Методические указания для обучающихся, по освоению дисциплины (модуля)




Обучение дисциплине «Экономика образования» представляет собой, двусторонний активный процесс деятельности преподавателя и студента. Преподаватель управляет учебным процессом, который проходит в непосредственном режиме, организует познавательно-практическую деятельность студентов, руководит ею. Изучение дисциплин является обязанностью студентов, однако овладеть необходимым профессиональным мастерством они могут при высокой активности, самостоятельности и напряжении интеллектуальных сил.

Концепция активного обучения по дисциплине «Экономика образования» опирается на использование новых форм, методов и средств обучения: проблемные лекции и коллоквиумы, тематические дискуссии, разбор конкретных производственных ситуаций, игровые методы, разнообразные формы научно-исследовательской работы, курсовые работы.

Опыт активного обучения по дисциплине «Экономика образования» показывает, что с помощью указанных форм, методов и средств можно эффективно решать ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении, а именно:

- формировать познавательный интерес и профессиональную мотивацию;

- развивать системное мышление специалиста;

- давать целостное представление о профессиональной деятельности;

- научить коллективной мыслительной и практической работе, формировать умения и навыки индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям;

Проблемно-поисковое образование реализуется посредством:

- учебно-методических комплексов (УМК);

- рабочих программ дисциплин (РПД);

- модульной структуры учебного процесса;

- сетевого компьютерного и программного обеспечения;

- системы информационного и библиотечного обслуживания.

Самостоятельная работа. С затруднением, связанным с преодолением «барьеров» на пути, ведущему к высокому качеству образования, сталкиваются не посвященные в эту науку люди.

Изучение педагогической науки можно уподобить восхождению на крутую гору, а возглавляем этот подъем преподаватель. Его наставничество и помощь помогают студентам преодолевать трудные преграды. Однако всякая помощь оказывается бесполезной для тех, кто не стал переступать порог науки.

Высоких результатов достигают те студенты, которые «научились учиться». Приобретенное умение означает овладение требуемыми навыками самостоятельной работы по овладению научными достижениями.

Самостоятельная деятельность студента в усвоении учебного материала имеет важное значение и поэтому является объектом пристального внимания в вузе. Это вызвано переходом от модели учебного процесса, ориентированного на овладение системой готового знания, к подвижной модели этого процесса. Он включает самостоятельную работу в качестве неотъемлемого компонента, сопряженного с занятиями, проводимыми в аудитории, текущим контролем за знаниями и аттестацией студентов.

В вузах студентам педагогических специальностей рекомендуется применять основные виды самостоятельной работы; изучение первоисточников (трудов, где впервые изложены результаты научных исследований), чтение периодической экономической литературы (специальных журналов, еженедельников, газет), работу с конспектами лекций, подготовку к практическим и семинарским занятиям: выполнение индивидуальных заданий, написание рефератов и курсовых работ.

Новые границы умственной самостоятельности и творчества учащихся открывают практические формы самостоятельной работы с использованием компьютеров (в качестве справочника информации, поставщика тестового контроля, источника индивидуализированных контрольных заданий).

Компьютерные тесты для самостоятельной работы студентов соответствуют цели изучения дисциплины, доступны и понятны для учащихся, содержат элементы новизны, приемлемы для своевременного контроля и коррекции.

Каждому студенту важно правильно выбрать способ овладения учебным материалом. Надо ясно решить вопрос: чему отдать предпочтение при подготовке к учебным занятиям, зачетам и экзаменам - запомнить материал учебника или его понять?

Многие студенты рассчитывают па легкий успех, прибегая к простому заучиванию текста. Однако «механическое» запоминание отдельных положений не сопровождается должным пониманием их смысла. Не случайно подготовившиеся таким образом студенты не в состоянии разъяснить сказанное ими.

При подготовке к зачету или экзамену важно отдавать предпочтение пониманию учебного материала. Ибо прочно можно запомнить именно то, что хорошо осмысленно. Как же добиться такого результата?

Наивысшей оценки, как показывает опыт, добивается тот студент, который смог успешно овладеть способами научного познания, применяемыми в экономической теории.

Имеются в виду следующие важнейшие методы:

Исторический подход. Он состоит в том, что при изучении какого-нибудь явления необходимо выяснить: когда и как оно возникло, какие основные этапы развития прошло, и каким оно стало в стоящее время. Именно таким образом можно разобраться в процессах качественного изменения и усложнения исторического развития.

