Электронный магазин
Электронный магазин – специализированный сайт, с помощью которого можно в интерактивном режиме покупать или продавать товар и услуги, предварительно ознакомившись с информацией об этих товарах (услугах).
В отличие от традиционных магазинов электронный магазин может предложить более широкий ассортимент товаров и услуг; предоставить потребителям полную информацию о свойствах товаров.
За счет использования современных компьютерных технологий развивается персонализация продаж, т. е. индивидуальный подход к каждому покупателю с учетом предыдущего опыта работы с ним.
Электронные магазины наиболее близки к нашей обыденной жизни и поэтому привлекают внимание в первую очередь. Кроме того, их наличие создает ряд преимуществ как для владельца магазина, так и для покупателя.
Электронный магазин позволяет владельцу:
♦ создать электронный каталог предлагаемых на рынок товаров или услуг, который постоянно доступен в сети Интернет;
♦ организовать круглосуточный канал сбыта;
♦ самостоятельно управлять работой магазина, оперативно обновляя информацию о предлагаемых товарах и услугах;
♦ автоматизировать систему приема заказов (e-mail-сообщения об операциях с заказом отсылаются покупателю автоматически);'
♦вести мультивалютную выписку документов (доллары - рубли), используя при этом внутренний валютный курс пересчета;
♦ задавать режим автоматического определения категории покупателя (опт, розница и т. п.);
♦ организовать работу в системе "бизнес - бизнес" для обслуживания удаленных филиалов и бизнес-партнеров;
♦ обеспечить обратную связь (опросы, анкеты, розыгрыши, почтовые рассылки и т. п.) для маркетинговых исследований на рынке и создания клиентской базы данных;
♦ проводить анализ работы магазина на основании статистики, автоматически формируемой в процессе работы магазина;
♦ получить эффективную рекламную поддержку своему бизнесу;
♦ подключить одну или несколько онлайновых платежных систем для осуществления немедленных расчетов;
♦ организовать службу доставки товаров покупателю;
♦ подключить онлайновый гид (возможность общаться с покупателем в реальном времени);
♦ подключить систему ведения новостей на сайте;
♦ создать e-mail-рассылку, сообщающую покупателям о новинках, появившихся в магазине;
♦ провести интеграцию магазина с офисными системами, такими как склад и бухгалтерия, для автоматизации процесса переноса информации в базы данных электронного магазина.
Электронный магазин позволяет покупателю:
♦ выбрать товар по каталогу и произвести его on-line заказ, используя Web-интерфейс;
♦ совершить сделку купли-продажи в любое удобное время;
♦ произвести оплату одним из доступных на данный момент способов;
♦ получить по e-mail подтверждение о размещенном заказе;
♦ постоянно отслеживать текущее состояние размещенного заказа в режиме on-line или e-mail.
Электронная витрина – специализированный Web-сайт, содержащий подробную информацию о предлагаемых к продаже товарах и предлагающий разместить заказ, который затем поступает в обычный офис по электронной почте.
Автоматизированный магазин – это Web-сайт, не только предоставляющий информацию о товарах, но и автоматически взаимодействующий с базами данных.
Торговая Интернет-система (ТИС) – наиболее сложная полноценная система для организации торговли через Интернет, она напрямую связана с внутренней автоматизированной торговой системой коммерческой организации. Это очень важно, потому что при организации электронного магазина всегда возникают проблемы увязки электронного бизнеса с традиционным.
В зависимости от способа создания электронного магазина выделяют следующие их варианты:
· аренда уже готового магазина;
· приобретение "коробочного" программного обеспечения;
· заказная разработка;
· самостоятельная разработка проекта.
Электронный аукцион
Одной из уникальных особенностей Интернета является объдинение людей из самых разных географических регионов по узким интересам. Такие группы пользователей призваны обслуживать электронные аукционы.
На каждом электронном аукционе есть лицо, проводящее аукцион (аукционист), продавец, покупатель. Для его проведения необходима правовая база, объекты торговли, заинтересованность контрагентов в участии. Участвовать в торгах как в качестве покупателей, так и продавцов могут только зарегистрированные пользователи. Участникам гарантируется, что информация конфиденциального характера предоставляется только контрагентом по сделке (после завершения торгов). После регистрации участники получают пароль по электронной почте. Торги по позициям на электронном аукционе идут ограниченное время, которое определяет продавец. Время закрытия торгов указывается в описании товара.
С учетом предлагаемых объектов выделяют аукционы, реализующие:
♦ предметы потребления;
♦ товары и услуги с ограниченным сроком реализации или произведенные ранее товары, имеющие конкретный срок реализации;
♦ товары ограниченного спроса, например образцы изобразительного искусства, предметы коллекционирования.
С учетом экономического эффекта от участия в аукцион можно выделить:
♦ аукцион как эффективный скоординированный механизм в условиях ограниченности ресурсов;
♦ аукционы как социальный механизм установления цен;
♦ аукцион как эффективный объединяющий механизм;
♦ аукцион как эффективный механизм распределения.
Корпоративные порталы
Порталы представляют собой одну из последних форм электронной коммерции, появившуюся в 1998 г.
Портал можно определить как Web-сайт, предназначенный для специфической аудитории (клиентов и сотрудников коммерческой организации), который обеспечивает:
♦ объединение информационного наполнения и доставку важной для данной аудитории информации;
♦ совместную работу и коллективные услуги;
♦ доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставленный на основе строгой персонализации.
По своей сути портал осуществляет анализ, обработку и доставку информации и предоставляет доступ к различным сервисам на основе персонализации пользователей с помощью любого устройства, подключенного к Интернету.
К 2001 г. сформировалась следующая классификация порталов по назначению:
♦ мегапорталы (горизонтальные, публичные) – представляют собой оригинальные Интернет-порталы, обращающиеся ко всему Интернет-сообществу, а не к специфической группе с определенным интересом, например Rambler, Yahoo, Lycos;
♦ вертикальные порталы (ворталы) – обслуживают узкоспециализированные сообщества (группы) или рынки (например рынок автомобилей, туристические агентства, товары только для женщин). Вертикальные порталы также иногда называют субпорталами. Они существуют практически для любой аудитории, имеющей свою нишу в Интернете, и любой такой рынок имеет более одного вертикального портала. Число вертикальных порталов быстро растет;
♦ порталы типа "бизнес - бизнес" – создаются для того, чтобы предприятия могли взаимодействовать друг с другом или завершать свои совместные бизнес-операции. Такие порталы предоставляют клиентам множество механизмов электронного бизнеса (например, выбор поставщиков, осуществление закупи проведение аукционов).
♦ корпоративные порталы – формируются для целевой аудитории, ограниченной рамками крупных предприятий и корпораций.