Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот»
Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот».
Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867—1868 гг. тоскующим по родине писателем.
Две редакции:
1-я — князь-бунтарь.
2-я — «тихие» черти.
Почему Достоевский меняет характер главного героя? — Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». В герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.
Черты Дон Кихота:
Смешной, невпопад действующий рыцарь.
Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет. Черты Иисуса Христа: Внешность, поведение (не от мира сего).
Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность). Страдание, страдальческое — высший повод для уважения. Лишен плотского начала. Произносит проповеди.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость).
2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается во зло в этом мире).
3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна). — Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен).
4. Как происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» — Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея).
5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен — невозможность милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие).
6. Так что же князь — жертва этого мира? (Нет, это суть его натуры — человеколюбие).
7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» — Настасья Филипповна; «Я с человеком прощусь» — Ипполит?
Вывод. Главные проблемы романа — это:
Борьба добра со злом: в жизни, во внутренней природе человека.
Сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности.
Эгоизм и самопожертвование.
Жизненное призвание человека.
Страдание и протест.
В романе изображены «все глубины души человеческой».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток»
1. Доктор психологических наук, профессор В. В. Семёнов в одном из своих выступлений изложил концепцию человека, которую он реконструировал, анализируя произведения Ф. Достоевского. Ознакомьтесь с концепцией. Согласитесь или поспорьте с известным психологом, рассматривая отдельно каждый тезис исследователя. Аргументируйте своё мнение, опираясь на текст романа «Подросток» и рассматривая всех героев романа.
Анализ произведений Ф. Достоевского... позволяет реконструировать социально-психологическую концепцию человека, которой он руководствовался и сознательно, и интуитивно в своём творчестве. Можно выделить следующие аспекты понимания человека Достоевским:
• человек чрезвычайно сложен, сложнее привычных стереотипов Добра и Зла. Он воистину единство и борьба противоположностей, он диалектичен;
• человек не только «человек разумный», но и «человек страстный» (эмоциональный). Причём разум — это не только благо, но нередко и зло.... Идеалом для Достоевского является, прежде всего, сердечный, любящий, добрый, по сути глубоко православный человек;
• человек — вполне общественное, коллективное существо, а «одиночество порождает чудовищ».... положительные герои всегда среди людей, почти по-детски открыты, общительны...;
• человек обладает свободной волей. Он отвечает за свои поступки, не следует абсолютизировать влияние среды;
• счастье человека «не в комфорте», а в христианской любви к другим людям, которая, так или иначе, возвращается к нему.... Люди, не способные на это, — гибнут, так как не выносят даже самих себя.
2. Отвечая на вопрос: что может дать этот роман современному юноше, Ю. Ф. Карякин, наряду с другими тезисами, озвучил и такой:
Но что ещё? Судьба подростка как раз из «случайного семейства», подростка, вступающего в жизнь, стремящегося быть независимым и попадающего в зависимость на каждом шагу, мечтающего помочь людям, а вместо этого приносящего им (вольно и невольно) беду, мечтающего о подвиге и становящегося соучастником преступления, одержимого тоской по идеалу и падающего в грязь, переполненного предчувствиями чистой красивой любви и встречающегося с любовью безобразной, продажной? Конечно, конечно! И можно быть уверенным: если этот роман будет читать современный подросток, наделённый воображением, он поразится: это же всё и про меня! Пусть у меня другое имя, другие встречи, друзья, поступки, пусть живу я совершенно в другое время, но этот странный Аркадий — брат мой, да это ведь почти я! И если читатель поймёт роман так, это уже будет великим делом, это и станет слиянием труда гения с трудом его, читателя.
• Про вас ли этот роман? Согласитесь или поспорьте с литературоведом.
3. Рассмотрите фотоколлаж. Проведите конкурс на лучшую подпись к нему.
Дома
Прочитайте ещё один фрагмент из выступления В. В. Семёнова. Вошло ли творчество Достоевского в вашу душу?
Ещё в старших классах школы творчество Достоевского вошло в мою душу и, как оказалось, навсегда. В 17 лет я написал стихотворение, состоящее из одних названий его произведений, которое отражало тогдашнее моё настроение:
О, Бедные люди!
О, Белые ночи!
А я здесь Подросток
и Идиот.
Гнетут меня Бесы —
моё Наказанье!
Но в чём Преступленье —
не знаю — моё!
• Спросите у родителей, друзей семьи, как они относятся к творчеству Ф. Достоевского, какие произведения писателя читали, какие фильмы, снятые по его произведениям, смотрели? Можете, по желанию, разработать небольшую анкету из 5—6 вопросов, провести анкетирование знакомых вам взрослых, проанализировать анкеты и с результатами анализа выступить в классе.
• Напишите эссе на одну из тем: «Подросток — это я», «Я и Достоевский» или ответьте на вопрос своего современника: «“Подросток” Достоевского — норм?» (Информацию об изданиях книги см. в электронной хрестоматии.)
• Письменно ответьте на вопрос: как вы думаете, почему на страницах учебника, посвящённых роману «Подросток», так много фотографий разных изданий этой книги?