничество
  •      Арбитраж
  •      Компромисс – взаимные уступки сторон
  •     Откладывание
  •     Консенсус – полное согласие сторон.
  1. III.              Закрепление изученного материала.

Анализ исторических и литературных примеров.

  1. IV.              Домашнее задание.
    1. Записи учить.
    2. Повторять тему «Малые группы. Семья как малая группа».
    3. Сообщение о социальном конфликте» (по желанию).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2024-02-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: