Ход урока
I. Организация начала урока
Приветствие.
Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Герел Далаевна
Проверка готовности к уроку.
Проверка порядка на рабочих местах, наличия необходимых учебных пособий и принадлежностей.
Мотивация к обучению и познанию.
· Ребята, повернитесь к другу и внимательно рассмотрите у соседа по парте глаза. Какого они цвета?
· Для чего нужны глаза человеку? (всё замечать, запоминать, наблюдать...)
· А теперь мне покажите свои глаза?
Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные. Искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи. Сегодня на уроке русского языка мне нужна ваша помощь. Вы должны быть активными, внимательными, дружными, чтобы открыть для себя новые знания.
-Ребята, вы готовы? Тогда в путь за знаниями!
II. Актуализация умений и знаний.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1. Разгадывание ребуса
- Я предлагаю вам отгадать ребус.
Исследователь.
Кого называют исследователем? (Человека, который стремится к новому, увлечённый исканиями; человека, который наблюдает, добывает что- то новое интересное).
- Сегодня на уроке вы выступите в роли исследователей. Начинаем наше исследование.
- Запишите данное слово, подчеркните орфограммы (один ученик работает у доски). Исследователь (орфограмма удвоенная согласная на стыке приставки и корня, орфограмма безударные гласные о, а, е).
Расскажите все, что вы знаете об этом слове?
- Имя существительное, так как отвечает на вопрос кто?, обозначает предмет, м.р., 2 скл., одуш., нариц., ед.ч., И.п.
- Продолжаем разгадывать ребусы и зашифрованные слова.
Словарная работа
Разгадать ребусы и зашифрованные слова.
Картофель, корабль, учитель, ладонь, январь.
-Что общего в написании данных слов?
Это имена существительные с мягким знаком.
- Какой вопрос зададите себе?
- Что я знаю о правописании мягкого знака.
- Какую роль играет мягкий знак в написании данных слов?
· Ь знак служит для обозначения мягкости согласных букв;
А еще, какую роль может играть мягкий знак в словах?
· Может быть разделительным.
- Приведите примеры
· Выполнение грамматической функции.
Продолжаем наше исследование
Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Прочитайте слова:
· беречь
· стеречь
· испечь
· На что указывает мягкий знак в этих словах?
На неопределённую форму глагола.
· А что общего в написании слов: мяч, морж, речь, вещь?
Это имена существительные с шипящим на конце звуком.
· Назовите шипящие звуки.
· [ш], [щ], [ж], [ч].
· Какой вопрос возникает у вас, глядя на эти слова?
Почему в одних именах существительных после шипящих пишется ь знак, а в других не пишется?
- Как вы думаете, что может служить причиной разного написания?
IVОткрытие новых умений, знаний.
Каллиграфическая минутка
Решение орфографической задачи,
- Обозначь имена сущ. с мягким знаком на конце после шипящих.
Полноч(ь)
Камыш (ь)
стаж(ь)
борщ(ь)
Береч (ь)
пишеш(ь)
дрож(ь)
вещ(ь)
Грач (ь)
туш (ь)
багаж(ь)
плащ(ь)
Мелоч(ь)
рисуеш(ь)
молодеж(ь)
помощ(ь)
Калач(ь)
роскош(ь)
рубеж(ь)
лещ(ь)
- Проверка
V. Физминутка
(Дети из данного класса выступают в роли героев).
В класс заходит Буратино, садится за парту. Следом входит Мальвина.
Б. -Мальвина, я выполнил упражнение.
М. - Ну, хорошо, мы проверим вместе с ребятами.
М - Ребята, давайте поиграем. Если вы услышите имя существительное ж. р., в котором должен писаться ь после шипящих, хлопните в ладоши. Если не пишется ь, то присядьте.
Мальвина читает слова: мышь, малыш, рожь, нож, врач, вещь, дочь, ландыш.
М.. - Молодцы, ребята вы справились с заданием, а вот вы Буратино очень много делаете ошибок. Вы опять не учили правило?
Буратино опустил голову, задумался.
Б. - Ну что же мне делать? Ура! Я догадался, как можно проверить слова и исправить ошибки. Сейчас я мигом исправлю все ошибки.
-Как? -спрашивает Мальвина.
У меня же есть волшебный ключик вот он мне и поможет. Ключ весит на доске с записью «Что же мне делать с ….? Буратино берет ключ и показывает детям.
Б. Что же мне делать с этой мышью? В слове пишется разделительный мягкий знак, значит, в начальной форме мышь пишем мягкий знакь. Что же мне делать с этим малышом? В слове малыш мягкий знак не пишется, значит, мягкий знак в начальной форме после шипящего не пишем.
М. Ну, молодец, Буратино!
· Ребята, а каком новом способе проверки написания мягкого знака имени существительного после шипящих на конце вы узнали? Исправьте ошибки данным способом.
Ребята исправляют, проговаривая устно вслух.
VI. Открытие новых умений, знаний(продолжение)
Знакомство.
- Сформулируйте тему урока и цель урока. Какова цель урока?
- Чему вы должны научиться на уроке?
Узнать когда пишется ь после шипящих, познакомиться с алгоритмом написания мягкого знака после шипящих на конце слова.
- Посмотрите, ещё раз на эти слова и попробуйте сформулировать правило, когда пишется ь? (Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать правило).
-Подтвердились ли ваши предположения?
2. Беседа по вопросам.
- С какой новой орфограммой вы сейчас познакомились?
- Как же обнаружить в слове место этой орфограммы?
Если в слове слышится шипящие звуки [ ч ], [ж], [ ш ], [ щ ] или на конце существительного написана буква ж, ш, щ, ж. значит после неё орфограмма.
-Что является главным в выборе написания? (род имени существительного)
Работа с учебником.
Сравнение темы урока и правила по учебнику. 155-158 Прочитайте правило.
VII. Закрепление открытых умений, знаний
- Продолжаем наше исследование по учебнику.с 155-158
Выполнение упр 161 с155 (по 1 ученику у доски, по очереди.)
1. Проверка
2. Составление алгоритма.
- Ребята, как вы думаете каков порядок написания мягкого знака после шипящих? Учащиеся предлагают алгоритм написания мягкого знака после шипящих.
- Проверьте по этому алгоритму, пишется ли ь в именах существительных меч, горечь, нет туч.
4. Самостоятельное выполнение упр.3 с.83
(В это время индивид, работа у доски 4 ученика)