Логичность мышления. Логика (наука о законах и формах мышления) помогает достичь доказательности и истинности высказанных положений и выводов. Она позволяет также глубоко вскрывать причинно-следственные связи, складывающиеся между хозяйственными явлениями.

Одним из важнейших условий развивающего обучения, направленного на привитие студентам навыков самообразования, является правильно организованная самостоятельная работа с книгой. Практика показывает, что наши студенты не владеют в полной мере приемами самостоятельной работы с книгой. Предлагается система наиболее важных из них, причем каждый вид определяется конкретной дидактической целью, т.е. для чего?

Составление плана. В зависимости от дидактического задания, студент делит весь текст статьи, раздела, темы на отдельные логически законченные части и дает им название. Расположенные в определенной последовательности эти названия представляют собой вопросы плана. Составленный таким образом план может служить ориентиром устного выступления, для написания письменной работы.

Составление тезисов. Тезис - положение, кратко излагающее одну из основных мыслей, позиций автора в статье, разделе, теме. В основе тезисов лежит план, каждый вопрос которого кратко развернут центом с помощью двух-трех фраз, отражающих главную мысль определенной логически завершенной части прочитанного. Задача научиться составлять тезисы сегодня практически необходима. Студены учатся мыслить нешаблонно, нестандартно, не по бумажке. Помочь студентам самостоятельно мыслить призваны и правильно составленный план, и тезисы.

Составление конспекта. Конспектирование - это связанное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания прочитанного. В учебном процессе чаще используется конспектирование первоисточников. Структура конспекта включает в себя план, тезисы основных мыслей конспектируемого источника и фактический материал. Для подтверждения основной мысли приводятся один-два наиболее ярких факта.

Наиболее удобной и целесообразной является следующая форма конспектирования:

Полное название источника.

Раскрытие содержания источника.

 

Вопрос Его содержание
……………………. ………………………

 

При работе над конспектом желательно оставлять поля, на которые выносятся замечания студента, сто отношение к конспектируемому (согласие, несогласие, неуважение и т.д.) свои суждения, оценки.

Реферат. Реферат - это учебно-исследовательская работа студентов, включающая обоснование темы, анализ литературы, методологическую основ), методы исследования, содержание.

Подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать явления действительности и делать выводы для практической работы.

Реферат является одной из форм углубленного изучения первоисточников, применения полученных знаний к анализу процессов и явлений общественной жизни, деятельности специалиста-производственника.

Учитывая важность подготовки реферата для студентов, предлагаем поэтапные методические рекомендации работы над ним.

Выбор темы

Обычная тематика семинаров определяется учебной программой, но ее можно выбрать с учетом интересов студентов, по согласованию с преподавателем.

Подбор литературы

Без самостоятельного библиографического поиска работа над рефератом невозможна. Целесообразно использовать три группы источников:

- государственные (ведомственные) документы;

- сборники, различные справочные издания, в которых раскрывается история вопроса, анализируются различные точки зрения на данную проблему, приводится фактический материал и т.д.;

- журнальные и газетные статьи.

Изучение литературы

Процесс работы с литературными источниками неотрывен от процесса работы над рефератом. Аналитический обзор литературы - важная часть реферата.

Результаты работы с литературой лучше всего фиксировать на отдельных небольших листках бумаги и вкладывать их в конверты с шеями, соответствующими пунктам плана реферата. Выписки из литературных источников могут быть различными. Чаще всего дословные цитаты. Нe следует увлекаться большим количеством цитат. Но необходимо помнить: взятую цитату надо зафиксировать, т.е. указать точно источник, страницу.

В процессе чтения литературы возникают собственные мысли, сражения, приходят на память примеры из жизни, прочитанных с книг, производственной деятельности. Все это желательно сразу записывать, иначе можно забыть.

Составление плана реферата

Иногда план составляется до изучения литературы, что позволяет изучать источники под утлом зрения уже намеченной проблематики, но, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывали ее целиком. Главными композиционными разделами работы являются следующие:

Вступление. Во вступлении дается обоснование темы, раскрываются: актуальность, дается анализ литературы, обосновывается производственная база для исследования, определяются задачи реферата.

Основная часть. В ней обычно раскрывается как теоретическая основа проблем, так и ее практическое преломление. Основную значимость для студентов имеет практическая часть работы. Желательно, чтобы студент представил рассматриваемый вопрос применительно к производству, высветил не только позитивное, но и негативное. Целесообразно проследить причины имеющихся в производстве недостатков и наметить пути их ликвидации.

