Конституция РФ 1993 г. характеризует Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган (ст. 94). Это означает, что только законы, принятые Федеральным Собранием РФ, обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным правовым актам и прямым действием на всей территории Российской Федерации.
Федеральное Собрание РФ может принимать законы по вопросам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Источниками, регулирующими законодательный процесс в Российской Федерации, являются Конституция РФ; законы «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и др.; регламенты палат Федерального Собрания РФ. Важную роль в регулировании и развитии законодательного процесса играют решения Конституционного Суда РФ и содержащиеся в них правовые позиции
Таким образом, законодательный процесс можно определить как конституционно установленную последовательность сменяющих друг друга этапов (стадий) по внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию и вступлению в силу законодательных актов. В отдельных случаях под законодательным процессом понимается порядок деятельности Федерального Собрания РФ по принятию и опубликованию законов
В деятельности российского Федерального Собрания РФ выделяют основные и дополнительные (факультативные) стадии законодательного процесса. Основными стадиями являются: инициирование законопроекта и его предварительное рассмотрение в Государственной Думе; обсуждение и принятие законопроекта Государственной Думой; обсуждение и одобрение принятых Государственной Думой законов Советом Федерации; подписание и обнародование законов Президентом РФ. Их можно также назвать обязательными, поскольку любой проект закона должен пройти все обозначенные стадии перед тем, как стать законом. Дополнительные стадии законодательного процесса связаны с отклонением от обычной законодательной процедуры. Они включают повторное рассмотрение Государственной Думой проектов, отклоненных Советом Федерации и повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации проектов, отклоненных Президентом РФ.
Начальной стадией законодательного процесса является выступление с законодательной инициативой, или официальное внесение в Государственную Думу законопроекта уполномоченным субъектом. Правом вносить законопроекты в Государственную Думу обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Кроме того, по вопросам своего ведения правом законодательной инициативы наделены Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
Законодательная инициатива может реализовываться только в форме готовых проектов законов федеральных и федеральных конституционных и др.
Ряд законопроектов, вносимых в Государственную Думу, должен пройти экспертизу Правительства РФ и получить его заключение. К таковым относятся законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, т. е. проекты, связанные с финансовыми затратами.
Вносимые в Государственную Думу законопроекты должны соответствовать определенным требованиям, закрепленным в Регламенте Государственной Думы.
Оформленный законопроект регистрируется, ему присваивается регистрационный номер и заводится электронная регистрационная карточка, куда в дальнейшем заносятся сведения о рассмотрении законопроекта. Зарегистрированный законопроект Председатель Государственной Думы направляет в депутатские объединения и соответствующий (профильный) комитет, где проверяется правильность его оформления и наличие необходимых документов, а также ведется подготовка проекта к рассмотрению в палате. В случае положительного решения профильного комитета законопроект направляется в Совет палаты, где назначается ответственный по нему комитет. Если профильный комитет решит, что представленный законопроект не соответствует требованиям ст. 104 Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, то он возвращается субъекту законодательной инициативы для выполнения необходимых требований. В этом случае законопроект не считается внесенным и может быть вновь представлен на имя Председателя Государственной Думы.
После работы соответствующего комитета перед первым чтением законопроект направляется в Правовое управление Аппарата Государственной Думы, который проводит его правовую и лингвистическую экспертизу. Правовая экспертиза законопроектов проводится на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам. Лингвистическая экспертиза означает оценку соответствия представленного законопроекта нормам литературного русского языка.
Подготовленный к первому чтению законопроект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты
Субъект законодательной инициативы вправе отозвать внесенный в Государственную Думу законопроект до его первого чтения, а также по предложению ответственного комитета изменить его текст.
Второй стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Оно осуществляется в трех чтениях, если Государственная Дума не примет другого решения по отношению к конкретному законопроекту (ст. 105 Регламента Государственной Думы). Чтение представляет собой последовательное обсуждение законопроекта на пленарном заседании палаты, которое завершается голосованием по нему.
Первое чтение имеет, как правило, ознакомительный характер. На нем обсуждаются концепция законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, практическая значимость
По результатам Государственная Дума может принять (термин применяется по отношению к федеральным законам) или одобрить (по отношению к федеральным конституционным законам) законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, принять или одобрить закон или отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту законодательной инициативы
В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении работа над ним продолжается. Субъекты законодательной инициативы вправе предлагать поправки в законопроект, которые изучает и обобщает ответственный комитет.
По итогам работы комитет составляет таблицу поправок, которая состоит из трех частей. В первой сгруппированы поправки, одобренные ответственным комитетом и рекомендуемые к принятию Государственной Думой. Во второй фиксируются поправки, рекомендуемые к отклонению, и в третьей — поправки, по которым ответственным комитетом не было принято решение.
Ко второму чтению в Государственную Думу представляется законопроект, проект постановления Государственной Думы, определяющий порядок дальнейшей работы, указанные выше таблицы поправок, заключение Правового управления.
Ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект во втором чтении. В случае неодобрения решения ответственного комитета Государственная Дума направляет проект для доработки в этот же комитет или может назначить другой ответственный комитет.
Процедура второго чтения. В начале рассмотрения представитель ответственного комитета выступает с докладом, в котором сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, внесенных поправках и результатах их рассмотрения. Если у присутствующих имеются возражения по вопросу принятия поправок, рекомендуемых к принятию ответственным комитетом, то председательствующий ставит на голосование те поправки, которые не вызвали нареканий, а остальные поправки голосуются по отдельности. Поправки, по которым ответственным комитетом решение принято не было, ставятся на голосование. Поправки к федеральному закону принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если необходимого числа голосов поправки не набрали, они считаются отклоненными. После голосования по поправкам на голосование ставится предложение о принятии или одобрении законопроекта во втором чтении. Если за законопроект не проголосовало более половины от общего числа депутатов, законопроект отправляется на доработку в ответственный комитет. Если же при повторном рассмотрении законопроекта необходимое число голосов не набрано, он считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Законопроект может быть принят окончательно во втором чтении в случае наличия правовой и лингвистической экспертиз.
Одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для окончательной доработки. Здесь с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы устраняются внутренние противоречия законопроекта, проводится редакционная правка.
При рассмотрении законопроекта в третьем чтении внесение в него поправок, обсуждение в целом законопроекта или отдельных его статей не допускаются. Если законопроект не принят в третьем чтении, он считается отклоненным. Правда, в исключительных случаях законопроект может быть возвращен на стадию второго чтения. Федеральные законы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы.
На третьей стадии законодательного процесса одобренный федеральный конституционный закон или принятый федеральный закон с соответствующим документами в течение пяти дней передается Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации. Если за федеральный закон проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации либо если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней, закон считается одобренным Советом Федерации
Закон, принятый Государственной Думой, направляется в соответствующий (ответственный) комитет или несколько комитетов Совета Федерации и Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений. При этом члены Совета Федерации обладают правом организовать обсуждение федерального закона в субъектах РФ.
Совет Федерации большинством голосов принимает решение об одобрении или отклонении федерального закона без обсуждения либо об обсуждении его на заседании палаты. По результатам обсуждения Совет Федерации одобряет либо отклоняет принятый Государственной Думой федеральный закон. Таким образом, Совет Федерации в активной (путем рассмотрения) или пассивной (если закон не рассматривается на заседании) одобряет федеральные законы, принятые Государственной Думой.
Для разрешения разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации по инициативе любой из палат может создаваться согласительная комиссия. Она состоит из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на паритетных началах и прекращает свою деятельность после принятия Советом Федерации решения об одобрении либо отклонении федерального закона. решения комиссией принимаются путем раздельного голосования членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и только в случае положительных итогов обеих депутаций решение считается принятым
По итогам работы согласительной комиссии проводятся обсуждения в каждой палате. Если вариант согласительной комиссии в Государственной Думе не набрал большинства голосов, то Государственная Дума может принять федеральный закон в ранее принятой редакции, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Таким же образом федеральный закон может быть принят и сразу после отклонения Советом Федерации, если Государственная Дума не принимает или не поддерживает решения о создании согласительной комиссии. При этом повторно принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания, одновременно об этом уведомляется Совет Федерации. Если же отклоненный Советом Федерации закон не поддерживает необходимое большинство в Государственной Думе, он считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит.
Заключительной стадией законодательного процесса является промульгация, или процедура подписания и обнародования закона Президентом РФ. Согласно ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует федеральный закон. принятый федеральный закон направляется Президенту РФ той палатой Федерального Собрания, в которой завершилась процедура принятия федерального закона, т. е. Советом Федерации в случае одобрения принятого Государственной Думой федерального закона или Государственной Думой, если Совет Федерации отклонил закон, а Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации и повторно приняла федеральный закон квалифицированным большинством в первоначальной редакции. Именно с момента передачи принятого и одобренного закона начинается следующая стадия законодательного процесса.
Конституция РФ предусматривает возможность отклонения Президентом РФ федеральных законов — так называемое вето Президента. Оно носит относительный характер, т. е. может быть преодолено повторным рассмотрением в палатах Федерального Собрания РФ. Президент РФ может воспользоваться таким правом только по отношению к федеральным законам в течение 14 дней после передачи ему соответствующего федерального закона.
