Интонация, попевка, ладовая организация народной песни.
Музыкальная и н то н а ци я − небольшой мелодический оборот из двух-трех звуков, обладающий эмоциональной выразительностью. Интонация − наименьшая составнаяя часть любого напева.
Любой музыкальной интонации обычно присущ тот или иной звуковой объем, восходящая или нисходящая направленность, ритмическая организация, тембр. При этом одни интонации ладово устойчивы, другие − неустойчивы.
Интонации могут быть секундовыми, терцовыми, квартовыми, квинтовыми и др. Терцовые интонаций. могут состоять из двух устоев или из двух нсустоев, опеваюших серединный устой.
На протяжении веков в каждой народной певческой культуре типические интонации сливались одна с другой, образуя более пространные мелодические обороты. В русской певческой традиции они получили название попевок.
Попевки русской песенной мелодики обычно состоят из трех-четырех, иногда из пяти-шести звуков, они складываются из секундовых сопряжений в сочетании с отдельными ходами на терцию или кварту.
К древнейщим попевкам относятся попевки терцовые, квартовые (в объеме 3, 4).
Встречаются 4-5 попевки из следования «3» и «2». (В объеме 4 с заполнением «3» и «2».) Это наиболее старинные попевки, так называемые трихорды.
Ладовая организация.
В основе напевов старинных русских песен лежит не последование определенных гармонических функций (как это нередко бывает в позднейших городских песнях XIX века и в наши дни), но сцепление привычных, веками кристаллизовавшихся попевок, национально-своеобразных мелодических оборотов. Типические же сочетания интонаций (в первую очередь секундовых сопряжений) образуют лад.
Предшаственники диатонических ладов − терцовые и квартовые структуры с полутоном (объем терция, кварта).
Помимо обычных видов ладовой организации, как натуральные мажор и минор, в старинных русских песнях нередко можно встретить дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.. Названия были заимствованы
из античных ладов. Широко распространены и приемы ладовой переменности, параллельно-переменный лад
. В песнях, кроме сочетания параллельных мажора и минора, существует секундовые соотношения между устоям (например, устои «До» и «Ре», или могут быть соотношение между устоями на расстоянии «4»).
Интересны также некоторые недиатоиические ладовые структуры: уменьшенный и увеличенный лады. Содержащие в основе ум. или ув трезвучие.
В наиболее старинных славянских песнях (календарных, свадебных) нередко встречаются бесполутоновые напевы (ангемитоника).
В основе их обычно лежат одна-две бесполутоновые квартовые попевки − трихорды (см. пример)
Очень часто старинные русские песни заканчиваются не на основном тоне лада, а на терцовом или на тонической квинте Об этом всегда следует помнить, иначе при анализе легко ошибиться в определении ладотоналыюй структуры, приняв квинту за основной тон:
Народный напев может заканчиваться и на неустое. В частности, окончание на II ступени типично для скорых песен.
Гармонический минор. В позднем городском фольклоре ив популярных массовых песнях наших дней минорный лад используется чаще всего в гармоническом виде. Напротив, для старинных русских песен типичен суровый и строгий натуральный минор.
Контрольные вопросы за 4 урок.
Вопросы разместить «Вконтакте»
1. Что такое иузыкальная интонация.
2. Характерные особенности муз. нтонации.
3. Что представляют собой попевки
4. Объяснить что такое «трихорд»
5. Перечислить, какие сущыствуют лады в народных песнях
Проанализировать песню из предыдущего урока «Ходила младешенька».
А) Определить 1 или 2 устоя, какие?
Б) Какие в основе интонации, попевки?
В) Определить лад: мажор, минор или неполный лад.
Выписать лад: звуки мелодии выписываем по порядку, и определяем, какой тон основной (основными могут быть несколько тонов, самых устойчивых). Мелодию предварительно пропеть или проиграть, чтобы определить, какой из звуков является устоем и какое наклонение – мажорное или минорное.