Жанровая специфика сказки. (3 вида)
ТРИ ГРУППЫСКАЗОК
Волшебные сказки:
"Царевна-лягушка"
"Морозко"
"Гуси-лебеди"
"Сивка-Бурка"
"Семь Симеонов"
"Крошечка-Хаврошечка"
"Снегурочка"
Сказки о животных
"Теремок"
"Зимовье зверей"
"Кот и лиса"
"Заюшкина избушка"
"Заяц, лиса и петух"
"Кот, петух и лиса"
"Лиса и журавль"
Бытовые сказки
"Каша из топора"
"Барин и мужик"
"Жена-спорщица"
"Дурак и берёза"
"Добрый поп"
"Федул и Меланья"
"Чего на свете не бывает"
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
• есть волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, золотое колечко, гребешок, зеркальце, полотенце, дудочка, клубочек, чудесный посох, огниво, дубинка, живая и мёртвая вода)
• происходят волшебные превращения (брошенный гребешок становится дремучим лесом, камешек — высокой горой, полотенце – широкой рекой)
• часто используется одинаковый зачин (жили-были... или в некотором царстве, в некотором государстве...) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или и я там был, мёд-пиво пил…)
• присутствуют троекратные повторы (три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки)
• употребляются постоянные эпитеты (добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса, высокие горы, столы дубовые, скатерти узорчатые, буйная головушка)
• используются устойчивые выражения (пир на весь мир; идти куда глаза глядят; ниже плеч буйну голову повесил; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли; хорошо, что сам жив остался; ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать; напоила, накормила, спать уложила)
ПЕРСОНАЖИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
Положительные персонажи
Главный герой – Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Иван-крестьянский сын.
В нём воплощены лучшие качества – доброта, честность, смелость, ум. Иванушка-дурачок часто ленив, над ним все подшучивают, но он всегда добродушен, отзывчив и приходит на помощь слабым. Часто он третий сын в семье, который остался без наследства. С ним происходит много злоключений, но он всегда побеждает зло и женится на красавице.
Чудесные помощники главного героя.
Серый волк, Сивка-Бурка, щука, ворон, кот, заяц – они приходят на помощь в самый трудный момент и выручают героя из беды.
Главные героини – Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Алёнушка.
Они всегда необыкновенно красивы (ни в сказке сказать, ни пером описать) и большие рукодельницы. В женских образах подчёркнуты доброта, мудрость и находчивость.
Отрицательные персонажи
Баба Яга.
Злая и страшная (нередко одноглазая) старуха с костяной ногой, живёт в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя помелом, наделена магической силой. Иногда она помогает герою.
Змей Горыныч.
Многоголовое чудовище, воплощение злой силы. При его приближении наступает тьма, поднимается сильный ветер.
Кощей Бессмертный.
Злой, беспощадный; воплощение невероятной скупости.
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
• сказки имеют аллегорический смысл – под видом недостатков животных высмеиваются пороки людей
• в них отражены представления человека о природе
• в образах животных воплощены различные человеческие качества: лиса всегда хитрая, заяц – трусливый, медведь – сильный и доверчивый, волк – глупый, злой и жадный, мышь – трудолюбивая и добрая, кот – изворотливый, петух – самоуверенный и легкомысленный
• все изображаемые события из жизни животных имеют прямое отношение к жизни человека
• часто сказки построены на диалогах между животными, а сюжет отличается ясностью, чёткостью и простотой
• сам человек также может быть героем этих сказок: он либо играет второстепенную роль («Лиса и волк»), либо занимает положение, равноценное персонажу-животному («Мужик и медведь»)
• в конце сказки животные всегда находят выход из трудного положения
• многие сказки нравоучительные, а не комические
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
• в бытовых сказках нет чудес и фантастических образов, в них действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др.
• сказки повествуют о женитьбе героев и выходе замуж героинь, об исправлении строптивых жён, о неумелых и ленивых хозяйках, о господах и слугах, об одураченном барине, о ловких ворах, о хитром и смекалистом солдате и т. д.
• бытовые сказки кратки: в центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов
• в них часто отражаются отношения между богатыми и бедными, осуждаются корысть, жадность, завистливость, невежество
• забавное или нелепое событие из реальной жизни, лежащее в основе сюжета, определяет сатирический, юмористический или иронический характер произведения; сказки веселы и остроумны, в них всё подчинено раскрытию образов героев
• часто главным героем является ловкий и находчивый солдат или мужик, который всё умеет (разрешает споры между героями, даёт оценку их поведению, обличает пороки и т. д.)
