Уважаемые коллеги! Кафедра педагогики БелГУ готовит материал по психологическим аспектам образовательного процесса. Ваши ответы помогут нам в решении этой задачи. Все полученные данные будут использованы в обобщенном виде.
Внимательно прочитайте вопрос и выберете тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. Обведите цифровой код, соответствующий Вашему ответу.
Что представляется Вам наиболее ценным и значимым в общении педагога и ученика?
001 – любовь к ученикам;
002 – любовь и интерес к музыке;
003 – возможность передачи профессионального опыта, знаний и умений;
004 – возможность равноправного сотрудничества и сотворчества;
005 – воспитание музыканта-исполнителя;
006 – комплексное формирование личностных и профессиональных качеств;
007 – межличностный контакт на основе доверительных дружеских отношений;
008 – высокий уровень музыкальных, интеллектуальных способностей ученика;
009 – другие варианты ________________________________________
Какой стиль общения преобладает в Вашей работе с учащимися?
010 – авторитарный;
011 – либеральный (попустительский);
012 – демократический.
Как часто Вы испытываете ниже перечисленные затруднения в общении с учащимися? (В правой части таблицы, в каждой строке сделайте по одной отметке).
Постоянно | Иногда | Никогда | |
Недостаточное владение речью | |||
Неумение ярко и образно излагать материал | |||
Неумение контролировать свое эмоциональное состояние | |||
Проявление авторитарности | |||
Неумение взаимодействовать с учетом индивидуальных способностей ученика | |||
Неумение анализировать коммуникативно-педагогические ситуации |
Какие трудности Вы испытываете, принимая участие в публичных мероприятиях (мастер-классы, выступления с методическими докладами и сообщениями и т. д.).
031 – недостаточное владение речевыми умениями;
032 – недостаточное владение профессиональной лексикой;
033 – неумение регулировать свое эмоциональное состояние;
034 – скованность мимики, жеста, пантомимики;
035 – неумение привлечь внимание аудитории и наладить с ней обратную связь;
036 – подбор материала, его структурирование;
037 – чрезмерное волнение;
038 – другие варианты ______________________________________
Как Вы оцениваете свой уровень сформированности профессионально-коммуникативных умений? (В правой части таблицы, в каждой строке сделайте по одной отметке).
Показатели | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Эмоционально-речевые умения | |||
Умения исполнительско-педагогического анализа музыкального произведения | |||
Выразительность мимики, жеста и пантомимики | |||
Музыкально-исполнительское мастерство | |||
Умение сопереживать, чувствовать ученика, осуществлять психотерапию словом | |||
Умение самоанализа, анализа отношений, результатов общения | |||
Умение владеть собой (саморегуляция) | |||
Умение слушать собеседника (ученика) | |||
Умение создавать благоприятную обстановку в процессе занятий, на основе уважения, тактичности, терпимости к индивидуальности ученика |
Какой стиль общения преобладал в общении Вашего педагога по специальности в музыкальном училище?
066 – авторитарный;
067 – либеральный (попустительский);
068 – демократический.
Что помогает Вам в общении с учащимися?
069 – доброжелательность;
070 – стремление помочь;
071 – любовь к ученикам;
072 – чувство юмора;
073 – терпение;
074 – стремление понять внутренний мир ученика, способность к сопереживанию и поддержке;
075 –другие варианты __________________________________
Переживали ли Вы в течение своей педагогической деятельности трудности, барьеры в профессиональном общении?
076 – да.
077 – нет
Переживали ли Вы конфликтные ситуации в общении с учащимися?
078 – да.
079 – нет
Испытываете ли Вы потребность в повышении психологической подготовки, в частности, по проблемам педагогического общения, взаимопонимания, взаимодействия с учащимися?
080 – да.
081 – нет.
082 – иногда.
Каковы, на ваш взгляд, причины отсутствия более высоких результатов обучения в вашем классе (группах)?
083 – слабый контингент уч-ся;
084 – нежелание уч-ся учиться;
085 – отсутствие творческой атмосферы в учебном заведении;
086 Ваше недостаточное умение преподнести учебный материал, заинтересовать и увлечь уч-ся;
087 – неумение установить контакт с учениками;
088 – недостаточное владение психологией общения;
089 – другие варианты __________________________
Как Вы считаете, необходима ли специальная психологическая подготовка студентов к предстоящей педагогической деятельности в стенах учебного заведения, включающая обучение музыкально-педагогическому общению?
090 – да.
091 – нет.
092 – этому можно научиться в процессе самообучения и самовоспитания.