Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.
Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум.
Возможность человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связана с семьей. Семья является одним из устоев общества. Она важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.
Социальный потенциал семьи - это ее возможный вклад в жизнедеятельность и развитие общества, ее роль в решении стоящих перед ним задач.
Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Способы могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальные пособия); сглаживание имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы); устранение социального неравенства методами правового характера (например, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда) и др.
Одна из разновидностей социального неравенства - неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Ряд важных вопросов, связанных с содержанием и осуществлением социальной политики России, решается Конституцией РФ, которая создала правовую основу для проведения этой политики.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
1. Охрана труда и здоровья людей. Российская Федерация стремится к созданию условий для полной занятости населения: обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на свободный труд и свободный выбор занятий; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду; социальная защита в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в этой области; координация деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации мер, касающихся занятости населения, и контроле за их выполнением, обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории РФ.
Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников.
Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации.
Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, компенсацию, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает пособия по безработице; создает возможности для участия в оплачиваемых общественных работах; осуществляет компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
Разрешение коллективных трудовых споров регулируется законом.
Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, вводит для лиц, занятых в отраслях или на участках производства с особо тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, льготы, которые служат формой компенсации за работу, наносящую ущерб здоровью человека.
Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Российской Федерации в обязанность государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Однако прежде всего социальное государство должно руководствоваться тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность же государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить. Одним из средств удовлетворения этой потребности является установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.
В Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Родители или лица, их заменяющие, вправе определять в интересах ребенка, с учетом его мнения и в соответствии с законом, характер и формы его воспитания и образования. Труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения.
Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
4. Развитие системы социального обслуживания. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации конституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство в законодательном порядке определяет систему государственных пенсий и социальных пособий
15. Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.
Конституция РФ 1993 г. ввела в оборот новое для отечественной конституционно-правовой мысли понятие идеологического многообразия, закрепив его в качестве одной из основ конституционного строя.
Понятие «многообразие» тождественно понятию «плюрализм» (от лат. pluralis — множественный). В философии плюрализм обыкновенно определяется как состояние общественной жизни, основанное на многообразии взглядов, идей и представляющее собой свободную конкуренцию множества социальных групп, партий и организаций. Качественной характеристикой идеологического плюрализма является идеологическая свобода (автономия) субъектов отношений, признание за их индивидуальными идеологическими концепциями независимости от воли третьих лиц. Состояние идеологического многообразия предполагает равную конкуренцию, открытый диалог разнообразных идеологических концепций и их носителей.
Конституция РФ последовательно и гармонично проводит принцип идеологического многообразия в политическую, экономическую, религиозную и социокультурную сферы общественной жизни, закрепляя в разных нормах политическое многообразие и многопартийность, свободу экономической деятельности и многообразие форм собственности, светское государство, свободу творчества и преподавания.
Из идеологического плюрализма как основы конституционного строя вытекает право лица на идеологический плюрализм. Право на идеологический плюрализм выражается, во-первых, в идеологической свободе (неприкосновенности) личности, т. е. внутренней идеологической автономии лица и невозможности вмешательства в нее со стороны третьих лиц; во-вторых, в праве на активную реализацию собственной идеологической свободы в отношениях с иными лицами всеми законными формами и способами. К таким формам относятся пропаганда идеологий в СМИ и тд.
Необходимость обеспечения конституционного правопорядка и уважения духовных интересов всех членов общества обусловливает установление отечественным конституционным законодательством некоторых ограничений применительно к способам реализации идеологической свободы. Они подразделяются на два вида: 1) непосредственно установленные Конституцией РФ и законом; 2) вытекающие из невозможности нарушения прав и свобод других лиц.
Законные ограничения права на идеологический плюрализм носят исчерпывающий характер. Во-первых, это ограничения, определенные нормами Конституции РФ. Часть 2 ст. 13 устанавливает невозможность установления какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Часть 5 ст. 13 устанавливает ограничения права на идеологический плюрализм через объединение, ч. 2 ст. 29 — применительно к свободе волеизъявления.
Ограничение реализации права на идеологический плюрализм правами и свободами иных лиц вытекает из ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Таким образом, идеологическое многообразие можно определить как конституционно-правовое состояние общества и государства, основанное на признании за каждым лицом свободы и неприкосновенности идеологических убеждений и права на их беспрепятственную реализацию посредством не запрещенных законом форм и способов, не нарушающих права и свободы других лиц.
Политическое многообразие (плюрализм) представляет собой правовое состояние идеологической свободы в политической сфере общественной жизни. Оно закреплено в ч. 3 ст. 13 Конституции РФ и составляет одну из основ конституционного строя. Политическое многообразие тесно взаимосвязано с идеологическим. Оно возникает в результате реализации лицом права на идеологический плюрализм в политических отношениях.
Все политические отношения связаны с участием лица в управлении в той или иной форме делами государства. Однако не все политические отношения составляют содержание политического плюрализма. К таковым относятся две группы отношений: во-первых, опосредующие свободу и неприкосновенность политических убеждений лица, во-вторых, опосредующие формы и способы реализации данной свободы лицом индивидуально и совместно с иными лицами.
Политическое многообразие можно определить как конституционно-правовое состояние общества и государства, основанное на признании за каждым лицом права на идеологический плюрализм, опосредующее свободу и неприкосновенность политических убеждений лица, а также коллективные и индивидуальные формы и способы реализации данной свободы в политических общественных отношениях.
Состояние политического многообразия предполагает признание за каждым лицом права на политический плюрализм, которое может быть реализовано в следующих формах: объединения лиц в политические партии, публичные политические мероприятия, коллективные и индивидуальные политические обращения, иные институты непосредственной демократии.
Реализация права на политический плюрализм через объединение с иными лицами регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Под общественным объединением в данном Законе понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут быть созданы как непосредственно путем объединения физических лиц, так и посредством объединения юридических лиц — общественных объединений в различных организационно-правовых формах. К их числу Закон относит: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии. По территории действия различаются общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Кроме того, Законом предусмотрена возможность существования международных общественных объединений.
Специально статус политических партий как организационно-правовой формы общественного объединения определяется Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Под политической партией в нем понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Закон «О политических партиях» устанавливает обязательные требования, касающиеся создания и деятельности политических партий: численность членов партии; минимальное количество и численность членов региональных отделений более чем в половине субъектов РФ; государственная регистрация партии; организация руководящих и иных ее органов; финансовая деятельность партии. Целью создания и деятельности политической партии в соответствии с Законом является участие в управлении делами государства, в политической жизни всей страны. По этому поводу Конституционным Судом РФ были высказаны две правовые позиции (постановления от 15 декабря 2004 г. № 18-П и от 1 февраля 2005 г. № 1-П). В постановлении № 18-П Суд отметил, что Конституция РФ не допускает создания политической партии по национальному и религиозному признаку. В постановлении № 1-П высказана позиция о том, что политические партии могут создаваться и осуществлять свою деятельность только на территории всей Российской Федерации. Учреждение партий на уровне субъектов РФ недопустимо.
Контроль за деятельностью политических партий на предмет ее соответствия законодательству Российской Федерации, целям и задачам партии, заявленным в ее уставе, осуществляется Минюстом России. В случаях, предусмотренных Законом, на политическую партию возможно в судебном порядке возложить конституционно - правовую ответственность в виде приостановления ее деятельности или ликвидации.