Типичные грамматические ошибки в речи.
Грамматические ошибки - это ошибки в структуре языковой единицы - в структуре слова, словосочетания или предложения. Например:
· раздумчивый (взгляд) - задумчивый,
· безкомментарий, ложит, более правильнее — неправильно образована форма слова;
· удивляюсь его силой, жажда к славе - нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
· Покатавшись на катке, болят ноги. - неправильно употреблен причастный оборот.
Грамматическая ошибка - это, как правило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка - это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных - в безударном положении, для согласных - на конце слова или перед другим согласным.
Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площадЕ, о синИм карандаше, небыл.
В отличие от нее грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляЖь, беЖАТ, иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ.
Грамматические ошибки, связанные:
А) С неправильным употреблением причастного оборота.
Виды ошибок
1. Причастный оборот оторван от определяемого слова.
2. Определяемое слово поставлено внутрь причастного оборота.
3. Неверное образование временной формы причастия.
4. Причастие стоит в неверном падеже, числе или роде.
Б) С употреблением рода и числа существительных.
В) С употреблением форм числительных.
Г) С употреблением местоимений.
Д) С употреблением прилагательных.
Предложение с ошибкой | № ошибки | Правильное предложение |
Дорога покрыта проваливающимся снегом под ногами. | Дорога покрыта снегом, проваливающимся под ногами. | |
Ученик, напишущий изложение без ошибок, получит высокую оценку. | Ученик, написавший изложение без ошибок, получит высокую оценку. | |
Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова. | В своих лесах Дубровский поймал крестьян Троекурова, кравших у него дрова. | |
Ветер, дующая с берега лениво теребил паруса. | Ветер, дующий с берега лениво теребил паруса. | |
Проявленная инициатива молодежью оказала помощь заводу. | Инициатива, проявленная молодежью, оказала помощь заводу. | |
Цветы астры, замерзшую за ночь, постепенно оживали | Цветы астры, замерзшие за ночь, постепенно оживали | |
Увлечённая девочка чтением книгипривлекла его внимание. | Девочка, увлечённая чтением книги,привлекла его внимание. | |
Багряные листья, кружившиеся в воздухе, медленно подают на землю. | Багряные листья кружащиеся в воздухе медленно падают на землю. | |
Листы железа были свалены в углу, продырявленными пулями. | Листы железа продырявленные пулями были свалены в углу. |
Б) С употреблением рода и числа существительных.
Предложение с ошибкой | Правильное предложение |
Он ударился о край бордюры. | Он ударился о край бордюра. |
Начались подготовки к выпускным экзаменам. | Началась подготовка к выпускным экзаменам. |
Лена пошла в любимый магазины. | Лена пошла в любимый магазин. |
Несколько книги лежало на столе. | Несколько книг лежало на столе. |
Мальчики играли в интересный игру. | Мальчики играли в интересную игру. |
В) С употреблением форм числительных.
Предложение с ошибкой | Правильное предложение |
На обоих сторонах листа был напечатан текст. | На обеих сторонах листа был напечатан текст. |
Пятеро девочек пришли на экскурсию. | Пять девочек пришли на экскурсию. |
Город расположен по обоим берегам реки. | Город расположен по обеим берегам реки. |
Два котят очень любят молоко. | Двое котят очень любят молоко. |
У обоих сестер одинаковые платья. | У обеих сестер одинаковые платья. |
Г) С употреблением местоимений
Предложение с ошибкой | Правильное предложение |
Алёша любил книги, они стали своими лучшими друзьями. | Алёша любил книги, они стали его лучшими друзьями. |
Девочка отдала подруге ихнию книгу. | Девочка отдала подруге их книгу. |
Каштанка услыхала своёшное имя и побежала за хозяином | Каштанка услыхала своё имя и побежала за хозяином |
Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные. | Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: над ними смеялись даже самые серьезные. |
Ихний план был великолепным. | Их план был великолепным. |