• в финале всегда восстанавливается справедливость
2 ВОПРОС
Особенности жанра исторической песни.
Жанровые особенности исторических песен. В науке о народном поэтическом творчестве до сих пор нет единого мнения о том, что такое исторические песни — особый фольклорный жанр или тематическая группа разнотипных жанров. Причиной расхождения является различие особенностей этого вида произведений. Б.Н.Путилов и В.К.Соколова считают, что исторические песни — единый жанр, В. Я. Пропп и Л. И. Емельянов полагают, что в них отсутствует жанровое единство.
Однако есть основание принять точку зрения, которая может согласовать указанные два мнения; исторические песни —единый жанр, но в них есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разнотипные структурные особенности.
Термин «исторические песни» не народный; он создан и введен в употребление фольклористами, литературоведами, этнографами, историками. В народе песни этого типа называются просто «песни», иногда «старые песни».
Исторические песни по объему меньше былин (жанра большой формы) и больше лирических песен (жанра малой формы). Кроме того, это стихотворный и эпический жанр. Стих в более ранних песнях близок к трехударному былинному стиху. Чаще же он тяготеет к двухударности. От стиха лирических песен он отличается большим числом слогов и отсутствием распева (растяжения и варьирования гласных звуков по высоте).
Эпический характер исторических песен проявляется в повествательности — рассказе о событиях, которые изображаются объективно, без вмешательства повествователя в их ход. В литературе можно встретить определение исторических песен как лиро-эпических и даже лирических. Однако это суждение в общей форме принять нельзя, так как лирическое начало проникает в исторические песни в более позднее время. На том основании, что ранние песни ближе к былинам по стиху, эпичности и манере' исполнения (речитатив), их принято было в XIX и начале XX в. называть «старшими историческими песнями».
Исторические песни — сюжетный жанр. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду. Рассказ о них динамичный,потому что лишен развитых описании и так называемой эпической обрядности: украшенности повествования, постоянных формул, замедлений (ретардаций), троичных повторений (они редки), устойчивых зачинов и концовок, хотя некоторые их типы вошли в старшие исторические песни из былин.
Предмет исторической песни — конкретные действительные события и лица. Б. Н. Путилов пишет: «Конкретно-исторический характер жанра состоит вовсе не в том, что здесь фиксируются реальные факты, а в том, что песни отражают в форме конкретно-исторических сюжетов реальные политические конфликты характерные для данного исторического момента и почему-либо важные для народа». В центре события обычно стоят борьба народа за независимость и его социально-политическая борьба. «В силу своего конкретно-исторического характера исторические песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством».
Исторические песни — повествование о прошлом. Однако они складывались обычно вскоре после событий, по их следам. Некоторые песни явно сложены участниками или свидетелями событий, «...предметом исторических песен является современная история, а не более или менее далекое прошлое», — пишет Б. Н. Путилов. И далее: «Историческая песня не обращается к прошлому, она живет настоящим». Но проходит время, и для последующих поколений изображаемые в песне события и лица становятся историей. Передача песни от поколения к поколению сопровождается ослаблением верного воспроизведения событий и лиц, а порой и духа времени. Допускает она иногда и неточные трактовки событий и оценки деяний исторических лиц, так как делает это с точки зрения нового времени. В творческом процессе немалая роль принадлежит вымыслу. Но в исторических песнях он не носит характера фантастики. Не пользуется историческая песня, в отличие от былИны, и усиленной гиперболизацией, хотя прибегает к некоторым средствам преувеличения и подчеркивания.
Исторические песни имеют свой состав действующих лиц. Их персонажи — не былинные богатыри и не простые люди бытовых лирических песен и баллад (жена, муж, свекровь, девушка, молодец), а известные исторические деятели: Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов. Важной особенностью исторических песен является то, что в них действует или присутствует при событиях народ, который порой выражает свое отношение к этим событиям.
Исторические песни изображают не только внешнее действие; они значительно подробнее и более глубоко, нежели былины, раскрывают психологию, переживания и мотивы поступков своих персонажей. Развитие изображения внутреннего мира человека по сравнению с предшествующими жанрами — характерная особенность исторических песен.
Значительны идейно-художественные цели исторических песен. Песни запечатлевают в сознании народа память о важнейших событиях и лицах истории, выражают народное понимание истории и дают оценку событиям и деятельности лиц. В них, наконец, нередки объяснения событий и поведения персонажей. Исследователи отмечают также проявление острой публицистичности, особенно в песнях таких общественно напряженных периодов, как Смутное время. В песнях с большой силой выражены патриотические идеи —гордость за свою Родину, осознание необходимости ее защиты, а также идея народной свободы.
В исторических песнях есть две основные тематические линии; военная и социальная. К первой относятся, например, песни о войнах и полководцах, ко второй —песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.
3 ВОПРОС
Фольклористика как наука. Мифология. Синкретизм.
Фольклористика, наука о фольклоре (народном творчестве). В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину др. наук: истории культуры, социологии. Постепенно Ф. становится самостоятельной искусствоведческой наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования. Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и др. коллективное творчество народных масс.
Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов 19 в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление Ф. – мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм). В 19 – начале 20 вв. основными направлениями мировой Ф. были: миграционная теория (теория заимствований – Т. Бенфей), антропологическая школа («самозарождения сюжетов теория» – Э. Б. Тайлор), этнопсихологическая школа (В. Вундт), географо-историческая (финская) школа (Ю. и К. Круны). Крупнейшие представители Ф. в России: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В 20 в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическомотношении в пределах эволюционизма и позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистические тенденции в Ф. 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических, неомифологических и магически-ритуалистических школах зап.-европ. и амер. Ф. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой Ф. оказался структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.
Диалектико-материалистическоле изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, М. Горьким, многими сов. фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников сов. Ф. – М. К. Азадовский, В. М. Жирмунский, К. В. Квитка, Б. В. Асафьев, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Современная марксистская Ф. в СССР и социалистических странах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследует национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяет отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствует усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества. Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. Тенденция к комплексному изучению разных видов народного творчества создаёт перспективу для Ф. как науки синтетической. Основные современные международные фольклористические общества: Фольклорное товарищество (Folklor Fellows), Международное общество этнологии и фольклора при ЮНЕСКО (ISEF), Международный совет народной музыки (IFMC). В СССР – Научный совет по народному творчеству при Отделении литературы и языка АН СССР, Всесоюзная фольклорная комиссия при Союзе композиторов СССР.
Мифология
Мифология (мифологические представления) – это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания еще не различены и не обособлены друг от друга. Фольклор – это исторически первое х у д о ж е с т в е н н о е (эстетическое) коллективное творчество народа (словесное, словесно-музыкальное, хореографическое, драматическое). Если мифология – это коллективная "предрелигия" древности (см. §4.2), то фольклор – это искусство бесписьменного народа, в такой же мере коллективно-безавторское, как язык.
Фольклор развивается из мифологии. Следовательно, фольклор – это явление не только более позднее, но и отличное от мифологии. Главное различие между мифологией и фольклором состоит в том, что миф – это священное знание о мире и предмет веры, а фольклор – это искусство, т.е. художественно-эстетическое отображение мира, и верить в его правдивость необязательно. Былинам верили, сказкам – нет, но их любили и прислушивались к их мудрости, более ценной, чем достоверность: "Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Эти различия между мифологией и фольклором принципиальны, однако существенна и их генетическая общность: 1) фольклор развивается из мифологии и обязательно содержит в том или ином виде мифологические элементы; 2) в архаических социумах фольклор, как и мифология, носит коллективный характер, т.е. принадлежит сознанию всех членов определенного социума.
Синкретизм
Синкретизм – слитность, нерасчленённость различных видов искусства, свойственные ранним стадиям его развития. Художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь. Синкретизм – неразвитое состояние ранне традиционного фольклора. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.
Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.
Художественное начало победило в фольклоре не сразу. В древнем обществе слово сливалось с верованиями и бытовыми потребностями людей, а его поэтическое значение, если оно было, не осознавалось.
Остаточные формы этого состояния сохранились в обрядах, заговорах и других жанрах позднего фольклора. Например, хороводная игра - комплекс нескольких художественных компо нентов: слова, музыки, мимики, жеста, танца. Все они могут существовать только вместе, как элементы целого — хоровода. Такое свойство принято обозначать словом "синкретизм" (от греч. synkretismos— "соединение").
6 ВОПРОС