Урок 17 обществознание 9 ММЛ.
Тема урока: «Социальный конфликт».
- I. Актуализация изученного материала.
- Выполнение заданий С1 – С 6 по теме «Малые группы».
- Сообщения о семейных традициях.
- II. Изучение нового материала.
- 1. Понятие социального конфликта.
1.1. Конфликт вообще – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений оппонентов как субъектов взаимодействия.
1.2. Социальный конфликт – это противоборство индивидов, социальных групп, цель которого – достижение либо сохранение социальных благ, власти, высоких социальных статусов и других ценностей, пользующихся признанием общества. Термин ввёл Георг Зиммель, изучали социальные конфликты К. Маркс, Г. Спенсер, П. Сорокин, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.
- 2. Причины социальных конфликтов:
2.1. Социальное неравенство (Великая Французская революция).
2.2. Несовпадение индивидуальных и общественных ценностей (декабристы в России).
2.3. Несовпадение интересов и целей индивидов, социальных групп, этносов и др. (русская революция 1905-1907 гг была вызвана в том числе противоречием интересов власти и общества в русско-японской войне).
2.4. Ограниченность ресурсов (Февральская революция в России).
2.5. Противоречие идеологий (религиозные войны).
Конфликты могут быть вызваны одной причиной или целым комплексом причин.
- 3. Факторы – катализаторы социальных конфликтов.
3.1.Осознание индивидом или социальной группой своего ущемлённого положения (национально-освободительное движение в Индии).
3.2. Осознание индивидом или социальной группой противоречия своих интересов интересам другой стороны (народники).
3.3. Готовность индивида или социальной группы к активному социальному действию (расовые столкновения на Юге США в 60-е годы XIX века).
3.4. Сильное эмоциональное возбуждение (фанатские драки).
3.5. Наличие лидера, организующей группы или идейных вдохновителей (Че Гевара).
Также у социального конфликта может быть и повод.
- Структура социального конфликта.
4.1. Субъекты социального конфликта:
4.1.1. Конфликтующие стороны (создают конфликтную ситуацию и участвуют в активном противодействии, преследуя свои цели) (красные и белые в Гражданской войне).
4.1.2. Участники (принимают участие в конфликте, но не создают конфликтную ситуацию и не преследуют своих целей) (Чехословацкий корпус в Гражданской войне).
4.1.3. Подстрекатель (подталкивают кого-либо к конфликту) (Англия в войнах России с Ираном в XIX веке).
4.1.4. Пособник (содействует одной из сторон) (СССР и Германия в гражданской войне в Испании).
4.1.5. Организатор (планирует, руководит, использует в своих интересах) (В.И. Ленин в Октябрьской революции).
4.1.6. Посредник (стремится примирить конфликтующие стороны) (США в русско-японской войне).
4.2. Предмет социального конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной противоборства. Например, предмет Косовского конфликта – то обстоятельство, что Косово входил в Сербию, а 90% населения составляли абланцы.
4.3. Объект социального конфликта – конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Объект Косовского конфликта – край Косово.
4.4. Социальные действия:
4.4.1. Мягкие и конструктивные: публичные выступления, дискуссии, полемика, диспуты и пр.
4.4.2. Более жёсткие и опасные: митинги, пикеты, забастовки, акции гражданского неповиновения, голодовки и пр.
4.4.3. Наиболее опасные: государственные перевороты, революции, войны, терроризм.
- Типологии социального конфликта.
5.1. По предмету притязаний сторон:
5.1.1. По поводу ценностей и важнейших жизненных установок (религиозные войны католиков и протестантов)
5.1.2. По поводу распределения властных полномочий и позиций в управлении (конфликт Тимошенко и Януковича)
5.1.3. По поводу распределения материальных благ («газовые войны»).
5.2. По объекту: экономические (забастовки), политические (предвыборная борьба), культурные (конфликт по поводу русского языка в Прибалтике), религиозные (сербско-хорватский), этнические (Крым), бытовые («войны» соседей).
5.3. По степени ускоренности в объективных процессах социального развития: структурные (луддисты – переход от ручного труда к машинному), неструктурные (Карибский кризис).
5.4. По роли в развитии социальной системы: конструктивные (Великая Французская революция) и деструктивные (талибы в Афганистане).
5.5. По субъектам: внутриличностные (ролевой), межличностные (семейные), между индивидом и социальной группой (начальник/коллектив), внутригрупповые (малые группы в классе), межгрупповые (Косово), межгосударственные (Россия/Грузия), глобальные (Вторая мировая война).
5.6. По длительности: краткосрочные (забастовка), долгосрочные (война в Ираке), затяжные (арабо-израильский).
5.7. По организации: случайные (драка), преднамеренные (забастовка), инициативные (война США с Ираком), спровоцированные (вторжение вермахта в Польшу).
5.8. По поведению сторон: открытые, скрытые и ложные.
5.9. По характеру протекания: «схватка» (гражданская война), «игра» (парламентская борьба), «дебаты» (научная полемика).
5.10. По целям и характеру противоборства.
5.10.1. Конфронтация – пассивное противостояние индивидов или социальных групп с противоположными интересами, без открытой борьбы, но с давлением на противника.
5.10.2. Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны социальной группы, общества.
5.10.3. Конкуренция – конфликт с целью получения выгоды, прибыли, либо доступа к благам.
6. Функции социального конфликта:
6.1. Позитивные.
6.2. Негативные.
7. Методы управления конфликтом:
7.1. Прогнозирование.
7.2. Предупреждение нежелательного конфликта или стимулирование желательного.
7.3. Прекращение, подавление.
7.4. Разрешение конфликта:
- Переговоры
- Посредничество
- Арбитраж
- Компромисс – взаимные уступки сторон
- Откладывание
- Консенсус – полное согласие сторон.
- III. Закрепление изученного материала.
Анализ исторических и литературных примеров.
- IV. Домашнее задание.
- Записи учить.
- Повторять тему «Малые группы. Семья как малая группа».
- Сообщение о социальном конфликте» (по желанию).