Заключение. Оно содержит краткие выводы и конкретные предложения.

Библиография. Она составляется стройно, логично. Сначала идут государственные (ведомственные) документы. Затем в алфавитном порядке последовательно располагается остальная, использованная в ходе написания реферата, литература, Библиография обычно располагается в конце работы. Рели же в ходе написания реферата используются цитаты, обязательно надо делать сноску, указав, какая работа цитируется. Предъявляются требования и к четкой фиксации источников. Обязательно указание на место издания, издательство, год.

Аннотация - это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., часто с критической оценкой ее. Аннотация дается в том случае, когда необходимо отразить лишь общее представление о книге, брошюре, статье.

Методические советы по составлению аннотации:

Внимательно прочитать работу.

Осмыслить ее содержание.

Сформулировать вывод о том, чему посвящена работа, в чем ее новизна, практическая значимость.

Для обоснования аннотации можно использовать выписки-цитаты из прочитанной работы.

Аннотацию можно использовать в ходе доклада, при дополнении к выступлению товарищей, в ходе беседы. Аннотация играет важную роль при обосновании проблемы исследования и анализе литературы по теме реферата.

Примечание - В реферате может быть представлена история вопроса, должны иметь место рассуждения автора. При доказательстве приводятся необходимые аргументы: цитаты, статистические данные, доказывающие правильность выдвинутых положений. Аргументы должны быть точными, достоверными, научно обоснованными.

В реферате обязательно должны быть определения тех или иных понятий. Их необходимо раскрывать лаконично и точно. Теоретиче­ские положения важно связать с жизнью, с практикой производства.

Рецензия - это более или менее подобранное изложение прочитанного с личной оценкой содержания по частям или в целом. Рецензия представляет собой практический отзыв рецензента. По сравнению с аннотацией, рецензия более объемна по содержанию.

В педагогическом процессе может быть допущен «перенос» владения приемом рецензирования литературного источника на рецензирование доклада выступающего товарища.

Справка по прочитанному. Справки бывают статистические, терминологические, биографические, топологические, производственно-технологические и т.д., со ссылкой на источник.

Структурно-логические схемы. Подобные схемы представляют бой структурирование прочитанного текста, выстраиваемого в четкой последовательности, логике, определении главного, второстепенного, в формировании цепочки взаимозависимостей.

Для выставления зачета необходимо осуществлять текущий контроль знаний студента по дисциплине. Текущий контроль знаний осуществляется на семинарских занятиях путем проведения контрольных работ и контрольных опросов, а также в ходе проверки рефератов и эссе, задач, тестов предусмотренных для оценки знаний студентов.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена по окончании изучения курса. Итоговая оценка складывается по результатам работы студента на семинарских занятиях, посещаемости, участия в научной работе и оценки, полученной за ответы на экзамене.

Успешное овладение знаниями предполагает постоянную и кропотливую самостоятельную работу студентов на лекциях, семинарах, при подготовке к контрольным работам, при выполнении курсовой работы и т.д.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. «Экономическая теория » как наука использует свою терминологию, категориальный, графический и экономико-математический аппараты, которыми студент должен научиться пользоваться и применять по ходу записи лекции. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями по современным экономическим проблемам общества. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать экономическое мышление.

Семинарское занятие по предмету - важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов экономической политики, и уметь их применить для аргументированной и доказательной оценки производственных процессов, происходящих в современном мире. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области организации производства.

Методические рекомендации по изучению курса состоят в следующем:

во-первых, студенты знакомятся с темами курса в соответствии с учебно-тематическим планом на лекциях и при прохождении деловых игр и «кейсов» (разбор ситуации). Во время проведения занятий могут использоваться мультимедийные материалы, автоматизированные рабочие места (АРМ) системы идентификации, схемы-плакаты, проектирующее оборудование, компьютеры и другие технические средства;

во-вторых, на основании пройденного лекционного материала и индивидуального изучения литературы по тематическим планам студентами самостоятельно изучают указанные темы, выполняют практические задания (очное отделение) и выступают на семинарских занятиях (заочное отделение);

в-третьих, в качестве научно-исследовательской работы студенты выполняют рефераты и курсовые работы по утвержденным или рекомендованным темам;

в-четвертых, завершающим этапом изучения программы курса является повторение и закрепление пройденного материала в виде контроля остаточных знаний, компьютерного тестирования, подготовки к зачету и экзамену.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: