Принцип равного избирательного права
Этот принцип избирательной системы означает следующее: все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом;
при голосовании избиратели обладают равным количеством голосов на выборах в один и тот же орган властй, т.е. получают одинаковое число избирательных бюллетеней (например, при выборах депутатов Государственной Думы избиратель получал два бюллетеня: один для избрания депутата по территориальному избирательному округу, второй для избрания депутатов по списку политической партии, избирательного блока; теперь же он будет получать только один бюллетень для голосования по спискам политических партий);
существует также равенство голосов избирателей по принципу «один бюллетень — один голос»;
наконец, равное избирательное право предполагает равенство возможностей избирателей по участию в избирательных действиях.
Иногда равное избирательное право характеризуют — при выборах депутатов — еще и равенством числа избирателей в избирательных округах и в этом плане как бы одинаковой «ценой» выборного мандата, равной представленностью избирателей различных округов в органе власти, что обеспечивается одинаковой нормой представительства избирателей на округ. Эта норма определяется делением общего числа избирателей всей территории, на которой проводятся выборы, на число депутатов, которых надо избрать.
Однако полное равенство избирательных округов ни по территории, ни по числу избирателей, приходящихся на избирательный округ, на выборах обеспечить трудно. Избирательное законодательство говорит, что при создании одномандатных избирательных округов (т.е. в округе избирается один депутат) соблюдается примерное равенство избирательных округов и допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей на один округ в сторону увеличения и уменьшения. Такое отклонение означает, что избирательные округа будут неодинаковыми по числу избирателей.
Принцип прямого избирательного права
Избрание непосредственно (прямо) населением.
Что касается многостепенных выборов, в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 35) закреплены два варианта формирования представительного органа муниципального района. Этот орган может: 1) избираться населением путем прямых выборов; 2) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. По второму варианту получается своеобразная система двухстепенных выборов.
Принцип тайного голосования
Тайное голосование обеспечивается наличием на каждом избирательном участке специальных кабин или комнат, в которых избиратели самостоятельно заполняют избирательные бюллетени, после чего опускают их в избирательные ящики.
Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан
Выборы в нашей стране являются свободными, т.е. проводятся в обстановке гласности, широкого информирования населения о всех мероприятиях.
Никто не вправе оказывать воздействие на него с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Разумеется, избирателя можно призывать принять участие в выборах, сознательно выразить свою волю, напоминать и о том, что неявка на голосование достаточного числа избирателей приведет к признанию выборов несостоявшимися, к их переносу, а это вызовет дополнительные финансовые, в том числе бюджетные, расходы. Но тем не менее неучастие в голосовании не вызывает каких-либо административных или уголовных санкций.
Неучастие избирателей в выборах («абсентеизм») может обусловливаться разными причинами, и прежде всего неверием в органы власти, в обещания кандидатов, а также в свою роль на выборах, считая, что все уже предрешено. Отрицательным обстоятельством стала, как это ни парадоксально, многопартийность — участие в предвыборных баталиях многих партий не позволяет избирателям разобраться в особенностях программ, зачастую мало различающихся. Ухудшающийся материальный уровень жизни избирателей тоже сказывается на их активности — зачем голосовать за тех, для кого безразлично твое положение. Однако улучшение материального положения в ряде стран также отразилось на числе участников голосования — если хорошо, зачем ходить на выборы.