Если Президент РФ отклонил федеральный закон, то Государственная Дума и Совет Федерации согласно Конституции РФ могут преодолеть вето Президента РФ или согласиться с предложениями Президента РФ. Отклоненный Президентом РФ федеральный закон в ранее приятой редакции может быть одобрен только повторным голосованием в каждой палате, при этом за него должно проголосовать не менее двух третей депутатов и членов Совета Федерации.
Отклоненный Президентом федеральный закон должен быть обязательно одобрен каждой палатой Федерального Собрания РФ в ранее принятой редакции квалифицированным большинством голосов. Таким образом, преодолеть вето Президента РФ палаты могут только одним голосованием, а разрешение противоречий между палатами после голосования по отклоненному закону невозможно
Согласно Регламенту Государственной Думы отклоненный Президентом РФ закон передается в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает решение Президента. По итогам работы комитет может рекомендовать Государственной Думе согласиться с Президентом РФ и снять федеральный закон с рассмотрения; принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ; создать по предложению главы государства либо с его предварительного согласия специальную комиссию для преодоления возникших разногласий или одобрить закон в ранее принятой редакции. Решение о снятии федерального закона с рассмотрения выносится большинством голосов депутатов, согласие с предложениями Президента РФ принимается в таком же порядке. В последнем случае федеральный закон в редакции главы государства в течение пяти дней направляется в Совет Федерации, где одобряется или не одобряется как вновь поступивший, т. е. большинством голосов. Решение о создании специальной комиссии принимается большинством голосов депутатов Государственной Думы, о чем уведомляется Президент РФ и Совет Федерации
Выработанный специальной комиссией текст федерального закона рассматривается в Государственной Думе и Совете Федерации как вновь принятый закон и одобряется большинством голосов. Таким образом, любое изменение или дополнение отклоненного Президентом РФ федерального закона означает, что законодательные процедуры начинаются заново и проходят в порядке, предусмотренном ст. 105 Конституции РФ.
Порядок одобрения закона в ранее принятой редакции имеет ряд отличий от порядка рассмотрения законов, предусмотренного ст. 105 Конституции РФ. Если Государственная Дума одобряет федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, в ранее принятой редакции, то Совет Федерации может либо принять, либо отклонить этот закон. Если Совет Федерации соглашается с Государственной Думой и одобряет федеральный закон двумя третями голосов от общего числа членов, то этот закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок направляется Президенту РФ, который обязан подписать его в течение семи дней.
Президент РФ обязан подписать отклоненный им ранее федеральный закон после его повторного одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.
Составной частью заключительной стадии законодательного процесса является опубликование законов, так как в Российской Федерации действующими считаются те законы, которые были официально опубликованы. Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного и федерального законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования
Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, обеими палатами Федерального Собрания РФ. В Государственной Думе для принятия федерального конституционного закона требуется одобрение двумя третями голосов от общего числа депутатов (более 300 депутатов), в Совете Федерации — тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации (более 133 членов Совета Федерации). Наконец, если по отношению к федеральным законам
Конституция РФ применяет термин «принимаются» Государственной Думой, то по отношению к федеральным конституционным законам — термин «одобряются». Поэтому в Совет Федерации передается не принятый, а одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон. При этом федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей членов Совета Федерации. Государственная Дума преодолеть вето Совета Федерации в этом случае не может. Вето Президента РФ на данный вид законопроектов не распространяется. Принятые обеими палатами парламента федеральные конституционные законы подлежат подписанию и обнародованию Президентом РФ
Законы РФ о поправке к Конституции РФ. Предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ). При этом в соответствии со ст. 135 Конституции РФ ее гл. 1, 2, 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Причем Регламент Государственной Думы по отношению к процедуре инициирования пересмотра Конституции РФ использует термин «предложение о пересмотре».
Предложения о пересмотре Конституции РФ должны содержать новую редакцию этих глав или их отдельных статей и частей, обоснование вносимых предложений, а также перечень законов РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки. Поправки к гл. 3—8 Конституции РФ вносятся уполномоченным субъектом в форме проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ. При этом предложение о поправке к Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции РФ.
Предложения о пересмотре и проекты законов РФ о поправке к Конституции РФ передаются в комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству для подготовки заключения. При этом поправки к Конституции РФ обсуждаются в комитете с участием инициатора, полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ и других представителей.
Предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ и заключение Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает постановление об одобрении или отклонении указанных предложений. Предложение о пересмотре Конституции РФ считается одобренным, если за него проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения. Если Совет Федерации проголосует за предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не менее трех пятых от общего числа членов, должно быть созвано Конституционное Совещание.
Рассмотрение проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. В ходе рассмотрения этого проекта Государственной Думой заслушиваются доклады инициатора поправки, представителя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, выступления полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ в Государственной Думе, представителей депутатских объединений, экспертов и других лиц. Оглашается также заключение Общественной палаты, если оно имеется.
Голосование проводится по каждой поправке, и она считается одобренной, если за нее проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. После постатейного обсуждения и голосования поправок Государственная Дума принимает проект закона РФ о поправках к гл. 3—8 Конституции РФ в целом. Вновь проводится голосование, и проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов.
В соответствии со ст. 108 и 136 Конституции РФ одобренный Государственной Думой проект закона РФ о поправке к Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Первоначально он направляется в Комитет по конституционному законодательству Совета Федерации, но может быть передан и в другой комитеты (комитеты) и комиссии. Комитет по конституционному законодательству обобщает предложения комитетов и комиссий и готовит заключение. Обсуждение указанного проекта в Совете Федерации проходит аналогично процедуре одобрения федеральных законов. Закон РФ о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей членов Совета Федерации. При отклонении этого закона Совет Федерации вправе предложить Государственной Думе создание согласительной комиссии.
После принятия Советом Федерации закона РФ о поправке Председатель Совета Федерации должен опубликовать его для всеобщего ознакомления. Не позднее пяти дней со дня принятия закона РФ о поправке к Конституции РФ он направляется в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ считается одобренным законодательным (представительным) органом субъекта РФ, если он был одобрен в целом, без предложений о внесении в него изменений и дополнений и соответствующее постановление было направлено в Совет Федерации в срок, определенный Законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», т. е. не позднее одного года со дня его принятия. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации
Далее по прошествии установленного для одобрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона РФ о поправке к Конституции РФ Совет Федерации устанавливает результаты этого одобрения. В частности, на заседании Совета Федерации оглашается заключение комитета по конституционному законодательству о результатах рассмотрения этого закона в субъектах РФ. Совет Федерации принимает постановление об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ закона РФ о поправке к Конституции РФ, в котором в том числе содержатся данные об общем числе органов субъектов, одобривших этот закон и общий результат — одобрен или не одобрен закон законодательными (представительными) органам не менее чем двух третей субъектов РФ. Постановление направляется Президенту РФ и в законодательные (представительные) органы субъектов. Если указанный закон не получил одобрения более чем в двух третях субъектов РФ, то он считается отклоненным.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ может быть обжалован в Верховном Суде РФ Президентом РФ, законодательным (представительным) органом субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ.
В случае если законодательные (представительные) органы субъектов РФ одобрили закон РФ о поправке к Конституции РФ, то он направляется Президенту РФ для подписания и опубликования в течение семи дней. Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке к Конституции РФ подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Право вето Президента РФ на данный вид актов не распространяется.
Принятую поправку к Конституции РФ Президент РФ вносит в текст Конституции РФ.
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.
В систему органов исполнительной власти Российской Федерации входят:
- Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти
- Федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы и агентства)
- Органы исполнительной власти субъектов РФ (глава субъекта, органы государственного управления)
- Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, находящихся в субъектах РФ (управления, отделения инспекции и т.д.)
Правительство РФ – это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правовое положение Правительства закреплено в ФКЗ «О Правительстве РФ».
В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры. Председатель Правительства назначается на должность Президентом Российской Федерации. Заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президентом по предложению Председателя. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Общие полномочия Правительства РФ:
- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
По сферам деятельности Правительство реализует свои полномочия в:
- сфере экономики (напр., осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет общее руководство таможенным делом)
- сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (напр., разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг, осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации)
- социальной сфере (напр., разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ)
- сфере науки, культуры, образования (напр., обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования)
- сфере природопользования и охраны окружающей среды (напр., организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий)
- сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (напр., осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями)
- сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации (напр., организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации)
- сфере внешней политики и международных отношений (напр., обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях)
Федеральные органы исполнительной власти
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр) (напр., Министерство юстиции РФ)
Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти (напр, Федеральный комитет по контролю, борьбе с коррупцией и терроризмом)
Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа (напр., Федеральная служба судебных приставов)
Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа (напр., Федеральное агентство по рыболовству).
Структура федеральных органов исполнительной власти (в зависимости от руководства):
1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти (напр., Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Управление делами Президента РФ (федеральное агентство)).
2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: (напр., Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию)
3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ (напр., Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба)