Эссе по курсу «Социология»
Эссе: ответ на вопрос, сформулированный преподавателем, с использованием не менее 2-3 источников литературы. Текст в формате Word, 3-5 страницы (шрифт Times New Roman, 1-1,5 интервал, 12 шрифт, выравнивание по ширине), начинающийся с фамилии, имени и отчества автора, номера учебной группы и формулировки выбранной темы.
Крайний срок сдачи: до 6:00 18 июня. После этого срока работы не принимаются. Работа загружается в электронном виде в ЛМС.
К некоторым темам эссе рекомендуются теоретические источники. Однако автор вправе сам выбирать теоретическую рамку и источники, которые позволят ему раскрыть тему эссе.
Содержание эссе:
1. Определение и краткая характеристика изучаемого явления, процесса, которое есть в литературе
2. Актуальные примеры того или иного явления (процесса) из литературы, СМИ, открытых источников данных
3. Анализ приведенного примера (примеров) с использованием социологических категорий и методологических подходов из литературы
Требования к эссе:
1. Корректное использование социологических категорий для анализа описываемого явления (процесса)
2. Использование академических источников литературы, в которых проанализировано рассматриваемое явление
3. Наличие критической позиции автора эссе, его собственные мысли и интерпретации изучаемого явления
Свободная тема:
Вы можете сформулировать свою тему. Но ее обязательно необходимо согласовать с преподавателем не позднее, чем за неделю до дедлайна.
Темы эссе:
1. Придумать экономсоциологическую экскурсию по музею/подобрать "выставку" картин - объяснить на разных экспонатах и произведениях какие-то идеи и концепты или использованную в рамках курса литературу (не менее 10).
Современные экономисты считают, что мораль отражает какой бы мы хотели видеть работу мира, тогда как экономика демонстрирует, как он действительно работает. Согласны ли Вы с данным высказыванием? Проанализируйте современный рынок, который сталкивается с моральными ограничениями.
Поланьи К. Наша устаревшая рыночная ментальность. В кн.: "Великая трансформация" Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее. Под общей ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 29-41
Сэндел М. Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. (Введение)
Боулз С. Моральная экономика: почему хорошие стимулы не заменят хороших граждан // Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 4. С. 120-128
Штайнер, Филипп. «Органический» дарообмен и трансплантация органов, развитие экономической социологии и мораль в мире, управляемом деньгами: интервью с Филиппом Штайнером // Экономическая Социология. 2014. Т. 15, №. 1. С. 11-17.
Потребление в информационную эру: как формируются и функционируют сообщества потребления в Instagram? Картография жизненных стилей. Проанализировать на примерах.
Бурстин Дж. Сообщества потребления // ТHESIS. T. 1. 1993. Вып. 3. С. 231-254 https://ecsocman.hse.ru/db/msg/90850
Ерофеева М. А. Производство и потребление изображений в цифровую эпоху // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 2. С. 147-157
Мартынов К. Селфи: между демократизацией медиа и self-коммодификацией // Логос. 2014. Т. 4. № 100. С. 73-87
Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 87–96.
Можно ли говорить о единой европейской культуре? Отличаются ли ценности жителей разных европейских стран? Проанализируйте на основе данных Всемирного исследования ценностей.
На сайте можно выбрать страну, год опроса, а также конкретные вопросы, которые позволяют сделать вывод о ценностях жителей страны. Выберите вопросы/страны/года, которые Вас интересуют. Кроме этого, данные исследования позволяют оценить изменения в ценностях, сравнив ответы на одни и те же вопросы в разные годы.
Вельцель К. П., Инглхарт Р. Ф., Александер Э., Э. Понарин Э. Распутывание связей между культурой и институтами на примере эмансипации человечества //. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 4 (63). С. 12-43.
Парадоксы арт-рынка: сколько стоит искусство? Проанализируйте на примере (ЦДХ или любая другая площадка)
В качестве объекта анализа можно взять рынок фотографии или любой другой рынок
Бурдье П. Отрицание «экономики». URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3056
Асперс П. Рынок моды: фотография моды в Швеции // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 5. С. 39-55
Вельтус О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 33-59.
Жиляева Я. Раскрыли цифры: в России впервые подсчитали объем рынка современного искусства // FORBES WOMAN от 11.11.2016. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/332579-raskryli-tsifry-v-rossii-vpervye-podschitali-obem-rynka-sovremennogo-iskusstva
6. Согласно исследованию рынка труда и заработных плат за 2016-ый год компании Antal Russia, что искавшие работу более 10 лет назад заметно чаще находили её с помощью личных контактов чем искавшие работу менее года назад (25% и 12-13% соответственно). Как бы Вы объяснили подобное снижение популярности канала личных контактов при поиске работы?
Грановеттер М. Сила слабых связей //Экономическая социология. 2009. Т. 10. №. 4.
Стребков Д. О., Шевчук А. В. Поиск работы: электронные биржи и социальные связи //Рынки удаленной работы: социальные сети и институты. – Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 35-53.
Шадрин А. Е. Информационные технологии: вклад в социальный капитал //Информационное общество. 2002. №. 1. С. 8-12.
Зачем, на Ваш взгляд, нужны рейтинги университетов, и что они оценивают? Проанализируйте на примере России, какое влияние практика рейтингования может оказать на сферу высшего образования
Нестеров А. В. Влияние рейтинга на развитие университета //Научно-техническая информация.-Сер. 2011. №. 1. С. 13-16. URL: https://publications.hse.ru/en/articles/72639879
Чириков И. С. «Поздравляем! Вы стали счастливым обладателем университета» рецензия на книгу: Розовски г. Университет. Руководство для владельца. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2015 //Вопросы образования. 2015. №. 2.
Павлюткин И. В. Университеты, рейтинги и рынок: институциональные эффекты ранжирований в поле высшего образования //Вопросы образования. 2010. №. 1.
Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования //Экономика образования. 2012. №. 2.
По оценке благотворительной организации CAF, объем частных пожертвований в России примерно в 15 раз меньше суммарного объема пожертвований корпораций, в то время как в США они в 12 раз больше корпоративных. С чем могут быть связаны подобные различия и как в таких условиях может функционировать фандрайзинг в российском обществе?
Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е., Иванова Н. В. Фандрайзинг как фактор устойчивого функционирования третьего сектора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2015. № 1. С. 151-180.
Нефедова А. И. Стратегии фандрайзинговых фондов по повышению доверия к сбору частных пожертвований // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. Т. 4. № 128. С. 166-181.
Корнеева И. Е. Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 48—66.
Штомпка П. Доверие—основа общества. М.: Логос, 2012